Проблема изучения внимания никогда не теряет своей актуальности. В последние годы значительно выросло число школьников, потерявших интерес к учебе, у многих детей отмечается снижение познавательной активности и концентрации внимания. Это доказывает необходимость разработки практических психолого-педагогических средств, направленных на увеличение потенциальных возможностей школьников, развитие их познавательных процессов.
Внимание направляет и сосредоточивает сознание личности в данный участок времени на каком-то идеальном или реальном объекте – явлении, предмете, событии, образе и т.д. Внимание не сводится ни к одной из трех сфер психического, оно занимает важное место среди всех психических явлений, являясь частью чувства, познания, воли.
В психологии принято выделять произвольное (целенаправленное, намеренное) и непроизвольное (нецеленаправленное) внимание. Также к основным характеристикам внимания относятся его концентрация, объем, переключаемость.
У младшего школьника внимание играет важнейшую роль, поскольку от уровня его развития зависит, насколько будет успешна учебная деятельность ребенка. Образовательный процесс предъявляет требования к произвольности внимания детей в плане умения контролировать свои действия, работать не отвлекаясь, сверять полученный результат с поставленной целью, следовать инструкциям. Именно из-за несформированности и неумения управлять вниманием младшие школьники зачастую испытывают трудности в процессе обучения, что значительно снижает познавательную активность детей и приводит к неуспеваемости.
Еще более актуальны для психологической и педагогической практики вопросы, связанные с изучением внимания ребенка младшего школьного возраста с диагнозом "задержка психического развития" (ЗПР), количество которых в последние годы заметно возросло. Комплексным изучением такой аномалии, как ЗПР, занимались отечественные психологи В.М. Астапов, Т.А. Власова, В.М. Лубовский, М.С. Певзнер и др. По данным их исследований, у половины детей с таким диагнозом именно нарушения внимания занимают 1-е место среди причин нарушений познавательной деятельности.
Предметом нашего исследования являются гендерные особенности внимания у младших школьников с задержкой психического развития, в связи с чем необходимо рассмотреть понятие "гендер". Ю.А. Костенкова объясняет, что понятие «гендер», введённое в социологические исследования в XX веке, с самого начала актуализировало проблему соотношения социального и биологического. Традиционное понимание термина «гендер» с опорой на понятие «биологический пол» биологизирует социальные параметры жизни человека [1].
Разделение людей на женщин и мужчин является центральной установкой восприятия различий, имеющихся в поведении и психике человека. Исследования проблемы «гендера» и «пола» определяются неоднозначностью и сложностью самого предмета, который включает индивидуальный, социальный и биологический аспекты. В психологии используется как термин «психологический пол», так и понятие «биологический пол».
В результате разделения понятий социального и биологического пола возник термин «гендер». Постепенно в западной литературе ученые стали применять понятие «гендер» (от лат. genus – род), под которым подразумевалась совокупность черт, отличающих мужчин и женщин.
Р. Ангер говорил, что гендер – это совокупность культурных и социальных норм, которые социум предписывает выполнять личностям в зависимости от их биологического пола [цит. по 2, с. 113].
По мнению В.В. Абраменковой, гендер указывает на социально-психологические характеристики и социальный статус, связанные с сексуальностью и полом, но возникающие во взаимодействии с другими личностями [цит. по 3]. И.А. Сергеева, изучая гендерные особенности внимания, отмечает, что и мужчины, и женщины могут быть наблюдательными и внимательными, если объект внимания им интересен. Но девушки обнаруживают более сильную заинтересованность во взаимоотношениях с окружающими людьми. У большинства юношей взаимоотношения с людьми конкретные и поверхностные, у них преобладает эмоциональная сдержанность. Внимание многих девушек привлекает сама личность с ее внутренним миром, проблемы личностных взаимоотношений, ядро их самосознания определяется именно межличностными отношениями [цит. по 3, с. 112]. Согласно И.А. Сергеевой, девочки школьного возраста превосходят мальчиков-ровесников по произвольному вниманию.
Женский пол демонстрирует тонкую наблюдательность, но лишь в том, что их интересует и может отличаться иной организацией внимания (худшее распределение, меньший объем и др.) [4].
Опыт М.С. Егоровой и Н.Ф. Шляхты выявил особенность внимания у 14-15-летних подростков: мальчики ориентированы в большей степени на точность работы, а девочки – на быстроту (по показателям устойчивости, объема, распределения внимания). Также обнаружено преимущество женщин по устойчивости, избирательности, объему внимания [цит. по 5, с.174].
Т.В. Бендас утверждает, что в целом результатов исследований внимания не хватает, для того чтобы делать серьезные заключения о половых различиях этого процесса, но важно то, что и мужчины, и женщины могут быть наблюдательными и внимательными, если объект внимания им интересен [5, с. 175].
