Полный текст статьи
Печать

Сегодня развитие творческого потенциала детей является ведущим направлением психолого-педагогической теории и практики. Дополнительное образование один из социальных институтов детства, для которого творческая деятельность ребенка первична. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, дополнительное образование детей быстро и точно реагирует на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства, а именно: организует досуг, предоставляет свободу выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля дополнительной общеобразовательной программы и времени ее освоения, удовлетворяет интересы, образовательные потребности, способствует развитию мотивации к познанию и творчеству, самореализации и профессиональному самоопределению.

Творческая деятельность возникает не сразу, а постепенно развивается из более элементарных и простых форм и на каждой возрастной ступени имеет свое собственное выражение, так, например, дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития творческих способностей. По мнению Л. С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности [1, с. 5]. Творческая активность личности дошкольника представляет собой внутреннюю потребность в познании нового, проявляется в освоении широкого круга деятельности: игровой, музыкально – художественной, познавательно – исследовательской, продуктивной и других.

Н. Н. Поддьяков способность к творческой деятельности дошкольников связывал с особенностями мышления. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника вне ситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания. Уровень образного мышления становится подготовительным этапом в развитии индивидуально – психологических особенностей личности, которые определяют уровень творческих способностей [цит. по 2, с. 6].

С целью изучения влияния дополнительного образования на развитие образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста нами было проведено исследование, в котором принимали участие дошкольники объединения «Золотой ключик» МКОУДО «Центра дополнительного образования детей» г. Коркино. Количество участников – 20 человек, из них девочек – 9, мальчиков –11. Возраст детей 6 – 7 лет. Для изучения процесса развития образного мышления и творческих способностей старших дошкольников мы использовали метод психологического моделирования. В.И. Долгова дает следующее определение модели: модель (в широком понимании) – упрощенный мысленный или знаковый образ, какого – либо объекта или системы объектов, используемый в качестве их «заместителя» и средство оперирования [3, с.42].

В ходе исследования использовались следующие методы и методики [4, 5]:

– теоретические: анализ психологической, педагогической и методической литературы, целеполагание, моделирование;

– эмпирические: эксперимент констатирующий и формирующий, наблюдение, тестирование, метод ранговой корреляции Спирмена, Т - критерий Вилкоксона;

методики: проективная «Несуществующее животное» Э. П. Торренса, «Батарея тестов креативности» Е. Е. Туник, «Педагогическая диагностика творческих способностей детей» Котовой Е. В., Кузнецовой С. В., Романовой Т. А.

Наблюдение во время констатирующего эксперимента показало, что дети заметно отличались друг от друга при выполнении предложенных им заданий: одни отличались ярко выраженной увлеченностью, заинтересованностью, инициативностью в выборе деятельности, активностью, другие, наоборот, испытывали тревожность, трудности в установлении контактов, стеснялись открыто проявлять свои чувства, были пассивны.

Для того, чтобы выяснить есть ли связь между мышлением и творческими способностями мы использовали метод ранговой корреляции Спирмена.

Первоначальное значение термина «корреляции» – взаимная связь. Когда говорят о корреляции, используют термины «корреляционная связь» и «корреляционная зависимость».

Корреляционный анализ выявил сильную или тесную корреляционную связь (r = 0.9) между мышлением и творческими способностями детей старшего дошкольного возраста.

Эмпирическое изучение проблемы образного мышления и творческих способностей старших дошкольников привело к необходимости разработки и апробации программы психолого–педагогического формирования образного мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

При составлении программы психолого–педагогического формирования образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста мы учитывали не только возрастные особенности детей, но и логику формирования способностей разных видов художественно–эстетической деятельности в условиях здоровьесберегающей психологически безопасной развивающей среды дошкольного образовательного учреждения [6, 7]. Система игр строилась на основе комплекса приемов, стимулирующих детское творчество:

– дополнение изображения, сочинение рассказов, составление образов из заданных элементов, опредмечивание изображений;

– альтернативное использование предметов (замещение на основе изменения функций, назначения, способа применения и т.п.);

– решение проблемных ситуаций, преобразование и усовершенствование предметов, самостоятельное выдвижение новых идей, сюжетов и т.п.;

– нахождение общих и отличительных характеристик между близкими по характеру явлениями, предметами и объектами (синектика – поиск аналогий, морфологический анализ).

Занятия по программе проводились в течение 1 месяца. Частота встреч – 3 раза в неделю. Количество занятий – 12. Длительность каждого занятия 30 мин.

Каждое занятие состояло из 3 частей:

1. Вводная часть – приветствие, создание благоприятного настроя на дальнейшую работу.

2. Основная часть – проведение игр и упражнений на развитие образного мышления и творческих способностей.

3. Итоговая часть – подведение итогов занятия (рефлексия), прощание с группой.

С целью проверки эффективности реализации программы психолого–педагогического формирования образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста была проведена повторная диагностика образного мышления и творческих способностей старших дошкольников.

При повторной диагностики использовались те же методики, что и на начальном этапе эксперимента.

Оценка эффективности проводилась на основании двух показателей: психодиагностических данных «до» и «после» групповой работы.

Для анализа результатов диагностики творческих способностей (творческого воображения) мы воспользовались тремя факторами Дж. Гилфорда:гибкость, оригинальность и точность.

1. Высокий уровень – оценка «5» – оригинальность рисунка, необычность названия, точное соответствие поставленной задачи;

2.  Средний уровень – оценка «3» – простота в исполнении, схожесть с существующим животным или человеком, нет названия рисунка.

3. Низкий уровень – оценка «2» – ставилась тем детям, которые ничего не нарисовали или выполнили задание не точно.

Результаты повторного исследования творческих способностей (творческого воображения) детей старшего дошкольного возраста по методике «Несуществующее животное» Э. П. Торренса, представлены на рисунке1  

Рисунок 1 Распределение результатов уровней творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста по методике «Несуществующее животное» Э. П. Торренса на формирующем этапе эксперимента 

Как видно из рисунка 1, после реализации программы психолого – педагогического формирования образного мышления и творческих способностей

у детей старшего дошкольного возраста высокий уровень творческого воображения остался прежним – 5 человек (25%) – их работы и названия отличались необычностью; средний уровень развития творческого воображения с 50% (10 чел.) увеличился до 60 % (12 чел.) – их работы соответствовали поставленным задачам, прослеживаются элементы оригинальности, дети с заданием справились самостоятельно; низкий уровень снизился  с 25% (5 чел.) до 15 % (3 чел.) – требовалась помощь при выполнении заданий, работы не соответствовали поставленным задачам.

Результаты повторного исследования образного мышления детей старшего дошкольного возраста по методике «Батарея тестов креативности» Е. Е. Туник на формирующем этапе эксперимента представлены на рисунке 2

 

Рисунок 2 Распределение результатов уровней образного мышления детей старшего дошкольного возраста по методике «Батарея тестов креативности» Е. Е. Туник на формирующем этапе эксперимента

Как видно из рисунка 2, после реализации программы психолого–педагогического формирования образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста высокий уровень образного мышления  увеличился с 15% (3 чел.) до 25% (5 чел.) – были даны оригинальные ответы, дети с заданием справились быстро, без затруднений, отличились количеством ответов; средний уровень образного мышления с 55% (11 чел.) увеличился до 75% (15 чел.) – по количеству ответов на вопросы уступали детям с высоким уровнем, в ответах прослеживаются элементы оригинальности; низкий уровень был у 30% (6 чел.) после составил  0%.

Результаты повторного исследования уровней проявления компонентов творчества в различных видах художественной деятельности у детей старшего дошкольного возраста по методике «Педагогическая диагностика творческих способностей» Котовой Е. В., Кузнецовой С. В., Романовой Т. А., представлены на рисунке 3 

 
Рисунок 3 Распределение результатов уровней проявления компонентов творчества в различных видах художественной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе эксперимента


Из рисунка 3 видно, что после реализации программы психолого–педагогического формирования образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста уровни проявления компонентов творчества в различных видах художественной деятельности у старших дошкольников изменились следующим образом:

–Развитие речи. Высокий уровень развития речи старших дошкольников увеличился с 0% (0 чел.) до 5% (1 чел.) – построенная модель точно соответствует структуре рассказа, самостоятельно придумывает рассказ или сказку с элементами оригинальности;средний уровень развития речи с 75% (15 чел.) увеличился до 80 % (16 чел.)– правильно воспроизводят последовательность основных эпизодов, при этом допуская негрубые ошибки, изображенная модель соответствует услышанной истории, придуманная история или сказка схематична; низкий уровень был у 25% (5 чел.) после составил 15% (3 чел.) – испытывают трудности при выполнении задания, результат работы не соответствует поставленным задачам.

– Художественное конструирование. Высокий уровень проявления компонентов творчества в художественном конструировании у старших дошкольников увеличился с 0% (0 чел.) до 5% (1 чел.) – построенная модель точно соответствует структуре сказки, подробно раскрывает динамику событий, создает яркие эмоционально динамичные образы, включает разнообразные дополнительные элементы; средний уровень остался прежним – воспроизводят последовательность основных эпизодов, допуская неточности в работе, взаимосвязь образов выявлена слабо, выразительность стереотипна; низкий уровень был у 10% (2 чел.) после составил 5% (1 чел.) – неоригинальные модели, слабо контролируют точность соединения элементов конструктора.

– Выразительные движения. Высокий уровень проявления компонентов творчества в выразительных движениях у старших дошкольников остался прежним – 25% (5 чел.) – композиция этюда связная, целостная; средний уровень с 50% (10 чел.) увеличился до 60 % (12 чел.) – исполнение несколько поверхностное; низкий уровень снизился с 25% (5 чел.) до 15 % (3 чел.) – при создании образа используют лишь отдельные части своего тела, движения не выразительны.

– Музыкальная деятельность.  Высокий уровень проявления компонентов творчества в музыкальной деятельности у старших дошкольников увеличился с 0% (0 чел.) до 5% (1 чел.) – появляется достаточно развернутая и законченная мелодия, отличающаяся оригинальностью; средний уровень развития выразительного движения с 85% (17 чел.) увеличился до 95 % (19 чел.) – превалирует ритм, но отсутствует законченная мелодия; низкий уровень снизился с 15% (3 чел.) до 0 %.

Эффективность реализации программы психолого – педагогического формирования образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста необходимо подтвердить математически, в связи с чем, нами был использован метод математической обработки в психологии: Т – критерий Вилкоксона.

При обработке данных получен следующий результат: Тэмп. = 4.6.

По правилу, если Tэмп ≤ T кр. сдвиг в типичную сторону по интенсивности достоверно преобладает. Используя таблицу мы определили показатели T кр.: при 0.01 = 7; T кр. при 0.05 = 13, следовательно, Tэмп  ≤ T кр– сдвиги в типичную сторону по интенсивности достоверны, полученные показатели попали в зону значимости, т.е. различия значимы при  p ≤ 0.01, программа психолого-педагогического формирования образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста эффективна, влияние дополнительного образования на  развитие образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста доказано (рис.5)