Полный текст статьи
Печать

Важнейшей особенностью экономического развития развитых стран является их инновационность, т.е. переход постиндустриальной экономике. Их технологической базой составляет научно-технический прогресс как элемент качества экономического роста. В условиях глобализации, трансформационный характер белорусской экономики предполагает ее нацеленность на инновационное развитие. Эксперты говорят о том, что мировая экономика в данный момент переживает период необратимой трансформации. Связано это с тем, что мир сейчас стоит на пороге очередной промышленной революции, которая сотрет привычные технологические границы, реформирует устоявшиеся технологические и производственные цепочки. Новая промышленная революция будет характеризоваться слиянием технологий и стиранием границ между цифровой, производственной и биологической сферами[1].

Переход экономики в новое качественное состояние ускоряет активизацию инновационной деятельности, что в свою очередь позволяет реорганизовать экономику, расширить развитие наукоемкие производства, повысить ее  конкурентоспособность.  Данный процесс приводит к тому, что любая организация должна быть готова к созданию у себя  современной  системы управления обеспечивающей устойчивую и конкурентную позицию на рынке. Инновационная направленность экономики - один из факторов выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.  Инновации для предприятия - это возможность не только создать и удержать рыночные позиции, но и предугадать потребность в инновациях со стороны потребителя.

В таблице 1 представлены основные  группы факторов, влияющих на развитие инновационных процессов как в экономике, так и  организации.  С, одной стороны,  экономические, политические, управленческие и психологические факторы оказывают  положительное влияние  на инновационную деятельность, а с  другой - препятствуют. Так, например,  недостаток финансовых  средств, жесткая налоговая политика негативно  сказываются на инновациях.  Наличие инфраструктуры,  развитого финансовый рынок, демократический стиль управления, позитивный климат в коллективе  способствует развитию и внедрению инноваций  на производстве. 

Таблица 1

 Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов 

Группа факторов

 

Факторы, препятствующие

инновационной деятельности

Факторы, способствующие

инновационной деятельности

 

 

 

 

 

Экономические,

технологические

 

-  недостаток  средств   для финансирования инновационных проектов

- слабость   материально

-   и научно-технической базы и устаревшая    технология,  отсутствие  резервных мощностей

- доминирование интересов текущего производства

- наличие    резерва финансовых,    материально- технических   средств. прогрессивных технологий

- наличие    необходимой

инфраструктуры

 - материальное поощрение за инновационную деятельность

 

 

Политические, правовые

- ограничения   со   стороны антимонопольного, налогового,

амортизационного, патентно-лицензионного законодательства

- законодательные   меры:

поощряющие инновационную

деятельность - государственная   поддержка инноваций

 

 

 

 

 

Организационно-

управленческие

 

 

- устоявшаяся оргструктура, излишняя      централизация, авторитарный  стиль у правления,  преобладание

вертикальных    потоков информации

- ведомственная замкнутость,   трудность

межотраслевых  и межорганизационных

взаимодействий

- жесткость в планировании

- ориентация     на сложившиеся рынки

и  краткосрочную окупаемость

- сложность   согласования интересов  участников инновационных процессов

- гибкость          оргструктуры. демократический             ctиль

управления,        преобладание

горизонтальных           потоков

информации.

самопланирование, допущение корректировок

- децентрализация, автономия.

формирование   целевых проблемных групп

 

 

 

 

 

Социально-

психологические,

культурные

 

 

 

- сопротивление переменам, которые      могут      вызвать такие   последствия,   как изменение     статуса, необходимость   поиска  новой работы, перестройка устоявшихся     способов деятельности,   нарушение стереотипов    поведения сложившихся традиций

 - боязнь   неопределенности, опасение      наказаний   за неудачу

 - сопротивление   всему новому, что поступает извне

- моральное   поощрение.

общественное признание

- обеспечение возможностей

самореализации.

освобождение творческого

труда

- нормальный психологический   климат  в трудовом коллективе

Источник: [2, с. 69] 

Рассмотрим особенности реализации инновационного менеджмента  в конкретной организации.  Паркетная фабрика «Косвик» - это иностранное унитарное предприятие (ИУП) с канадским капиталом. Основу производственной программы компании составляют напольные покрытия из натуральной древесины: доска пола из массива. двухслойная паркетная доска  трехслойная однополосная паркетная доска с замковым соединением, модульный паркет и блочный паркет. Проектная мощность предприятия составляет 600 000 м2 в год. 

В таблице 2  приведены основные финансово-экономические показатели  деятельности ИУП «Косвик» за 2014-2015гг. Нужно отметить, что данная организация  наращивает выпуск продукции как в номинальных, так и сопоставимых ценах. Производство паркетной продукции является высокорентабельным. Предприятие располагает свободными финансовыми ресурсами в виде чистой прибыли. Важным является рост производительности труда за два года в два раза. 

Таблица 2

  Динамика  финансово-экономических показателей   ИУП «Косвик»

Основные показатели

2014г.

2015г.

Абсолютное отклонение

Темп роста

 

Выручка от реализации в

действующих ценах, млн р.

72965

 

135263

 

62298

 

185,4

 

Выручка от реализации в

сопоставимых ценах, млн р.

72965

 

124095

 

51130

 

170,1

Себестоимость, млн р.

 

38415

85408

46993

222,3

Прибыль от реализации, млн р.

27137

27249

112

100,4

Рентабельность продаж, %

37,19

20,15

-17,04

-

Чистая прибыль, млн р.

22252

22344

95

100.4

Среднесписочная численность

работников, чел

603

 

558

 

-45

 

92,5

 

Фонд оплаты труда, млн р.