У детей с разными типами ЗПР наблюдаются нарушения произвольности внимания. Обычным является и снижение его концентрации, что негативно сказывается на процессах обучения и воспитания. Недостатки внимания обусловлены органическими или функциональными нарушениями центральной нервной системы и приводят к неспособности сосредоточиться на выполнении заданий учебного или игрового характера [6].
При ЗПР недостаточный уровень внимания – существенная и заметная особенность познавательной деятельности. Дети с ЗПР на уроках отвлекаются, очень рассеяны, не способны сосредоточенно слушать учителя или работать более 10-15 минут. Динамика уровня внимания у детей с таким нарушением неодинакова. У одних внимание достигает максимума в начале урока, а по мере продолжения работы оно постепенно снижается; у других детей сосредоточение внимания наступает лишь к середине урока, после выполнения другой деятельности; для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания, с чередованием подъемов и спадов. Снижение уровня концентрации внимания замечается при утомлении детей, которое при диагнозе «задержка психического развития» наступает достаточно быстро. Школьники теряют мотивацию к восприятию и усвоению учебного материала [7].
Частые переходы от состояния активности к полной пассивности внимания, смена настроений тесно связаны с нервно-психическим состоянием детей с ЗПР и возникают обычно без веских причин. Но и внешние обстоятельства (большой объем работы, сложность задания) могут выводить ребенка из равновесия, снижать концентрацию его внимания, заставлять нервничать. Особенно резко проявляются нарушения внимания после занятий, которые требуют интенсивного умственного и физического напряжения. Невозможность сосредоточиться на задании и собственная неуспешность вызывают у одних детей категорический отказ от работы, у других – раздражение, особенно если требуется усвоение нового учебного материала. У школьников снижается познавательная активность, формируется неуверенность в своих силах, падает самооценка.
По мнению А.В. Запорожца, для большинства школьников с ЗПР характерна ослабленность внимания к вербальной (словесной) информации. Даже во время интересного и эмоционального рассказа учителя дети начинают отвлекаться, теряют нить повествования учителя и не могут ответить на поставленные вопросы. Особенно заметными становятся эти особенности, если присутствуют какие-то отвлекающие факторы: посторонний звук, упавший предмет, чей-то разговор и т.п. Педагогу в такой ситуации потребуется достаточно много усилий, чтобы вернуть учащихся в рабочее состояние. У младших школьников с ЗПР, прошедших дошкольную подготовку в специальных дошкольных учреждениях, грубых недостатков внимания не наблюдается, однако проявления синдрома гиперактивности и дефицита внимания обнаруживаются и у них, особенно в условиях повышенного напряжения и утомления [8].
Представим и проанализируем результаты проведенного нами исследования по изучению гендерных особенностей свойств внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР. В исследовании приняли участие 12 учеников (6 мальчиков и 6 девочек) 2 класса с диагнозом «задержка психического развития».
В ходе экспериментального исследования у школьников выявлена рассеянность, неустойчивость внимания, наблюдаются низкая концентрация на объекте и трудности переключения внимания. Испытуемые быстро устают, долгое время не могут сосредоточиться на задании, что говорит о быстрой истощаемости внимания учащихся 2 класса. Также в ходе работы у испытуемых наблюдались низкая заинтересованность в правильности выполнения задания и частые колебания внимания. В ходе исследования по методике «Кольца Э. Ландольта» были получены следующие результаты (рис. 1).
Рисунок 1. Результаты диагностики объема внимания младших школьников с ЗПР по методике «Кольца Э. Ландольта»
При изучении объема внимания у младших школьников с ЗПР было выяснено, что семеро детей (один мальчик и шесть девочек, 17 % и 100% соответственно) имеют низкий объем внимания, они часто делали ошибки, много отвлекались, отмечали все крестики неверно, переспрашивали задание и тяжело понимали ситуацию диагностики. По отношению к ним применялись стимуляция и одобрение дальнейших действий, например: «умница», «хорошо», «дальше». Для того, чтобы удержать внимание, приходилось указывать на нужную строку с заданием. Трое мальчиков (50 %) показали средний уровень объема внимания. Два мальчика (33 %) имеют высокий уровень объема внимания. Они легче всех понимали задание, старались делать его правильно, были активны.
