Полный текст статьи
Печать

В условиях развития рыночной экономики изменились условия подготовки школьников к поступлению в высшие учебные заведения. Главное отличие новой системы – использование результатов единого государственного экзамена как основного критерия для зачисления выпускника школы в ВУЗ. Одна из серьезных проблем набора первокурсников заключается в том, что зачисляются абитуриенты практически без конкурса с контрастным уровнем готовности к самостоятельной познавательной деятельности в условиях высшего образования.

В публикациях последних лет достаточно подробно и профессионально рассматриваются направления и приемы инновационной деятельности в работе средней и высшей школы [1–3]. Цель нашей статьи – представить опыт подготовки школьников к обучению в институте естественных наук ВятГГУ в процессе профориентационной работы в образовательных учреждениях г.Кирова и Кировской области, которые работают в статусе региональной инновационной площадки.

В положении об инновационной площадке ВятГГУ отмечается, что инновационная площадка представляет собой особую форму организации совместной деятельности Университета и образовательных учреждений Кировской области, направленную на разработку, апробирование и внедрение методик и технологий обучения, воспитания, развития обучающихся; инновационных механизмов управления системой образования, контроля качества образования; повышение уровня профессиональной подготовки будущих учителей в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в области образования.

Важно отметить, что инновационная площадка осуществляет деятельность по нескольким направлениям [4]: информационно-аналитическое, научно-методичес­кое и организационно-методическое. Коротко рассмотрим основные виды деятельности, которые характеризуют каждое из перечисленных направлений. Информационно-аналитическая работа включает: анализ, обобщение и формирование банка образовательной практики по актуальным направлениям развития системы образования, ознакомление образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности; мониторинг потребностей региона в сфере развития образования. Научно-методическая работа предполагает разработку, экспертизу и апробацию научно-методического обеспечения образовательного процесса. Организационно-методи­ческая работа обеспечивает обобщение и распространение инновационного педагогического опыта на различных уровнях; оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса; организацию и проведение научных и методических мероприятий различного уровня.

Каждое их перечисленных направлений реализуется в работе 11 инновационных площадок, которые курирует институт естественных наук в настоящее время. Творческое сотрудничество активно развивается с такими образовательными учреждениями, как КОГОАУ «Лицей естественных наук» г. Кирова, КОГОБУ «Просницкий лицей», МКОУ СОШ с.Ошлань Богородского района Кировской области, МБОУ «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» г. Кирова, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с УИОП № 51» г. Кирова, МКОУ Лицей с кадетскими классами имени Г. С. Шпагина г. Вятские Поляны, МОАУ «Лицей № 21» города Кирова, МКОУ СОШ пгт. Арбаж, МБОУ СОШ № 3 г. Котельнича, МБОУ «Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области», МКОУ СОШ № 6 города Кирово-Чепецка Кировской области.

Каждое образовательное учреждение закреплено за определенной кафедрой нашего института. Профориентационную работу со школьниками в рамках инновационной площадки обеспечивают временные научно-исследовательские группы (ВНИГ), которые объединяют членов профессорско-преподавательского коллектива института, студентов и учителей-исследователей образовательных учреждений г. Кирова и Кировской области. Каждый ВНИГ возглавляет научный руководитель инновационной площадки, который назначается приказом Министерства образования Кировской области. Под руководством научного руководителя разрабатывается план профориентационной работы, в котором предусматриваются мероприятия и с учителями, и с учениками. Цель творческого сотрудничества с учителями – развитие опыта профессиональной деятельности в условиях внедрения в практику работы новых стандартов образования. Цель работы с учениками – развитие естественнонаучного кругозора будущих студентов, становление опыта самостоятельной познавательной деятельности школьников в условиях подготовки их к обучению в высшей школе.

Как осуществляется творческое сотрудничество ученых, учителей, студентов и школьников в условиях работы инновационной площадки? Рассмотрим на примере семинара «Развитие исследовательской деятельности учащихся и учителя в условиях лицейского образования», проведенного на базе КОГОБУ «Просницкий лицей» 22 декабря 2015 г. В семинаре приняли участие учителя химии, биологии, географии, экологии образовательных учреждений Центрального образовательного округа Кировской области.

