Полный текст статьи
Печать

Проблема коррекции школьной тревожности подростков - одна из самых серьезных проблем современного общества.Продолжающиеся интенсивные изменения в обществе приводят к увеличению запросов и требований, предъявляемых к современному человеку. В связи с этим, основной задачей современной системы образования заключается в оптимизации учебного процесса, который осуществляется за счет увеличения содержания изучаемого материала, разработку и применение новых методов преподавания, научных исследований и создания необходимых условий для полного развитие учащихся. Наряду с этим, одной из задач современной школы и общества в целом является сохранение и укрепление психического здоровья учащихся. Необходимость решения этой проблемы растет, особенно сегодня, когда быстро растет число детей, испытывающих эмоциональные проблемы, связанные со школой. Это приводит к ослаблению соматического развития учащихся и неврозов.

Таким образом, проблема тревоги средней школы, как индикатор эмоциональных бедствия, влияет не только на состояние их психического и физического здоровья, но и для успеха учебной деятельности является очень важным.

 

Эмоциональная сфера в современной культуре, становится патогенной зоной, поскольку возрастают эмоциональные нагрузки на личность. Стрессоустойчивость человека, является одним из требований современной жизни, а тревожность, все чаще становится устойчивым личностным образованием, одной из форм эмоционального неблагополучия.

Вопрос о причинах устойчивой тревожности является центральным и вместе с тем наименее исследованным. Ответ на него во многом зависит от того, рассматривается ли она как личностное образование или как свойство темперамента. С ответом на этот вопрос связано представление о способах преодоления тревожности, хотя далеко не всегда определяется им полностью.

Тревожность - индивидуальная психологическая характеристика, которая проявляется в стремлении человека часто испытывать сильную тревогу по относительно малым поводам [1].

Школьная тревожность - это широкое понятие, включает различные аспекты школьного эмоционального дистресса. Она выражается в волнении, повышенном беспокойство в образовательных ситуациях в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников [2].

Школьная тревожность относится не только к числу проблем современной психологии. С древних времен философы разных эпох беспокоили отношения учителя и ученика, продуктивность образовательного процесса. В своих исследованиях они сравнивают влияние эффективности образовательного процесса в отношении его непосредственных участников - обучающихся. С развитием человеческого общества, проблема школьной тревожности не утратила актуальности. Предотвращение ее образования, пути преодоления волнуют школьных психологов по сей день [3].

В настоящее время число детей с симптомами школьной тревожности постоянно растет. Это связано с объективными внешними факторами, связанными с социальными отношениями и с внутренними, где берет свое начало от психологических особенностей ребенка. Изучение предпосылок и проявления тревожности составляет основу деятельности школьного психолога [4].

Наиболее типичное, возникновение школьной тревожности, связанно с социальными и психологическими факторами, или фактор образовательных программ. На основе анализа литературы и опыта работы школьной тревожности, мы выявили ряд факторов, влияние которых способствует формированию и консолидации [5].

К ним относятся:

- перегрузка обучения;

- неспособность студента, чтобы справиться с школьной программой;

- неадекватные ожидания со стороны родителей;

- неблагоприятное отношение с учителем;

- регулярно повторяющиеся оценочно - экзаменационные ситуации;

- изменение школьного сообщества и / или непринятие детскую команду.

Исследование психологической школьной тревожности пятых классов проходило в три этапа.

Как правило, школьная тревожность является результатом взаимодействия личности с ситуацией. Это определенный тип тревоги, характерной для определенного класса ситуаций - ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной среды:

- негативные требования, которые могут поставить его в унизительное или неловкое положения;

- неадекватные часто завышенные требования;

- противоречивые требования, которые предъявляют ребенку родители, школа, сверстники [4].

Конкретные причины тревожности могут быть описаны на каждом этапе дошкольного и школьного детства.

Образовательная среда школы описывается следующими характеристиками:

- физическое пространство, характеризуется эстетическими особенностями и выявлением возможных пространственных движений ребенка;

- человеческие факторы, связанные с характеристиками системы "ученик - учитель - администрация - родители";

- программа обучения.

Социальная тревожность. Люди чувствуют себя неуютно, находясь среди большого скопления людей, например в школе, на работе, итд. Из-за этого, люди сознательно стараются избегать определенных видов деятельности: не знакомятся с людьми, отказываются от общественных мероприятий;

 Публичная тревожность. При таком расстройстве чувство тревоги остро проявляется на любых массовых мероприятиях. Это могут быть экзамены, публичные конференции и т. д. В основе этого беспокойства является неуверенность человека в том, что он сможет справиться с заданием, страх оказаться в неловкой ситуации. В то же время, акцентируется внимание не на основной задаче и возможных неприятностях, которые могут произойти;

Тревога, проявляется при необходимости сделать определенный выбор. Когда нужно принять определенное решение тревога может корениться в неуверенности в правильности выбора, страхе перед ответственностью, а также ощущении собственной беспомощности;

Посттравматическая тревожность. Очень часто появляется состояние постоянной тревоги после пережитой травмы. Человек испытывает беспричинное беспокойство, ожидать опасности, просыпается среди ночи с криком, не понимая причины своих страхов;

 Экзистенциальная тревога. Это осознание человека, что он может умереть. Такая тревога имеет три основных проявления: страха смерти, страха суда и неспособности соответствовать ожиданиям окружающих и страх, что жизнь проходит впустую;