При исследовании устойчивости внимания было выяснено (рис. 2), что шестеро детей (пять девочек и один мальчик, 83 % и 17 % соответственно) имеют низкий уровень. Они ошибались уже с первой строчки выполнения заданий, часто зачеркивали не те знаки, которые надо было, пропускали те знаки, которые надо было зачеркивать. При этом скорость обработки знаков по ходу выполнения задания понижалась. Испытуемые часто отвлекались, смотрели на образец выполнения упражнения, путали похожие по написанию знаки. По отношению к ним применялось стимуляция дальнейших действий и одобрение, например: «умница», «хорошо», «дальше». Для того, чтобы удержать внимание детей, приходилось указывать на нужную строчку с заданием. Четверо мальчиков (66 %) имеют средний уровень устойчивости внимания. Они делали ошибки, начиная с четвертой строчки выполнения задания, реже путали знаки между собой, меньше пропускали нужные знаки и зачеркивали те знаки, которые не надо было зачеркивать. Один мальчик (17 %) и одна девочка (17 %) имеют высокий уровень устойчивости внимания.
Рисунок 2. Результаты диагностики продуктивности и устойчивости внимания младших школьников с ЗПР по методике «Кольца Э. Ландольта».
По методике изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона-Рузера) были получены следующие результаты (рис. 3):
Рисунок 3. Результаты диагностики устойчивости и концентрации внимания младших школьников с ЗПР по методике изучения концентрации и устойчивости внимания.
С выполнением данной методики дети справились быстрее всего. При исследовании концентрации внимания мы выяснили, что 3 человека (2 девочки и 1 мальчик, 33 % и 17 % соответственно) имеют средний уровень концентрации внимания. Они допустили небольшое количество ошибок, хорошо ориентировались в задании. Легко кодировали предъявляемый стимульный материал. Восемь детей (пять мальчиков и три девочки, 66 % и 50 % соответственно) имеют низкий уровень концентрации внимания. Они стали делать ошибки с первой строчки задания, часто путали фигуры, ставя не тот знак, начинали рисовать на бланке. На протяжении всего задания скорость обработки материала понижалась. По отношению к ним применялось одобрение и стимуляция дальнейших действий. И двое детей (один мальчик и одна девочка, 17% и 17 % соответственно) показали очень низкий уровень сформированности концентрации внимания. Они начали ошибаться уже с первых знаков выполнения задания, часто путали их, начинали разрисовывать бланк, перескакивали на следующую строчку, не закончив предыдущей, тяжело ориентировались в задании. Для удержания внимания необходимо было указывать на нужную строку с фигурой. По отношению к ним также применялись стимуляция и одобрение дальнейших действий.
Таким образом, в результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы. По показателям объема внимания более низкие результаты получены у девочек; по показателям устойчивости, наоборот, у девочек результаты несколько выше, чем у мальчиков. Но и у мальчиков, и у девочек в целом все характеристики внимания находятся на недостаточном уровне сформированности. Следовательно, если внимание младших школьников с задержкой психического развития специально не развивать, то в дальнейшем наступает снижение способности распределять, удерживать, сосредоточивать, переключать внимание, что может привести к стойкой неуспеваемости.
Итак, наиболее актуальной причиной отставания ребенка в школе является несформированность у него познавательной деятельности, отсутствие мотивации, слабость познавательных процессов и т.д., поэтому необходима коррекционная работа по развитию внимания. Ниже даны некоторые рекомендации родителям и педагогам по улучшению внимания у детей с задержкой психического развития? которые требуют освоения инновационных образовательных технологий учителями коррекционной школы [9].
Прежде всего необходимо использовать различные игры для развития внимания у ребенка. Приведем примеры некоторых игр.
Игра «Кто быстрее?». Ученикам предлагается как можно точнее и быстрее зачеркнуть в любом тексте (в газете, например) какую-нибудь букву. Успешность теста оценивается по количеству допущенных ребенком ошибок, по времени его выполнения. Рекомендуется стимулировать интерес детей и поощрять успехи.
В следующем упражнении можно выявить связи зрительной памяти и внимания. Ребенку предлагается подробно описать по памяти школьную площадку, путь из школы домой – то, что он видел не один раз. Младшие школьники делают такие описания устно, а пропущенные детали их одноклассники дополняют.
Игра «Кого испугался садовник?». Цель: развить устойчивость и объем внимания. Стимульный материал: рисунок с изображением сада или огорода, зверей, фруктов, овощей и садовника. Ребенку дается рисунок с изображением садовника в своем саду. Нужно найти того, кого напугался садовник.
Инструкция: «Посмотри внимательно на изображение. На нем нарисован убегающий по саду садовник. Он кого-то боится. Кого мог испугаться садовник в этом саду? Покажи и объясни; почему?»
В результате математической обработки результатов диагностик мы отвергаем нулевую гипотезу и принимаем альтернативную. Следовательно, мы можем сделать вывод, что у девочек младшего школьного возраста с ЗПР и у мальчиков младшего школьного возраста с ЗПР существуют различия в сформированности свойств внимания. Но и тем и другим требуется специальная помощь по развитию данного психического процесса.