Развитие адаптационных ресурсов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – важная задача современного образования, определяющая успешность их социальной интеграции в динамичных условиях социально-профессиональной среды в будущем.
Эффективное решение проблемы развития адаптационных способностей школьников с ОВЗ, как сложного, многопланового и интерактивного процесса формирования определенных субъектных качеств, возможно при учете особенностей взаимовоздействия субъектов образовательного процесса и той среды, в которой происходит этот процесс, с последующей их оптимизацией.
Проблема адаптации учащихся при переходе к новому этапу образования, от дошкольного до высшего-профессионального имеет особую актуальность, поскольку каждый обучающийся в процессе непрерывного образования многократно испытывает адаптационный стресса [1].
Адаптация, являясь междисциплинарной научной категорией в своем исследовании имеет биологический, экологический, физиологический, социальный, психологический, педагогический, профессиональный и другие аспекты.
Адаптацию (от латинского adaptare - приспособлять) в широком смысле понимают, как процесс приспособления индивидных и личностных качеств человека к изменяющимся условиям существования [2].
Психологическое понимание феномена «адаптация» (Г.А. Балл, Ф.Б. Березин, Л.Ф. Бурлачук, Е.В. Виттенберг, Е.К. Завьялова, Е.Ю. Коржова, В.И. Медведев, А.Г. Маклаков, А.А. Реан, Т.И. Ронгинская, С.Т. Посохова, Н.С. Хрусталева и др.) имеет свою конкретизацию, как как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности.
Психологическая адаптация потенциально есть способность к постоянному обогащению и развитию личности.
Изучению процесса адаптации, связанного с проблемами межкультурного взаимодействия, уделили внимание Г.М. Андреева, P.M. Баевский, Ф.В. Бассин, Ф.Б. Березин, В.А. Смирнов и др. Проблема адаптации представлена в работах зарубежных психологов А. Адлера, Г. Айзенка, Г. Гартмана, Ф. Перлза, А. Фрейда и Р. Хэнкивнесли.
Наибольшая потребность в изучении проблемы адаптации возникла вследствие развития «эго-психологии», в рамках которой исследуется аутопластическая адаптация, представляющая собой изменения личности (ее структуры, умений, навыков и т.п.), с помощью которых она приспосабливается к среде.
Под адаптацией сегодня понимают реализацию двух групп процессов.
Первая группа связанна с конфликтными ситуациями, а во вторую группу входит свободная от конфликтов сфера «Я».
Именно эти две группы процессов способствуют нормальной адаптации и происходит создание защитных механизмов личности.
Механизмы и факторы процесса адаптации обучающихся в условиях образовательной среды обозначены в фундаментальных работах ученых в области отечественной педагогической психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Так Л.С. Выготский признавал решающую роль активности ребенка в усвоении им знаний, умений, привычек, способностей, что имеет важное методологическое следствие, позволившее отойти в осмыслении проблемы адаптивного взаимодействия индивида со средой от ригидных взглядов на адаптацию ребенка как на пассивное приспособление к требованиям среды к пониманию адаптации как процесса активного преодоления индивидом своих внутренних ограничений и внешних препятствий [цит. по 3, с.20].
Концептуализируя среду, в котором приходится адаптироваться современному человеку, важно уточнить содержание понятия.
Понятие "среда", несмотря на необычайно широкое употребление, не имеет четкого и однозначного определения в гуманитарных науках.
Современное понимание феномена образовательной среды рассматривает отдельно образование - как сферу социальной жизни и среду - как фактор образования.
Образовательная среда - система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Для того, чтобы в образовательной среде развивалась психически здоровая личность, необходимо создание оптимальных условий, имеющих высокие показатели безопасности данной среды.
Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, в которую входят специально организованные оптимальные условия для формирования полноценной личности, а также возможности её развития, обучения и воспитания [4].
В современной педагогической психологии взаимодействия школьника и образовательной среды исследуют Ю.Г. Абрамова, А.А. Афанасьева, Б.Н. Боденко, Л.А. Боденко, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, Т.В. Черникова.
В работах представлены различные аспекты образовательной среды, детерминирующие адаптацию/дезадаптацию школьников.
К числу таковых условий образовательной среды следует отнести ее психологическую безопасность.
Разработкой проблемы психологической безопасности образовательной среды занимается И.А. Баева, В.А. Дмитриевский, В.И. Долгова, Э.Э Сыманюк и др.
Анализируя различные подходы к определению психологической безопасности образовательной среды, было выявлено, что безопасность можно трактовать по – разному, так как для каждого человека она определяется по – своему, на что указывает И.А. Баева [5, 6].
Психологическую безопасность, И.В. Баева трактует как состояние психологической защищенности, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия, которая складывается из психологической защищенности, удовлетворенности потребности в личностно-доверительном общении и референтной значимости среды.
Следовательно, психологическая безопасность образовательной среды представляет собой состояние образовательной среды, свободное от проявлений насилия, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
При этом образовательная среда должна соответствовать запросам и потребностям личности, которые касаются обеспечения психического здоровья всех субъектов образовательного процесса
Для создания психологически безопасной образовательной среды необходимо предотвратить возникновения угрозы нарушения взаимодействия участников образовательного процесса.
