Полный текст статьи
Печать

Для студентов-иностранцев экономического профиля подготовительного курса в Тамбовском государственном техническом университете, среди прочих дисциплин, обязательной является История России.

В представленной статье иностранными студентами следует считать учащихся, прибывшие из стран СНГ (Туркменистан, Таджикистан), Африки, Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока и Латинской Америки.  

Следует согласиться с мнением А.В.Войтовича, которыйотмечает следующие особенности фоновых знаний об истории России и мира данной группы студентов. В частности, указано 1) крайне скудный объем знаний о России вообще и ее истории; 2) незнание или плохое знание русского языка иностранным студентом; 3) разница в отношении к историческим событиям, общим для нашей страны и родных стран студентов[1]. В связи с этим перед преподавателями Истории России в иностранной аудитории стоят специфические задачи: 1) сформировать и расширить фоновые знания студентов; 2) создать лексико-грамматическую базу для дальнейшего обучения по дисциплинам гуманитарного профиля; 3) воспитательные задачи, которые точно обозначили Ф.М. Нуриахметова, В.Г. Холоднов: «Не менее важно сегодня в изучении истории определить приоритет общечеловеческих духовных ценностей, созданных за тысячелетия мировой истории, которые должны органически сочетаться с национальными ценностями, способствовать формированию самостоятельности мышления, расширению кругозора обучаемых, проявлению толерантности и взаимопонимания в условиях современного информационного общества» [2].

Для решения данных специфических задач преподавателями кафедры «Русская филология» Тамбовского государственного технического университета разработан вводный курс«Россия. История. События. Факты»[3].

Вводный курс истории России для студентов-иностранцев подготовительного курса имеет следующие цели: а) познавательная (формирование фоновых знаний об истории, культуре, России; обогащение общественно-политической лексикой, необходимой в процессе дальнейшего изучения таких дисциплин, как История России, Обществознание, Философия и др.) б) воспитательная (приобщение студентов к русской культуре, формирования интереса и уважения к России, её историческому прошлому, настоящему и будущему). 

Познание истории начинается, как известно, с создания конкретных образов об историческом факте, то есть исторических представлений. Как показывает опыт работы, в процессе обучения истории иностранных учащихся формируются три вида исторических представлений: 1) о фактах прошлого; 2) об историческом времени; 3) об историческом пространстве. Преподавателю важно понимать не только роль и виды исторических представлений, но и методику работы по их созданию.

Рассмотрим приемы и средства формирования представлений о фактах прошлого на кафедре «Русская филология» Тамбовского государственного технического университета, где авторским коллективом создано учебное пособие «Россия. История. События. Факты. Вводный курс по истории России для студентов-иностранцев, изучающих русский язык»[3]. По мнению авторов, одной из важнейших задач обучения истории студентов – иностранцев является создание у них конкретных представлений о фактах прошлого, охватывающих все стороны жизни общества:

А) О социально-политической жизни, представителях различных классов и слоев общества, формах классовой борьбы, устройстве государства и т.д. В качестве примера рассмотрим главу вторую учебного пособия «Политическая раздробленность на Руси. Русь удельная (XI – XV века)».

Главу открывает текст «Русь удельная (XI – XV века)», из которого узнают о исторических процессах, происходивших в указанный период. Следует отметить, что перед чтением и анализом текста преподаватель проводит комплексную предтекстовую работу, включающую знакомство учащихся с новой лексикой (например, раздробленность, удел, междуусобицы, боярин, феодал и др.), и выполнение ряда лексических заданий, направленных на точное и прочное усвоение изученных терминов. Чтение текста сопровождается демонстрацией карты, слайдов с иллюстративным материалом, пояснениями преподавателя. Особый интерес у студентов-иностранцев вызывает информация о том, в конце 14 века Русь состояла огромного количества княжеств и земель, соперничавших и воевавших друг с другом.

Понимание текстовой информации контролируется вопросно-ответной беседой, например,Какхарактеризуется политическая раздробленность в развитии раннефеодального государства? Почему политическая раздробленность не означала полного разрыва связей между русскими землями? Почему распад единой державы был опасен для страны? И др.[3: 26]

Следующим этапом работы по закреплению изученного материала является выполнение следующих заданий: заполните таблицу, соблюдая хронологию (по модели); расположите предложения в логической последовательности; согласитесь ли вы с утверждениями и т.п.

 Итоговой работой с подобным текстом может быть составленное самостоятельно сообщение о особенностях сходного периода истории родных стран учащихся.

Б) Об исторических деятелях: князьях, полководцах, царях, президентах. Из учебного пособия иностранные учащиеся узнают о жизни и деятельности русских князей (Ольги, Владимира, Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского), царей (Ивана Грозного, Петра I, Екатерины II, Николая I, Александра II, Николая II), российских полководцев (Кутузова, Багратиона, Барклая-де-Толли, маршала Жукова, Рокоссовского и др.), генеральных секретарей СССР и президентов РФ.

В) Об значимых исторических событиях: крещение Руси, татаро-монгольское иго, Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва, Смутное время, Северная война, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, отмена крепостного права, революции начала ХХ века, гражданская война, Великая Отечественная война, распад СССР, присоединение Крыма к России.

Г) Об историко-культурной жизни (искусство, литература и архитектура). Каждая глава пособия содержит тексты о русской культуре определенного исторического периода. Например, в главе «Вторая половина XVIII века: «Золотой век» дворянства» текст «Культура России в середине и второй половине XVIII века» содержит информацию о литературе этого периода, связанной с именами М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина, Н.Б. Карамзина. Ярко представлены архитектура, скульптура, живопись и театр «Золотого века». В качестве закрепления и контроля представлений о русской культуре данного периода служат следующие задания: установите соответствия между автором и произведением; прочитайте предложение и скажите, о ком илио чем идет речь (например: В своих комедиях он критиковал нравы дворян. Это … . Первая научная грамматика русского языка имела название … и др.)[3: 107].

Д) О материальной жизни (орудия труда, быт, одежда, занятия людей, отрасли хозяйства). Эта информация содержится в текстах под рубрикой «Это интересно!», в которых учащиеся узнают о том, что ели славяне, какие у них были города, деньги и т.д. 

На наш взгляд, познавательное значение исторических представлений, создаваемых у иностранных учащихся, заключается в следующем: конкретные исторические представления являются основой формирования исторических понятий, и чем шире и богаче содержание образов и картин прошлого, тем содержательнее и устойчивей эти понятия. Исторические картины должны вызывать у иностранных учащихся интерес, желание сочувствовать, уважение к историческому пути России. В этом и состоит воспитательное значение исторических представлений, формируемых на занятиях по Истории.

Как отмечалось ранее, создание у иностранцев конкретных представлений об истории России приобретает особую сложность в связи двумя факторами: во-первых, многие учащиеся впервые знакомятся с историей России, а во-вторых, зачастую исторические знания, полученные ими на родине, интерпретируются иначе, чем в российской науке. Большой трудностью при этом является то, что современные словари не содержат устаревшую лексику и исторические термины. В связи с этим задача преподавателя заключается в правильном толковании данных лексических единиц. Например, если термин «феодал» не является для иностранных студентов проблемой, так как он содержится в словаре, то устаревшее «боярин» вызывает серьезные трудности. Преподавателю, работающему с иностранной аудиторией, необходимо не только хорошо владеть изучаемым историческим материалом, но и четкими представлениями о том, как объяснить тот или иной термин или историческую реалию. В пособии «Россия. История. События. Факты» в помощь студенту и преподавателю даются исторические справки. Например, Боя́рин (ж.р. боя́рыня, мн.ч. боя́ре) – человек из высшего класса феодального общества в X–XVII веках в Древнерусском государстве. Зе́мский собор – парламент, собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов. Мещани́н (мн.ч. меща́не) – горожанин, мелкий торговец или ремесленник, который живет и работает в городе, имеет недвижимость (дом, мастерскую, магазин) и платит налоги. Наро́дноеополче́ние – мобилизация всего населения для защиты от врагов[3:69].

Для иностранной аудитории важную роль играют наглядные образы, особенно на начальном этапе обучения. Преподавателю необходимо работать над созданием образов, адекватных эпохе, чтобы предотвратить такую особенность, как модернизация истории. С этой целью используется разнообразный наглядный материал в сочетании с чтением текста и выполнением различного рода заданий. Наглядный материал можно классифицировать следующим образом: 1) иллюстрации учебника, которые создают представление об орудиях труда. Занятиях, внешнем облике людей, их жилище, сражениях, памятниках культуры и т.д. В вводном курсе «Россия. История. События. Факты» представлены картины русских художников: А.М. Васнецова «Строительство Московского кремля», «Три богатыря», «Крещение князя Владимира», С. Кириллова «Крещение княгини Ольги», К.В. Лебедева «Новгородское вече», В.Г. Перова «Тройка», И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», фотографии, характеризующие эпохи от начала ХХ века до начала XXI века, портреты исторических личностей, писателей и поэтов, кадры из фильмов «Молодая гвардия», «Летят журавли», афиша фильмов, агитационные плакаты начала и середины ХХ века.

Важным дополнением изучения вводного курса является работа с учебными, мультипликационными и художественными фильмами,например,

Князь Владимир (м/ф 2006г.),

Илья Муромец (х/ф 1956г.),

Александр Невский (х/ф 1938г.),

Тарас Бульба (х/ф 2008г.),

В начале славных дел (х/ф 1980 г.),

Офицеры (х/ф 1971г),

Летят журавли (х/ф 1957г.),

Брестская крепость (х/ф 2010 г.),

Юрий Гагарин (х/ф 2014 г.) и др.

Данный вид работы предполагает серьезную предварительную подготовку, которая включает в себя: 1) характеристику эпохи; 2) словарную работу, включающую не только толкование лексики, но и различные исторические справки и социальные и этнографические комментарии. В ходе просмотра фильма необходимы комментарии и, в случае необходимости повторные просмотры важнейших или непонятных эпизодов. Заключительными этапами работы с фильмом являются 1) вопросно-ответная беседа с целью контроля и корректировки понимания событий и идеи произведения; 2) дискуссия по оценке исторических событий, представленных в фильме, которая обозначит отношение к увиденному и позволит скорректировать мнение учащихся.

В качестве самостоятельной и контрольной работы студентам предлагается подготовить и представить устные сообщения и презентации со следующей тематикой: устные сообщения

Русские былины – отражение исторического прошлого Древней Руси.

Герои легенд – вымышленные и реальные исторические персонажи.

Новгородская республика.

Кирилл и Мефодий – создатели русского алфавита.

На поле Куликовом.

Решающая битва.

Первопечатник Иван Фёдоров.

Подвиг Ивана Сусанина.

«Люблю тебя, Петра творенье…».

Реформы Петра I – окно в Европу.

Михаил Васильевич Ломоносов – основатель российской науки.;

Презентации:

Русь – страна городов.

Княгиня Ольга и её роль в истории России.

Архитектура Древней Руси.

Живопись удельной Руси.

Устное народное творчество (былины, песни, сказания).

Сокровищницы Кремля.

Минин и Пожарский – патриоты земли русской.

Архитектура начала 18 века.

Технические открытия второй половины 19 века.

Русские художники – передвижники.

Вторая мировая война и её уроки.

Российский кинематограф – отражение истории страны.

Зимние Олимпийские игры в Сочи.Российские президенты.(и др.).

Важным источником формирования зрительных образов являются различного рода экскурсии, позволяющие учащимся собственными глазами увидеть то, с чем они познакомились на аудиторном занятии. С этой целью разработан ряд тематических экскурсий, которые проводятся как преподавателями, так и сотрудниками музеев (на среднем этапе обучения) и работниками туристического агентства (продвинутый этап). Тематика экскурсий включает:

«Тамбов на карте генеральной»: история Тамбовской области по материалам городского краеведческого музея г. Тамбова;

«Славные победы российского воинства» на базе Мемориально-исторического комплекса г. Тамбов;

«Русская усадьба» на базе дома-музея Асеева (г. Тамбов);

«Их имена носят улицы Тамбова» на базе дома-музея Г.В. Чичерина (г. Тамбов);

«Тамбовские святыни» на базе музея медицины г. Тамбова;

«Никто не забыт и ничто не забыто» на базе мемориального комплекса «Мамаев курган» г. Волгоград).

Таким образом, усвоение исторических понятий, понимание временных, локальных причинно-следственных связей некоторых закономерностей общественного развития, формирование системы фоновых знаний,  овладение умением применять знания по истории, пользоваться ими при изучении исторического материала на продвинутом этапе обучения, выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом: текстом учебника, историческим доку-ментом, газетой, фильмом – основная цель преподавания истории России на подготовительном факультете.

В целом же изучение истории России является необходимым средством для восстановления, к сожалению, утраченных позиций российского образования в мире. Именно эта мысль, по нашему мнению, отражена в статье Президента Российской Федерации В.В. Путина «Россия и меняющийся мир» (2012г.): «Россия унаследовала великую культуру, признанную и на Западе, и на Востоке. Но мы пока очень слабо инвестируем в культурные индустрии, в их продвижение на глобальном рынке. Возрождение мирового интереса к сфере идей, культуры, проявляющееся через включение обществ и экономик в глобальную информационную сеть, дает России с ее доказанными талантами в сфере производства культурных ценностей дополнительные шансы» [4].