Полный текст статьи
Печать

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел содержит высокий уровень напряженности и стресса, определяемыхпостоянной вероятностью столкновения с опасностью.

Экстремальные обстоятельства, составляющие профессиональный опыт сотрудников, создают напряженные условиядеятельности в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья. Одним из проявлений негативных психологических хараткреистик профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел является включенность в конфликт [1].

Профессиональная деятельность сотрудниковорганов внутренних дел связана с необходимостью взаимодействия с гражданами, составляющими недобропорядочные и незаконопослушные слои общества.

Указанные обстоятельства создают негативное влияние на психологическое здоровье сотрудников органов внутренних дел, их межличностные взаимоотношения, формируют риски возникновения конфликтных ситуаций

Проведенные исследования стратегий конфликтного поведения у сотрудников полиции общественного порядка, демонстрируют неблагоприятные тенденции:

• наличие противоречивых требований к сотруднику проявлять эмоционально-волевую устойчивость при провоцировании правонарушителями конфликтной ситуации,не позволяя втянуть себя в конфликт и одновременно предпринимать все возможные меры к разрешению и пресечению конфликта;

• профессионально-этическое содержание конфликта интересов заключается в противоречии между служебным долгом и личной заинтересованностью, которое может нанести моральный урон званию сотрудника [2].

Вышеизложенное определило актуальность исследования стратегий конфликтного поведения сотрудников полиции общественного порядка, которое было проведено с участием группы полицейских в составе 13 человек УВО по г. Челябинску – филиал ФГКУ ГУ МВД России по Челябинской области, ПЦО № 3.

Исследование стратегий конфликтного поведения сотрудников полиции общественного порядка проводилось с помощью методик: опросник К. Томаса «Определение способов регулирования конфликтов», Тест В.П. Пугачева «Конфликтная личность», методика С. Емельянов «Самооценка конфликтности».

Результаты исследования по тесту В.П Пугачева “Конфликтная личность” представлены на рисунке 1.  

Рисунок - 1 Результаты диагностики по тесту В.П. Пугачева “Конфликтная личность” 

Результаты исследования указывают на преобладание склонности личность к конфликту на среднем уровне - 54%. Испытуемые способны уверенно демонстрировать свою позицию, независимо от того, какие последствия это повлечет для деловых и личных отношений.

Низкий уровень конфликтности демонстрируют 31% испытуемых. С таким показателем люди проявляют такт, способны избегать критических ситуаций. Если приходиться вступать в спор, то они рассчитывают, возможные последствия для служебного положения или приятельских отношениях.

Высокий уровень конфликтности выявлен у 15 % испытуемых, для них характерен поиск повода для разногласий, склонность критиковать, навязывать свое мнение, даже в случае неправоты.

Результаты исследования по методике С. Емельянов “Самооценка конфликтности” представлены на рисунке 2.

 Рисунок - 2 Результаты диагностики по методике С. Емельянов “Самооценка конфликтности” 

Исследование показало, что в исследуемой выборке наибольший уровень конфликтности слабый – 54% испытуемых, это указывает как на склонность избегать конфликтных ситуаций, так и возможную неготовность к отстаиванию личной позиции.

Уровни конфликтности: выраженная, невыраженная, отсутствие представлены в равной степени - 15%. Высокий уровень конфликтности не выявлен.

Результаты диагностики по опроснику К. Томаса “Определение способов регулирования конфликтов” представлены на рисунке 3 . 

Рисунок - 3 Результаты диагностики по опроснику К. Томаса “Определение способов регулирования конфликтов” 

Исследование показало, что в исследуемой выборке с наибольшей частотой применяется такая стратегия конфликтного поведения как сотрудничество - 46%. Сотрудники полиции, применяя данную стратегию, активно участвуют в разрешении конфликта и отстаивают как свои интересы, так и другого человека, реализуя совместную деятельность.

Применение стратегии сотрудничества требует временных затрат для определения потребностей и интересов сторон, их обсуждения.

Этот способ поведения требует понимания причин конфликта, личностной зрелости, мотивации к совместному поиску вариантов его решения и психологической компетентности [3].

Стратегии приспособления, компромисса применяются с частотой 23%.

Стратегию регулирования конфликтов приспособление применяют 23 % испытуемых, для которых свойственна склонность к совместным действиям с другим человеком, но без попыток реализовать личные интересы.

Компромисс, как стратегию конфликтного поведения выбирают 23% испытуемых, они готовы к уступке в своих потребностях, но при условии удовлетворения их главного содержания.

Стратегия реализуется путем торга и обмена, что обеспечивает возможность принятия общего решения.

В наименьшей степени используется стиль конкуренция – 8%. Человек демонстрирует активность в разрешении конфликта, но стремится в первую очередь реализовать собственные интересы, вынуждая других отказываться от личных намерений.

Стратегия избегания не выявлена.

Результаты исследования указывают на необходимость психологической помощи сотрудникам полиции общественного порядка в формировании конструктивных стратегий конфликтного поведения.  

Рисунок 4 – Модель формирования конструктивных стратегий конфликтного поведения сотрудников полиции общественного порядка 

Процесс формирования предполагает придание объекту определенных характеристик. Формирование — это объективный и закономерный процесс, в ходе которого человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения. Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни — об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. Формирование - процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности [4].

Обсудим формирование конструктивных стратегий конфликтного поведения сотрудников полиции общественного порядка в процессе моделирования. Модель - это искусственно созданный процесс, аналогичный естественному явлению.

Охарактеризуем блоки модели (рисунок 1).

Теоретический блок включает постановку цели, подборку методов и методик, анализ литературы по формированию конструктивных стратегий конфликтного поведения сотрудников полиции общественного порядка.

Диагностический блок направлен на измерение конфликтности поведения сотрудников полиции общественного порядка с помощью комплекса методов и методик.

Формирующий блок включает в себя разработку и реализацию программы психолого-педагогического взаимодействия.

Задачи:

1. Определить личностно-профессиональную значимость полученных изменений;

2. Cформировать у сотрудников полиции общественного порядка знания о понятии, структуре и проявлениях конфликтности в поведении;

3. Изучить особенности конструктивных стратегий конфликтного поведения;

4. Сформировать конструктивные стратегии бесконфликтного поведения.

Программа включает в себя три этапа: установление контакта, основной этап, заключительный этап. В структуру каждого занятия входят: ритуал приветствия, основная часть, ритуал прощания.

Программа реализовывалась с учетом принципов [5, 6]:

1.           уважительное отношение друг к другу;

2.           общение по принципу «здесь и сейчас»;

3.           искренность;

4.           конфиденциальность;

5.           обратная связь.

Аналитический блок ориентирован на анализ и оценку эффективности реализованной программы по формированию конструктивных стратегий конфликтного поведения сотрудников полиции общественного порядка, в том числе с применением методов математической статистики.