Полный текст статьи
Печать

В современных условиях важнейшим условием развития системы образования является инновационная деятельность. Инновационную деятельность в образовании следует рассматривать как систему взаимосвязанных действий, направленных на преобразование сложившейся практики образования, на разрешение существующих в системе образования проблем.

Характеризуя целевые установки, реализуемые инновационной деятельностью, обратимся к ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором отмечено, что она «ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования» [1].

Законодательством установлено, что инновационная деятельность в системе образования осуществляется в двух основных формах: через реализацию инновационных проектов и осуществление инновационных программ. В качестве субъектов инновационной деятельности рассматриваются организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также иные, действующие в сфере образования организации и их объединения.

Обосновывая тенденции инновационной деятельности в образовании, следует, в качестве основных, отметить следующие:

−          обеспечение реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования;

−          ориентация инновационной деятельности на приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации;

−          учет при осуществлении инновационной деятельности основных направлений социально-экономического развития конкретного региона, муниципального образования;

−          обеспечение ориентации на запросы участников образовательных отношений – потребителей образовательных услуг, работодателей, работников образовательных организаций.

Отметим, что инновационная деятельность в образовании в настоящее время является управляемым и системно регулируемым процессом, а ее направленность определяется приоритетами государственной политики в сфере образования.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 гг. ориентирована на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. Она определяет в качестве приоритетных направлений следующие позиции, определяющие направленность инновационной деятельности в системе образования:

−          формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;

−          развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей;

−          модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

−          создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессиональ­ного участия;

−          обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи» [3].

Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг. ориентирована на «создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации». В качестве приоритетных направлений инновационной деятельности рассматриваются следующие:

−          «создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании;

−          развитие современных механизмов и технологий общего образования;

−          реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей;

−          создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики;

−          формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов» [2].

Конкретная образовательная организация, ориентируясь на данные приоритеты, а также, учитывая позиции внутренних и внешних стейкхолдеров, определяет необходимые для нее задачи и направления инновационной деятельности [4, 5].

Особую роль в реализации инновационной деятельности в образовании в настоящее время приобретает целенаправленное формирование ее инновационной инфраструктуры. Согласно законодательству, она представлена системой федеральных или региональных инновационных площадок.

Региональные инновационные площадки это организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иные действующие в сфере образования организации, а также их объединения, которые реализуют инновационные проекты (программы), имеющие существенное значение для обеспечения развития системы образования и реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.

В настоящий момент инновационная инфраструктура образования Кировской области представлена 53 региональными инновационными площадками, организациями-кураторами которых являются КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» и ФГБОУ ВО «Вятский государственный гуманитарный университет». Анализ показывает, что в инновационную деятельность включены образовательные организации всех типов и видов. Так, среди образовательных организаций, являющихся региональными инновационными площадками, – 3 учреждения среднего профессионального образования (6% от общего количества площадок), 3 учреждения дополнительного образования (6% от общего количества площадок), 42 учреждения общего образования (78% от общего количества площадок), 3 специальных коррекционных образовательных организации (6% от общего количества площадок), 2 учреждения дошкольного образования (4% от общего количества площадок).

Анализ показывает, что тематическими приоритетами деятельности региональных инновационных площадок являются следующие направления [6]:

−          модернизация содержания образования, обусловленная внедрением федеральных государственных образовательных стандартов – 18 проектов, что составляет 34% от их общего количества;

−          развитие сетевых форм взаимодействия и реализации образовательных программ – 7 проектов (13%);

−          совершенствование воспитательного потенциала образовательной организации – 7 проектов (13%);

−          развитие системы оценки качества образования – 7 проектов (13%);

−          развитие инновационных форм реализации образовательных программ, в т. ч. дистанционного образования – 5 проектов (9%);

−          развитие адаптивных образовательных программ – 2 проекта (4%);

−          инновационные подходы к управлению образовательными организациями различных типов и видов – 1 проект (2%);

−          совершенствование профессионально-личностного становления личности педагогов образовательных организаций – 4 проекта, что составляет 8% от их общего количества;

−          формирование информационно-образовательной среды образовательной организации – 2 проекта (4%).

Таким образом, в современных условиях инновационная деятельность в образовании, ориентированная на совершенствование образовательной практики и на развитие образовательных систем на основе нововведений, реализуется на всех уровнях образования целенаправленной и системно. Ее приоритеты задаются основными направлениями государственной политики в сфере образования, потребностями социально-экономического развития, запросами внутренних и внешних стейкхолдеров образовательных организаций. Именно инновационная деятельность призвана обеспечить новое качество образования и создать условия развития образовательной системы.