На сегодняшний день сопровождение развития памяти в системе образования становится актуальной задачей. При переходе из дошкольного учреждения в начальную школу, перед ребенком встает множество трудностей. Они влияют на эмоциональное, психическое физическое, а также умственное развитие. В связи с большим объемом информации ребенку сложно обработать, запомнить и сохранить нужный материал. Причиной этому являются как возрастные особенности памяти детей младшего школьного возраста, так и повсеместная компьютеризация.
В своем исследовании Д.И. Фельдштейн приводит результаты регрессивных изменений современного ребенка и указывает на то, что повсеместное приобщение детей к телевизору, начинается практически с младенчества [1]. Данные зарубежных ученых показывают, что к поступлению в начальную школу время проведенного за простором телевизора достигает до 12 тысяч часов.
Исследования Института социологии Российской академии наук, доказали, что больше половины родителей, а именно 60% предпочитают проводить свободное время со своими детьми за просмотром телевизионных передач, каждый десятый дошкольник проводит свой индивидуальный досуг у экрана телевизора. Эти факторы вызывают потребность с постоянной экранной симуляции, которая в свою очередь блокирует всю основную деятельность ребенка, замещая в свою очередь игровую деятельность, являющуюся ведущей в данном возрасте.
Следствием этого является снижение концентрации, развитие гиперактивности, повышает рассеянность, возникают трудности при чтении, а также снижается аудиальное восприятие информации. Происходит регрессивное изменение мозгового обеспечения при познавательной деятельности, ухудшаются механизмы произвольного регулирования, все это ведет к значительному снижению всех возможностей избирательного внимании, а также избирательной оценки любой значительной информации. Помимо всего вышеизложенного уменьшается объем рабочей памяти.
Компьютеры, планшеты, телефоны, находящиеся в свободном доступе у детей с раннего возраста, автоматически отменили необходимость надолго запоминать формулы и правила, заучивать поэмы или прозаические отрывки, а также постоянный доступ в интернет с любого устройства не способствуют развитию памяти ребенка.
Таким образом, можно сказать, что частая проблема, с которой приходится сталкиваться современным педагогам, это недостаточно развитые механизмы запоминания.
Память – главнейшая функция, обеспечивающая приобретение новых знаний, поэтому она лежит в основе обучения и развития школьника. Зная возрастные и индивидуальные особенности развития памяти младшего школьника педагог-тьютор может составить «индивидуальный образовательный маршрут» развития памяти ребенка.
Развитие памяти у детей очень важно, поскольку от нее зависит то, как они будут воспринимать информацию во время учебы. Заниматься с ребенком нужно систематически, начиная еще с дошкольных лет. В таком возрасте у юного человека лучше всего работает память, связанная с образами и эмоциями.
Дети хуже реагируют на символы или слова. Но стоит определить, какая память лучше развита у каждого ребенка индивидуально. Может быть, ему проще запомнить, когда он сам рисует, или, наоборот, когда ему показывают готовые картинки. Или же ему все-таки лучше рассказывать и объяснять. В любом случае в младшем школьном возрасте эффективнее использовать игры на развитие. Память во время этого процесса легче усваивает информацию.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) - это такой проект, составленный для обучающегося, который индивидуализирует его образовательный процесс, а также определяет этапы, которые как предполагается обучающийся должен пройти сам, при их поддержке педагогов, при этом стоит учитывать, что использующиеся образовательные технологии и средства подбираются согласно актуальному состоянию развития обучающегося. Отметим, что такой подход возможно применять к детям как с низкими интеллектуальными возможностями, так и с высокими образовательными потребностями. При таком подходе индивидуальный образовательный маршрут возможно разработать для любого ученика.
Индивидуальный образовательный маршрут предполагает пролонгированность (в данном случае - на протяжении первой ступени образования). Данный маршрут нецелесообразно выстраивать сразу на 4 года, можно только задать его направление и корректировать согласно изменениям, происходящим с обучающимся. В связи с этим отметим, что, основой построения образовательного маршрута является создание оптимальных условий для развития его потенциала и формирования необходимых компетенций обучающегося.