Разделенное тревожное расстройство. При этом заболевании человек испытывает острый приступ тревоги и паники, если оказывается в незнакомом пространстве или же отделенным от конкретного лица;

Обсессивно-компульсивное расстройство. Иррациональные, навязчивые тревожные мысли можно назвать основным симптомом этого расстройства беспокойства, и больной всегда осознает болезненность своего состояния, но не может избавиться от своих постоянных проблем и идей;

Соматогенная тревога. Состояние тревожности, выступающая в качестве симптома какого-либо соматического заболевания

Цель нашей работы является: теоретически изучить и экспериментально проверить особенности школьной тревожности младших школьников

Объект исследования: школьная тревожность младших школьников 

Предмет исследования: исследование школьной тревожности младших школьников

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень школьная тревожность школьников различен.

Задачи исследования:

1.           Проанализировать понятие «школьная тревожность» в психолого-педагогической литературе;

2.           Выявить психологические особенности школьной тревожности младших школьников

3.           Определить этапы, методы и методики исследования;

4.           Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты констатирующего эксперимента;

5.           Составить рекомендации педагогам и родителям по коррекции учебной школьной тревожности младших школьников.

Первый этап был организован как поисково-подготовительный. Он заключался в проведении теоретического анализа научной литературы по проблеме психологической адаптации младших школьников, сформулирована гипотеза, определены объект и предмет работы, поставлены задачи исследования.

Второй этап - экспериментальный. Выявлены показатели уровня тревожности пятиклассников.

Третий этап - контрольно-обобщающий. Проведен качественный, количественный и корреляционный анализ полученных результатов; составлены рекомендации педагогам и родителям.

Экспериментальная база исследования – МОУ СОШ № 48 Копейского городского округа. В исследовании приняли участие ученики 5-го «А» класса в количестве 22 человека.

Отношения в коллективе данного класса напряженные, есть дети, которые манипулируют другими, угрожают, пугают, устраивают интриги в сторону учителей. Активные, спортивные, творческие дети. Разделяются на группы. Абсолютная успеваемость класса составляет 100%, качественная -45%.

Констатирующий этап эксперимента был направлен на изучение социальной адаптации младших подростков.

Рассмотрим результаты констатирующего эксперимента, полученные по методике изучения тревожности Филипса. Они представлены на рисунке 1,2.

Продемонстрируем на рисунке 1,2 результаты исследования по методике изучения тревожности Филипса.   

Рисунок 1 - Распределение результатов исследования по уровням тревожности (по методике Филипса) 

Как видно из рисунка 1, что высокий уровень тревожности на 37% меньше среднего уровня тревожности и на 33 % меньше низкого уровня тревожности.

Мы видим, что средний уровень проявился на 37% больше высокого уровня тревожности и на 4% больше низкого уровня тревожности.

Низкий уровень тревожности на 33% больше высокого уровня тревожности, но на 4 % меньше среднего уровня тревожности. 

 

Рисунок 2 – Распределение результатов исследования по шкалам тревожности. (по методике изучения тревожности Филипса) 

На рисунке 2 , видно, что общая тревожность в школе наблюдается у 11-ти детей.

 Переживание социального стресса выявили у 6-ти учащихся. Фрустрация потребности в достижении успеха проявилось у 5-ти человек.

У большинства учащихся, это 19 человек, выявлено страх самовыражения.

По результатам страха ситуации проверки знаний, зафиксировано у 18-ти учащихся данного класса.

 Страх не соответствовать ожиданиям окружающих проявляется у 6-ти учащихся.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу наблюдалось у 8-ми человек.

Беспокойство, как опыт эмоционального дискомфорта, предчувствие надвигающейся опасности является выражением недовольства важных человеческих потребностей [7].

Тревога характеризуется сложной структурой, в том числе познавательные, эмоциональные аспекты с доминированием последнего [8,9].

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что в середине учебного года у пятиклассников преобладает средний уровень тревожности, что говорит о нормальной социальной адаптации в среднем звене общеобразовательной школы.

Подводя итоги исследования, следует отметить, что тревога является одним из типичных проблем, с которыми сталкиваются каждый учитель и школьный психолог. Большинство учителей знают о проблеме повышенной тревожности и ее влияние на развитие ребенка, и поэтому пытаются снизить негативное влияние повышенной тревожности: создать благоприятные условия, благоприятный психологический климат, ситуации успеха, использовать индивидуальный подход в обучении и образование. Все это помогает снизить уровень тревожности [6].

В разные моменты жизни человек может испытывать беспокойство, возникновение которых связано с субъективной оценки текущей ситуации до сих пор неизвестно, как сдержать опасность. Иногда этот опыт ситуативно и не причиняет вреда человеку, наоборот, он помогает активизировать все силы своего тела и интеграции перцептивных и когнитивных процессов в ходе подготовки к конфронтации и преодоление возможной опасности. Тем не менее, в некоторых случаях, появление чувства тревоги, вызванных тревогой - устойчивая тенденция индивида воспринимать мир как ограждающей угрозы.

 

Добыча и обработка информации из окружающей среды, с точки зрения системно-структурного подхода, реализуемого в рамках функционирования когнитивных представительно-операционных структур, а также точность восприятия и анализа полученной информации определяется их иерархической организации.