В программе семинара: презентация лицея «Реализация естественнонаучного профиля обучения в образовательном пространстве лицея» (Ю. Б. Скопин, директор); лекция «Научное сопровождение естественнонаучного профиля обучения в условиях лицейского образования» (Е. В. Береснева, профессор кафедры химии); выступления учителей «Учебное исследование и проект – ведущие виды деятельности при углубленном изучении химии» (С. И. Огородова, учитель химии), «Ресурсное обеспечение изучения биологии на профильном уровне» (В.В. Крутихина, учитель биологии), «Организация исследовательской деятельности учащихся в образовательном пространстве лицея» (Г. А. Русских, учитель основ проектирования); открытые уроки учителей лицея; занятия для школьников 9-х и 11-х классов по подготовке к ЕГЭ; творческая лаборатория для учителей «Развитие исследовательской деятельности учителя в условиях лицейского образования» (Г. А. Русских, доцент кафедры географии); химическая ёлка для учащихся 7–11-х классов (А. А. Хохлов, доцент кафедры экологии, студенты ИЕН). При подведении итогов семинара директор лицея Ю. Б. Скопин отметил значимость научно-методического сопровождения профессионального роста учителей лицея и позитивные изменения в области естественнонаучного образования лицеистов. В процессе творческого сотрудничества появились новые интересные предложения: провести областной фестиваль экологических театров, сделать традиционными дни науки для лицеистов 10–11-х классов на базе Института естественных наук, организовать в летний период на базе лицея экспедиционную работу по изучению природы Кирово-Чепецкого района.

Известно, что первые инновационные площадки на базе образовательных учреждений Кировской области были организованны институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования (в настоящее время – ИРО Кировской области). Важно, что основное назначение инновационной площадки ИРО – повышение квалификации педагогических кадров, которое юридически подтверждается документом государственного образца.

Отличительной чертой работы ВНИГа института естественных наук в условиях инновационной площадки является то, что площадка используется в целях профориентационной работы со школьниками, подготовки их к обучению по естественнонаучным профилям в высшей школе. Основное направление деятельности, которое обеспечивается научно-методическим сопровождением профессорско-преподава­тельского состава, является организация и проведение научно-исследовательской работы школьников. Работа с учителями носит опосредованный характер, поскольку именно учитель напрямую руководит подготовкой исследовательской работы ученика (проекта) к общественной экспертизе в форме публичной защиты. В настоящее время развитию проектной и исследовательской деятельности школьников уделяется большое внимание в процессе реализации в практике работы школы стандартов второго поколения [5]. Следовательно, осуществляя работу с учителями в форме дней открытых дверей, семинаров – практикумов, творческих лабораторий мы одновременно создаем условия для профессионального роста учителя и развития интереса к исследовательской деятельности по предметам естественного цикла обучающихся. В процессе выполнения исследовательской работы школьники непосредственно контактируют как с учителями географии, биологии и химии, так и с преподавателями кафедр Института естественных наук, которые выполняют роль научных консультантов. Творческое содружество учителей и ученых, заинтересованных в успешной творческой деятельности школьников, создает устойчивую мотивацию к продолжению исследовательской работы, но уже в условиях обучения в высшей школе.

Немаловажное значение преподаватели уделяют созданию успеха в деятельности школьников при проведении городских и областных молодежных конференций на базе Института естественных наук ВятГГУ. Школьники непосредственно знакомятся с образовательным учреждением, работают в аудиториях института и переживают ситуацию успеха в процессе непосредственного общения со студентами и преподавателями института. Такими конференциями являются, ежегодные мероприятия: городская конференция на тему: «Имя А. Грина на карте Кировской области», областной конкурс творческих работ «Природа и общество» и областная молодежная конференция на тему: «Природа и общество».

Рассмотрим основные задачи взаимодействия Института естественных наук и образовательных учреждений и пути их решения в условиях работы инновационной площадки.

Задача 1: выявление детей, способных к изучению естественнонаучных дисциплин в условиях обучения в вузе. Решение задачи осуществляется в процессе следующих мероприятий: проведение дистанционных предметных олимпиад, конкурса исследовательских проектов «Природа и общество», молодежных научно-практичес­ких конференций.

Задача 2: научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя (корпоративное обучение). Задача решается в процессе работы методических школ на базе образовательных учреждений, при проведении семинаров-практикумов и мастер-классов для учителей биологии, географии, химии и экологии.

Задача 3: методологическая подготовка школьников и учителей естественнонаучного цикла к ЕГЭ. Успешно эту задачу ученые, учителя и школьники решают в процессе работы «Школы ЕГЭ», которая организована на базе Института естественных наук.

Задача 4: проведение учебно-исследовательской и проектной работы со школьниками и студентами в режиме сетевого взаимодействия. Эта задача результативно решается в процессе работе летних лагерей юных исследователей, экспедиционной работы в заповедных местах Кировской области.

Задача 5: представление результатов совместной работы преподавателей и учителей. Задачу решают публикации. В последнее время опубликованы работы [6–9].

Таким образом, взаимодействие института естественных наук ВятГГУ и образовательных учреждений в форме инновационных площадок позволяет интегрировать ресурсы университета и школ по развитию познавательного интереса школьников к предметам естественнонаучного цикла и подготовке их к целенаправленному поступлению в наш институт. Студенты выступают в роли тьютеров, взаимодействуя со школьниками и способствуя реализации их творческого потенциала. У ученых Института появилась возможность непосредственного участия в решении проблем школьного образования. Учителя-исследователи научились преобразовывать педагогическую практику, создавать авторские дидактические материалы и использовать их в условиях перехода на стандарты второго поколения.