Таким образом, в более широком смысле индивидуальный образовательный маршрут представляет собой объединённую модель образовательного пространства школы, создаваемую службой сопровождения данного образовательного учреждения.
Тьюторство в начальной школе акцентировано на переходе от дошкольного к начальному образованию, на создании условий для возникновения образовательной инициативы у первоклассников. Тьютор работает с картой развития конкретного обучающегося. Тьютор (от английского tutor) – учитель, воспитатель, наставник, личный куратор ученика [2].
Куратор служит связующим звеном между преподавателем и учеником, главная его цель – сопровождение и качественное обеспечение индивидуального обучения детей любого возраста. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, проконтролировать расписание, психологически настроить подопечного на продуктивную работу. Очень часто учителя не занимаются нерадивыми учениками, не проявляющими способности к предмету. Деятельность тьютора заключается в том, что он обязан найти подход к ребенку, узнать, что именно ему интересно, чем он хочет заниматься [3].
Принимая во внимание тот факт, что дети, поступающие в школу, именуют низкий уровень произвольной памяти, можно заключить, что продуктивность памяти будет зависеть от тех условий, которые создает педагог-тьютор и способов, которыми обучающийся пользуется для запоминания. На сегодняшний день распространённым приемом запоминания для ребенка является упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, которые не требуют проявления смекалки и самостоятельности. Следовательно, у ребенка не развиваются такие качества памяти как: долговременность, глубина, произвольность. А данные качества определяют самостоятельность памяти. Исходя из педагогического опыта, условия, которые необходимы для организации интенсивной целенаправленной работы по системному развитию памяти, весьма сложно создать на уроках, так как они насыщенны учебными материалами. Следовательно, реализацию программы по развитию сопровождения памяти младших школьников целесообразно разделить на внеурочную, проводимую после основных уроков в форме группового занятия и работу в процессе обучения на уроке, применяя приемы структурирования, классификации, организации, повторения и запоминания учебного материала.
Для того, чтобы создать условия для сопровождения развития памяти и создать индивидуальный маршрут важно опираться на индивидуальные, возрастные особенности школьника. Необходимо также учитывать потребности ребенка на данном возрастном этапе, готовность к работе по данному образовательному маршруту, здоровье, психическое состояние в данный момент времени и мотивацию. Эффективность запоминания существенно возрастает, при присутствии высокого уровня мотивации. Мотивы для запоминания могут различаться. Познавательные мотивы, с содержательными характеристиками учебного процесса, где ребенок делает большой упор на самообразование. Социальные мотивы – желание получить одобрения от педагога, быть грамотным человеком или полезным обществу. А также внешние мотивы, к которым можно отнести готовность школьника обучаться на положительные отметки за материальное вознаграждение.
Наличие у ребёнка положительных мотивов для хорошего выполнения предъявляемых школой требований, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации [4].
Учебное заведение устанавливает правила перехода ученика на индивидуальную образовательную программу предусматривая все особенности, перечисленные выше.
Структура ИОМ состоит из следующих компонентов: - целевого, содержательного, технологического, диагностического, организационно-педагогического [5].
На этапе разработки ИОМ мы будем опираться на модель психолого-педагогического сопровождения развития памяти детей младшего школьного возраста.
Первым этапом моделирования является целеполагание [6]. С целеполагания начинается любая деятельность человека. Это процесс определения цели с установлением дополнительных параметров для эффективного управления процессом при осуществлении идеи. Данный этап является первичной фазой в управлении, который предусматривает постановку непосредственно генеральной цели и выстраивание дерева целей в соответствии с назначением и характером решаемых задач.
Вторым этапом моделирования является построение дерева целей. В свою очередь, дерево целей - это структура иерархического перечня целей, в которой цели второго и последующих порядков подчинены и служат для достижения цели первого порядка. Этот метод, в исследовании В.И. Долговой, представляет собой инструмент, значительно облегчающий работу.
