Полный текст статьи
Печать

Восточное партнёрство (ВП) – проект, стартовавший в мае 2009 году со стороны Европейского союза, и имеющий цель развитие интеграционных связей Евросоюза с шестью странами бывшего СССР: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией. Основной задачей всех программ Партнерства является создание условий для политической ассоциации и экономической интеграции.

В качестве поощрений для стран, вступивших в блок ВП, Брюссель обещал зону свободной торговли (ЗСТ) и отмену виз. В ходе взаимодействия Евросоюз с самого начала оказывал для стран-участниц финансовую поддержку. Так, например, значительная доля этих денежных средств перечислялась Украине. Кроме того, при учреждении программы данная страна получила среднесрочный кредит от Брюсселя на сумму €1,8 млрд.

В 2010-2013 гг. только на развитие сотрудничества с восточными соседями со стороны Брюсселя было выделено около €1,9 млрд., а со стороны ВП к этой сумме поступило еще €350 млн. Такими финансовыми способами ЕС пытается лоббировать свои интересы, подсаживая все больше на финансовую иглу шесть постсоветских стран.

Российские эксперты полагают, что данный проект бросает вызов российским интересам в регионе, и наиболее приоритетным компонентом новой инициативы является подрыв геополитического влияния России в Восточной Европе и укрепление здесь позиций ЕС, а также его энергетическая составляющая — в частности, создание альтернативных России путей энергоснабжения Европы. Другая более очевидная цель — намерения дезинтегрировать постсоветское пространство с помощью «Восточного партнёрства» и вывести страны СНГ из-под влияния России, а значит расколоть многолетнее соседство и дружеские отношения.

Приведем лишь некоторые высказывания политических лидеров по этой проблеме.

Так, глава МИД России Сергей Лавров на сессии в рамках Петербургского международного экономического форума, прошедшего 16 июня 2016 года заявил, что «Восточное партнерство… это такая вещь не совсем безобидная. Я знаю, что были попытки превратить это «Восточное партнерство» в такой конструктивный процесс, но все-таки верх берут намерения всячески в пику России что-то делать. Дружить с нашими соседями в пику нам», - конец цитаты.

Ему вторит и коллега - Представитель МИД РФ Александр Лукашевич, который отметил, что эта программа имеет «ярко выраженную антироссийскую направленность». Он заверил, что Россия впредь будет жестко и принципиально реагировать на недружественные действия иных стран, поскольку с каждым заседанием представителей ВП, по выбранной тематике все заметнее какие оттенки приобретет исход решений со стороны участников данной программы.

Официальную позицию Москвы в отношении «Восточного партнёрства» сформулировал постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов, который против того, чтобы данные страны СНГ ставились перед искусственной дилеммой: «либо вперед, в светлое будущее с Евросоюзом, либо назад — с Россией», и то, что такие признаки на начальном этапе «Восточного партнёрства» были действительно - доказуемый факт» - считает эксперт.

Глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий в своих выступлениях по «Восточному партнерству» часто с грустью отмечает, что после того как из шести постсоветских республик три – Грузия, Украина и Молдова заключили соглашение об ассоциации с Евросоюзом, в них сразу же начались острые проблемы. И в действительности заметно, что участие государств Восточной Европы и Закавказья в программе ВП привело только к тому, что упадок и кризис в экономике, войны в этих странах, не смотря на финансовую поддержку очевиден, а народы этих стран с каждым днем все больше находят разочарование в данном Союзе.

Более того, этот факт уже начали констатировать и в самой Европе. Об этом в эфире «Радио Польша» 29 января 2016 г.заявил польский Министр иностранных дел Витольд Ващиковский. Дипломат считает мифом убеждение, что этот формат Партнерства только создает иллюзию, но не дает перспектив членства в Евросоюзе для таких стран, как Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия и Азербайджан, и назвал «Восточное партнерство» немецкой концепцией, которую Польша отбросила «как неправильную».

Еще большим разочарованием для ЕС стало событие на саммите в Риге 21-22 мая 2015 года, где реальными «плеймейкерами» были Белоруссия и Армения, открыто объявившие о том, что будут следовать установленному курсу скорее на интеграцию в ЕАЭС, и не подпишут итоговую резолюцию саммита с осуждением России относительно Крыма.

Таким образом, итоги почти шестилетней работы программы «Восточное партнерство» говорят сами за себя: из всех стран-участников самыми стабильными оказались те, кто менее всего шел на поводу у Брюсселя, а это значит, во время смог распознать антироссийскую направленность проекта и его мифы.