5005

4241

-764

84,7

Производительность труда в

действующих ценах, млн р./чел

121

 

242

 

121

 

200

Источник:[3] 

Немаловажным фактом  успешного развития предприятия явился  платежеспособный спрос  на выпускаемую продукцию. Так  цена 1 м2 паркетных изделий  возросла за 2014-2015гг. в 1,2  раза с 30,47 до 35,53 доллара США (пересчитано по курсу Национального банка Республики Беларусь). В таблице 3 приведена статистика объемов  реализации выпускаемой продукции. Нужно отметить, что  существует устойчивый  диверсифицированный спрос.  Продукция покупается как на внутреннем, так и внешнем рынках. Основной покупатель (свыше 61%) – это страны Европы, США и Канада. 

 Таблица 3

Динамика  спроса на продукцию ИУП «Косвик»

Наименование показателей

2013г.

2014г.

2015г.

Объем производства и реализации продукции в натуральном выражении паркет всего, 1 м2

Всего , в том числе:

193 875

234 375

240 000

дальнее зарубежье: Канада и Америка

106 319

128 528

131 013

дальнее зарубежье: Европа

12 508

15 121

15 484

ближнее зарубежье

50 032

60 484

61 935

внутренний рынок

25 016

30 242

30 965

Объем производства и реализации продукции в %

Всего  по рынкам сбыта, %

100

100

100

дальнее зарубежье

61,3

61.3

61.3

ближнее зарубежье

25,8 

25.8

25,8

внутренний рынок

12,9

12.9

12,9

Источник:[3] 

Ассортимент продукции  фирмы «Косвик»   представлен главным образом паркетом,  потолочно-стеновой панелями и другой.  Производственные конструкции изготовления паркета и паркетной доски являются   инновационной  для Беларуси:

  • Массивный паркет, классический паз-гребень с однородной микрофаской по всем 4-м лицевым сторонам. Слой износа 7 мм.
  • З-х слойная паркетная доска.  классический паз-гребень с однородной микрофаской по всем 4-м лицевым сторонам. Слой износа 4 мм или 6 мм. Пиленая ламель.
  • З-х слойная паркетная доска. замковое соединение CosLoc с однородной микрофаской по всем 4-м лицевым сторонам. Слой износа 4 мм, пиленая ламель.
  • 2-х слойная паркетная доска. классический паз-гребень с однородной микрофаской по всем 4-м лицевым сторонам. Слой износа 4 мм. пиленая ламель.

Согласно официальной терминологии, инновация – это введенные в гражданский оборот или используемые для собственных нужд новая или усовершенствованная продукция, новая или усовершенствованная технология, новая услуга, новое организационно-техническое решение производственного, административного, коммерческого или иного характера. Инновационная деятельность – деятельность по преобразованию новшества в инновацию.

Инновационная продукция – это новая продукция или продукция, которая в течение последних трех лет подвергалась в значительной степени технологическим изменениям, включающая в себя:

новую продукцию – это продукция, не имеющая аналогов на территории Беларуси или за ее пределами;

продукцию, которая в течение последних трех лет подвергалась в значительной степени технологическим изменениям – это продукция, уже существующая на территории нашей страны, но получившая новое обозначение или определение (наименование), в связи со значительной степенью усовершенствования или модификацией ее свойств, параметров, признаков или характеристик, а также измененной областью применения, новым или в значительной степени отличающимся, в сравнении с раннее выпускавшейся продукцией, составом применяемых материалов или компонентов [4, c.74-75]

             В результате   складывается следующая ситуация с выпуском инновационной продукции на предприятии «Косвик».  Доля инновационного продукта в выпускаемой паркетной продукции  по итогам 2015г. составила 15,2%.  При  этом обращает на себя внимание  3-х кратное превышение данного показателя  среднего значения  деревообрабатывающих  предприятий  белорусской промышленности. Среднее значение  инновационной продукции за 2015г. составила  только 5,6%  по данному виду деятельности [5].

            Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятии периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководители-менеджеры  должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию  морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.

Фирма «Косвик» имеет все необходимые  сертификаты качества, том числе  сертификацию цепочки поставок – СОС сертификация (СОС – Chain of Custody) – на соответствие требованиям стандарта FSC-STD-40-004 – сертификация продвижения продукции из древесины от заготовки до поставки конечным потребителям (покупателям) для предоставления им гарантии, что продукция изготовлена из FSC сертифицированной или FSC контролируемой древесины.

По данным ООН (UNECE) FSC сертификация является наиболее быстро развивающейся системой лесной сертификации в мире, а темпы развития этого «зеленого» сектора рынка на порядок превосходят темпы развития несертифицированного сектора. Миссией FSC является содействие экологически ответственному, социально ориентированному и экономически устойчивому лесопользованию и управлению мировыми лесными ресурсами. Экологически ответственное лесопользование предусматривает, что заготовка древесины не угрожает биоразнообразию, продуктивности и экологическим функциям леса. Социально-ориентированное лесопользование обеспечивает местное население и общество выгодами от лесопользования в долгосрочной перспективе. Экономически устойчивое лесопользование означает, что лесопользование обеспечивает достаточную экономическую выгоду.

В целях обеспечение эффективной предпринимательской деятельности: создания сильных конкурентных позиций, приведения ресурсов предприятия и его активов в соответствие рыночным возможностям использование менеджмента в инновационной деятельности предприятия становится особенно актуальным. В основу  стратегии управления инновациями  в ИУП «Косвик» заложены  следующие направления :

  • быстрое и рациональное внедрение  инноваций  в целях осуществления основной функции предприятия по производству качественных товаров и услуг;
  • эффективное использование ресурсов, необходимых для инновационной деятельности;
  • создание условий для  творческой инициативы работников предприятия, дилеров и сбытовой сети в России.