Само построение дерева целей представляется как разработка шагов для достижения поставленной генеральной цели. Данный метод, значительно облегчающий работу по любому исследованию. Генеральная цель должна являться вершиной дерева. Ветвями становятся локальные цели, которые помогают в достижении целей верхнего уровня. Каждая цель представляется в виде подцели следующего уровня. Таким образом, объединение всех целей должно полностью характеризовать главную, генеральную цель.
Для осуществления наиболее успешного сопровождения развития памяти детей младшего школьного возраста нами было составлено «дерево целей», представленное на рисунке 1.
Рисунок 1- «Дерево целей» сопровождение развития памяти детей младшего школьного возраста
Генеральная цель: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность реализации программы психолого-педагогического сопровождения памяти детей младшего школьного возраста.
1. Изучить особенности памяти детей младшего школьного возраста.
1.1. Выявить особенности и условия развития опосредствованной памяти.
1.2. Выявить особенности и условия развития зрительной памяти.
1.3. Выявить особенности и условия развития слуховой памяти.
2. Выявить уровень развития опосредствованной, зрительной и слуховой памяти у детей младшего школьного возраста до и после проведения развивающих занятий.
2.1. Провести диагностику по методике Р.С. Немова «Диагностика опосредствованной памяти».
2.2. Провести диагностику по субтесту «Зрительная память».
2.3. Провести диагностику по субтесту «Слуховая память».
3. Реализовать программу сопровождения развития памяти детей младшего школьного возраста.
3.1. Создать положительный эмоциональный фон.
3.2. Способствовать развитию опосредствованной, зрительной и слуховой памяти детей младшего школьного возраста.
3.3. Создать условия для успешного развития памяти детей младшего школьного возраста.
3.4. Формировать у детей младшего школьного возраста чувство уверенности в собственных силах.
4. Обобщить результаты развивающей работы.
4.1. Проанализировать результаты реализации программы сопровождения развития видов памяти у детей младшего школьного возраста.
4.2. Разработать психолого-педагогические рекомендации для учителей, педагогов-тьюторов и родителей обучающихся, с целью закрепить полученные результаты и продолжить сопровождение развития видов памяти детей младшего школьного возраста.
Из целей хорошо видно, что сама программа сопровождение развития памяти детей младшего школьного возраста состоит из четырех блоков:
1. Теоретический.
2. Диагностический.
3. Развивающий.
4. Оценки результатов исследования.
Теоретический блок направлен на изучение психолого-педагогической литературы по проблеме видов памяти детей младшего школьного возраста.
Диагностический блок направлен на изучение уровня развития памяти детей младшего школьного возраста.
Развивающий блок направлен на разработку и апробацию программы психолого-педагогической сопровождение развития памяти детей младшего школьного возраста.
Блок оценки результатов исследования направлен на анализ результатов формирующего эксперимента, в котором возможно предположить:
• положительные результаты исследования, подразумевающие повышение уровня развития памяти детей младшего школьного возраста;
• отрицательные результаты исследования, подразумевающие что уровень развития памяти детей младшего школьного возраста, не изменится или не понизится.
Во всех четырех блоках исключительно важную роль играют подобранные адекватно целям диагностические методики [7, 8].
Таким образом, сознательное использование памяти у обучающихся начальной школы весьма слабо развито, сам обучающийся не может рационально усваивать информацию. В целом как произвольная, так и непроизвольная память обучающихся начальной школы претерпевает качественные изменения. Память развивается в медленном темпе, если не осуществлять комплексную целенаправленную работу всеми специалистами службы сопровождения школы. Для достижения значительного эффекта к данной работе необходимо подключать педагогов-тьюторов, которые будут составлять и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут.
Сопровождение развития памяти детей младшего школьного возраста видов памяти детей младшего школьного возраста может происходить при условии целенаправленной, специально организованной работы и введения элементов образности в абстрактный материал, установления смысловых связей в разнородном конкретном материале в процессе учебной деятельности.