К основным угрозам следует отнести: психологическую травму, основной причиной возникновения которой является психологическое насилие в процессе взаимодействия, что препятствует самоактуализиции и гармоничному развитию ребенка.
Низкая референтная значимость подразумевает непризнание образовательной среды её участниками, как следствие отрицание её норм.
Референтная значимость оценивается по трём направлениям: позитивное отношение к образовательной среде, нейтральное отношение или же отрицательное. К уровню удовлетворённости основными характеристиками процесса взаимодействия будут относиться: организационный аспект, неэффективность деятельности службы сопровождения, неразвитость преподнесения учебного материала.
Всё это влияет на мотивацию к получению знаний, на самооценку обучающихся, на позитивный настрой выполнения деятельности и на стремление достижения успеха. Ингибиция развития обозначенных характеристик ведёт к процессу дезадаптации, который, влечёт за собой не усвоение образовательной программы, и вслед за этим неудовлетворённость родителей образовательным процессом.
Психологическая безопасность образовательной среды определяется множеством факторов.
Безопасная образовательная среда подразумевает создание комфортной обстановки для нормального развития личности.
Проекция представленных положений позволяет рассматривать проблему адаптации пятиклассников с ОВЗ в контексте обеспечения условий психологической безопасности образовательной среды, оказывающих прямое воздействие на ее результат, в целях профилактики риска дезадаптации и формирования психологически здоровой личности.
Психологические условия адаптации пятиклассников имеют свою специфику. При переходе в пятый класс происходит кардинальное изменение образовательной среды, которое представлено далее в таблице 1.
Таблица 1.
Изменение образовательной среды при переходе в пятый класс
№ п/п |
Признак |
Характеристика признака |
Новизна |
неопределенность представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса |
|
Нагрузка |
увеличение учебной нагрузки, возросший объём учебной работы как на уроке, так и дома |
|
Темп |
возросший темп работы на уроке и необходимость быстро конспектировать учебный материал |
|
Режим |
новые виды учебной деятельности и новые требования, которые зачастую рассогласован у разных учителей-предметников |
|
Я-концепция |
формирование собственной Я-концепции |
|
Общение |
формирование нового стиля общения с учителями |
|
Методики |
различие методик преподавания учителей-предметников |
|
Требования |
возможное различие требований учителей-предметников |
|
Контроль |
отсутствие системного контроля |
|
|
Межличностные отношения |
необходимость установления новых межличностных отношений с учителями и классным руководителем |
необходимость установления конструктивных межличностных взаимоотношений с одноклассниками |
||
|
Статус |
– смена статуса по отношению к другим школьникам: в основной школе пятиклассники оказываются самыми маленькими, вследствие чего у них могут возникнуть проблемы со старшеклассниками |
|
Поведение |
– необходимость освоения школьного пространства и правил поведения в нём |
Успешность адаптации пятиклассников определяется также сформированностью коммуникативных навыков, проявляющимися в том, насколько эффективно и бесконфликтно они способны выстраивать отношения и совместную деятельность с одноклассниками и педагогами, соблюдать определённые правила, нормы и ориентироваться в непривычных ситуациях [8].
Психологическая адаптация пятиклассников с ОВЗ имеет свои особенности, которые проявляются в нарушениях когнитивной, эмоционально-волевой сфер личности.
Из этого следует, что все выше перечисленные проблемы адаптации, будут протекать более заметно и остро.
Наличие тревожности и страха будут более выражены.
Младшие школьники с высоким уровнем тревожности склонны воспринимать образовательную среду как заключающую в себе опасность и угрозу в значительно большей степени, чем младшие школьники с низким уровнем тревожности.
Они более подвержены влиянию стресса и склонны переживать состояние тревоги большей интенсивности и значительно чаще, чем младшие школьники с низким уровнем школьной тревожности.
У такой категории обучающихся отсутствует потребность в достижении успеха, присутствуют страхи в отношении с учителями, снижается успеваемость.
Такие школьники характеризуются повышенной агрессивностью, импульсивностью, зависимостью. Они не уверены в себе, имеют заниженную самооценку.
Высокий уровень школьной тревожности не позволяет успешно учиться, снижает способность к концентрации внимания, ухудшает воспроизведение информации и ассоциативное мышление.
В связи с этим для такой категории обучающихся требуется проведение коррекционной работы по снижению их уровня школьной тревожности.
Именно своевременное выявление тревожных младших школьников с ограниченными возможностями здоровья позволит избежать психологические трудности и проблемы неуспеваемости на последующих этапах обучения [9].
При условии коррекции уровня школьной тревожности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья качество учебной деятельности повышается.
Основными направлениями в работе педагога-психолога по коррекции высокого уровня тревожности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья могут быть применение арт-терапевтических техник и методов сказкотерапии, обучение этим техникам и методам родителей, повышение самооценки, предупреждение ситуаций неуспеха [10].
Ситуации неуспеха сопровождаются напряженными эмоциональными и поведенческими реакциями.
Дети с ОВЗ особо чувствительны и ранимы, поэтому учителю необходимо ориентироваться на создание психологически безопасных условий обучения, обеспечивающих успешность процесса адаптации к ней.
В свою очередь, задачей педагога-психолога образовательного учреждения является экспертиза и формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды.