В условиях рыночной экономики развитие инновационной деятельности зависит от спроса со стороны потребителей на инновации, наличия развитого научно-технического потенциала национальной экономики, функционирования венчурных фирм и инвесторов, финансирующих рисковую инновационную деятельность. Расширение инновационного процесса является важным фактором, улучшающим результативность инновационной деятельности, при любом уровне технологического развития.
Казахстан сегодня рассматривается как страна, переходящая от экономики движимой факторами, где результат зависит от увеличения использования труда и финансов, к экономике, движимой эффективностью. Всё более значимый акцент ставится на инновации, страна стремится к развитию научно-технологических возможностей и к тесной интеграции науки и предпринимательской деятельности.
Экономика Казахстана определяется несколькими динамичными отраслями, связанными с внешними рынками, прямыми иностранными инвестициями и крупными национальными корпорациями. В экономической деятельности доминируют услуги, на долю которых приходится более половины ВВП. Доля обрабатывающей промышленности держится стабильно в течение последнего десятилетия, а относительное значение сельского хозяйства значительно снизилось. Такой процесс структурного преобразования является типичным для «догоняющего» типа экономики. Основная часть малых и средних предприятий (МСП) задействована в сфере торговли (более 40% от общего числа МСП). Сельское хозяйство также является важным сектором, где задействовано 23,4% МСП. Экономическая деятельность в основном сосредоточена в частном секторе, на долю которого приходится 70% от ВВП и занятости, согласно оценкам Европейского банка реконструкции и развития [1]. Национальной экономической системе необходимо обеспечить индустриально-инновационного вектор развития. Необходимо преодолеть сырьевую доминанту и сложившуюся практику отторжения инноваций реальным сектором и последовательного упрощения технологических цепочек.
Оценка уровня инновационной активности показала следующую картину: в нефтеперерабатывающем секторе - 28,6% компаний-участниц инновационного исследования (2014 год), в металлургическом - 23,5%, в секторе электрооборудования - 22,0% и транспортных средств - 25%. Государственные компании являются самыми новаторскими - 9,8% от общего числа государственных компаний. В 2014 году больше половины инновационной продукции было продано за рубеж, в частности за пределы СНГ. Экспорт инновационной продукции в страны СНГ, на долю которых приходится в среднем 24% от общего объема экспорта инновационной продукции в 2009-2012 годах, составил лишь 5% в 2014 году. Уровень патентной активности является еще одним показателем инновационной деятельности. В Казахстане подается 93 патентных заявки на один миллион жителей, что меньше уровня более развитых стран (195,9 в России, 582,6 в Германии и 2 591,5 в Корее) [1].
Кроме того, экономика должна быть способна внедрять существующие технологии, в том числе зарубежные, для повышения производительности и конкурентоспособности. Относительная позиция Казахстана, оцениваемая с точки зрения этого непосредственно связанного с инновациями показателя (технологическая готовность), по оценкам Всемирного экономического форума, ухудшилась в последние годы [1].
Основной проблемой инновационной политики Казахстана является слабый внутренний спрос на инновации. Количество технологических предложений в таких сферах как: биотехнология составили 4 проекта (запрос отсутствует); в горной промышленности - 4 проекта (запрос - 1 проект); металлургия – 7 проектов (запрос – 1 проект); машиностроение – 1 проект (запрос - 2 проекта); химическая промышленность – 3 проекта (запрос - 1 проект); агропромышленный комплекс - предложение отсутствует (запрос – 2 проекта); энергетика – 9 проектов (запрос – 1 проект); химическая промышленность - 3 проекта (запрос – 1 проект) по результатам 2014 г.[1].
Относительно низкий уровень конкуренции и специализации в традиционных секторах при низких темпах технического прогресса объясняет отсутствие интереса компаний к инновациям. Кроме того, большинство нововведений в Казахстане происходят на рынке машинного оборудования и на других «бизнес-для-бизнеса» рынках, а доля инноваций в производстве потребительских товаров незначительна по причинам неискушенности потребительского спроса, ограниченного размера рынка и зависимости от импорта. Низкий спрос также усугубляется недостаточными производственными мощностями внутри страны, которые часто не позволяют удовлетворить потребности экспортно-ориентированного сырьевого сектора. Наиболее динамично развивающиеся отрасли обычно удовлетворяют свои технологические потребности за рубежом, так как недостаточно развитый национальный исследовательский сектор не в состоянии удовлетворить их требованиям.
Наличие этих структурных проблем подчеркивает актуальность концепции национальной инновационной системы (НИС) при выработке политических решений. Рассматривая инновационную систему с точки зрения управленческих перспектив, необходимо принимать во внимание, что она управляется как предложением, так и спросом на инновации, и существует в международном контексте.
Национальные инновационные системы включают в себя различные отраслевые инновационные системы, которые рассматривают факторы, влияющие на инновации на отраслевом уровне, в том числе имеющие государственное значение, и специфические отраслевые вопросы, такие как технологические траектории и связи между поставщиками и производителями.
В начале процесса инновационная политика в Казахстане была сосредоточена на создании различных институтов поддержки инноваций. Однако, для положительной динамики развития экономики институциональное строительство и сфокусированность на предложении, должны быть дополнены политикой стимулирования спроса. Политика закупок, стандарты, налоговые льготы и координационные соглашения могут быть использованы для поощрения спроса на инновации. Международная экономическая интеграция также предоставляет возможности для повышения спроса на инновации, в том числе в контексте конкретных международных соглашений о сотрудничестве. Тем не менее, эти меры все еще находятся в зачаточном состоянии, и развитие рынка инноваций является органичным процессом, который займет определенное время.
Практика показывает, что модернизация быстрее идет там, где лучше условия для «диффузии инноваций» – выше концентрация населения и его качество, более развита инфраструктура и меньше экономическое расстояние, ниже институциональные барьеры [2]. Пространство очень инерционно, поэтому выбор направлений, стимулирующих индустриально-инновационную модернизацию, ограничен для Казахстана достаточно узким уровнем возможностей, особенно в условиях ухудшения мировой конъюнктуры и роста проблем в экономике.
Регионы Казахстана имеют существенную дифференциацию по основным инновационным показателям, что свидетельствует об их социально-экономической неоднородности и вызывает определенную напряженность индустриально - инновационного характера. Региональная политика должна быть реализована различными организационно-экономическими механизмами, направленными не только на снижение территориальных диспропорций, но и на обеспечение благосостояния населения на всей территории страны. При этом региональная политика, выявляя специализацию региона, становится политикой поощрения инновативности и взаимодействия, а не планового выделения отраслей промышленности (например, нефтехимической, металлургической, текстильной и т.д.) и предприятий, развитие которых будет поддерживаться государством. При этом не надо забывать, что это не «строительство» структурных технологических цепочек, как при создании территориально-промышленных комплексов в плановой экономике.
Ранжирование регионов по уровню инновационного развития позволила сделать вывод, что в инновационном развитии регионов существуют следующие внешние барьеры:
- отсутствие трансферта технологий;
- доминирование традиционных и устаревших технологий;
- высокая стоимость внедрения нововведений;
- дефицит инвестиций и слабая заинтересованность крупных корпораций во внедрении инноваций.
Среди основных внутренних барьеров на пути инновационного развития регионов можно выделить: недостаток финансовых средств у предприятий; низкий инновационный потенциал самих предприятий; недостаток информации (информированности) о новых технологиях; недостаток квалифицированных кадров.
Необходимо сфокусировать усилия на мероприятиях, стимулирующих спрос на инновации, таких как:
- содействие выходу на рынок инновационных предпринимателей и упрощение административных процедур. Особое внимание властей должно быть уделено созданию и развитию системы мониторинга состояния бизнес - среды для малых и средних предприятий;
- повышение эффективности участия правительства в стимулировании инновационной деятельности. Сегодня правительство Казахстана, продвигая инновации, фокусируется на поиске изменений в поведении заинтересованных в инновациях сторон, что связано с созданием необходимых стимулов для продвижения инновационных инструментов, в частности, в том, касается выделения финансовых ресурсов. Активная инновационная политика, в том числе четкие цели, программы и предоставление финансовых ресурсов, рассматривается как важный вклад в инновации. Государство, выступая в роли координатора должно содействовать обмену информацией, давать указания по развитию и помогать преодолевать проблемы координации в частном секторе, может поручить контроль в НИС специальному органу;
- сложившаяся специализация экономики не способствует развитию сектора МСП, которые являются существенным элементом инноваций в современной экономике, поскольку именно малые инновационные фирмы имеют ключевое значение для радикальных инноваций. Необходимо продолжать создание специализированных организаций, таких как Фонд развития предпринимательства «Даму», который оказывает финансовую (и нефинансовую) поддержку МСП;
- налоговые льготы и гранты. Программы отражают внимание государства к инновационному потенциалу компаний и региональным аспектам инновационного процесса. Общие цели ясны и согласованны, однако механизмы координации инициатив и их воплощения в жизнь недостаточно отработаны. Законодательство должно обеспечивать улучшение механизмов прогнозирования для определения приоритетных задач и обеспечения прочной базы для государственного вмешательства;
- поскольку программы государственной поддержки инновационной деятельности включают в себя механизм контроля над реализацией инициатив и оценку их результатов, то механизм оценки должен отражать отличительные черты инновационных мероприятий, концентрируясь больше на результатах, а не только на последовательности и согласованности достигаемых целей. Также должна учитываться взаимосвязь с другими программами;
- национальная инновационная система (НИС) тесно связана с понятием национального инновационного потенциала, которое также подразумевает не только взаимосвязь, но и взаимодействие между различными аспектами инновационной деятельности. НИС зависит не только от способности генерировать новые знания (например, предложение НИОКР), но и от способности использовать и распространять технологии, равно как и от спроса на их использование. Учитывая сырьевую специализацию Казахстана, необходимо добиваться, чтобы нефть и газ, полезные ископаемые и сельское хозяйство стали основой для дальнейшего развития технологической конкурентоспособности. И здесь технологическая модернизация сырьевых отраслей представляет собой потенциально перспективный путь для повышения эффективности инновационной деятельности. Начать можно с процессных инноваций на крупных предприятиях добывающей промышленности, перейдя затем к средним по размеру компаниям, работающим в областях, связанных с химией, био - и нанотехнологиями, и, наконец, заканчивая мелкими производствами более специализированных материалов и технологий;
- стимулирование конкуренции при помощи «почкования» сервисных подразделений крупных предприятий нефтегазовой и горнодобывающей отрасли с целью создания отдельных, более специализированных предприятий.
- создание инновационной культуры.
Свободный рынок, на котором компании конкурируют за выживание, является необходимым условием инновационного процесса. Такие страны, как Казахстан, которые проходят ускоренный процесс модернизации, часто создают государственные и контролируемые государством предприятия с целью придать ускорение определенным изменениям. Это целесообразно, но должна быть четкая стратегия выхода из этой ситуации для того, чтобы конкурирующие силы создавали непрерывные стимулы для инновационной деятельности и придавали экономический динамизм.