Полный текст статьи
Печать

На  сегодняшний день творчество достаточно высоко ценится, а специальности, связанные с ним, становится всё более востребованными. Парикмахеры и создатели телепередач, организаторы праздничных мероприятий и фотографы, дизайнеры и флористы, бармены и даже специалисты по диагностики автомобилей - все эти профессии требуются определённых талантов и творческих способностей.

Однако немногие родители уделяют достаточно внимания развитию ребёнка в этом направлении. Преимущество отдаётся речи, мышлению, памяти, а фантазия и воображение формируется у маленького человека сама собой. Конечно, многое зависит от природных задатков: кто- то с дошкольного возраста проявляет яркие творческие способности, ну а кто-то на протяжении всей жизни не может обнаружить у себя склонности ни к одному виду творческой деятельности.

Для определения способностей к творчеству учёные советуют опираться на выявление следующих особенностей в характере и деятельности человека [2]:

-  богатое воображение;

-  способность рисковать;

-  гибкость мыслей;

-  дивергентное мышление;

-  восприятие неоднозначных вещей;

-  развитая интуиция;

-  высокие эстетические ценности.

Если говорить о детях дошкольного возраста, то творческие личности чаще всего стремятся к разного  рода открытиям, они любознательны, любят фантазировать и изобретать.

Творческие способности дошкольника – это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой–либо деятельности. Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств дошкольника, среди которых [3]:

-  замечать то, чего не видят другие (например, сначала видеть целое, а потом уже фиксировать детали);

-  за малое количество времени выдавать множество разнообразных идей;

-  без труда ассоциировать отдалённые понятия;

-  применять навыки, приобретённые во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой.

Известно, что дошкольный возраст - самый благоприятный период для развития любых способностей, в том числе и творческих. Малыш в этом возрасте любознателен и открыт для познания окружающего  мира, а его мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами. От того, насколько активно  используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал дошкольника, ставшего взрослыми.

Чтобы максимально раскрыть возможности и дать толчок к успешному творческому развитию ребёнка, необходимо организовать необходимые условия [3]:

1. Раннее физическое развитее. Физические занятия, начатые с первых месяцев ребёнка, - это первый шаг в закладывании основ творческих способностей сначала дошкольника, а потом и взрослого человека.

2. Создание обстановки, обгоняющей развитие малыша. По возможности кроху следует окружить тем, что будет побуждать его действовать с творческим подходом. Например, уже в один год ребёнку можно подарить кубики с цифрами или буквами и называть их во время игр.

3. Усложнение и увеличение количества поставленных задач. Любые способности развиваются максимально успешно, если поставленную планку постоянно повышать. Процесс познания окружающего мира у маленьких детей проходит очень интенсивно, причём они не всегда могут воспользоваться опытом взрослых. Эту особенность необходимо усиленно использовать, давая малышу возможность самому находить решения, тем самым стимулируя развитие творческого мышления. Например, если у крохи закатилась машинка за шкаф, не спешите помогать ему извлечь игрушку. Пусть он хотя бы попытается справиться с этой задачей самостоятельно.

4. Предоставление большей свободы в выборе деятельности. Пусть малыш сам выбирает, чем он хочет заниматься и что ему более интересно на этот момент. Если его действительно увлекает определённая деятельность, то эмоциональный подъём будет залогом того, что интеллектуальное напряжение не станет причиной переутомления, а пойдёт крохе на пользу.

5. Помощь взрослого ненавязчивая и разумная. Свобода, данная крохе, ни  в коем случае не должна трансформироваться во вседозволенность. Кроме того, не стоит подсказывать малышу там, где он наверняка додумается самостоятельно. Подсказка – это «медвежья услуга» со стороны старших.

6. Комфортный психологический климат. Тёплая атмосфера в семье, дружные отношения в детском саду- важная предпосылка для развития творческих способностей у детей. Родители должны постоянно стимулировать малыша к творчеству, не осуждать и сочувствовать в случае провала, сдержанно относиться к любым выдумками своего чада, пусть они кажутся нелепыми и странными.

 

В настоящее время в детских садах воспитатели и педагоги уделяют большое внимание развитию творческих способностей  и талантов у детей разных возрастных критериев. Мы не говорим сейчас об особой категории платных детских групп, пребывание в которых сводится к тому, что ребёнок проводит определённое время под присмотром няни, пока его родители работают. В муниципальных детских садах, вне зависимости от принятых программ обучения в разных регионах, развитие способностей выделено в отдельные и тематические занятия. Например:

-  дети в игровой или обучающей форме (зависимости от возраста) выполняют задания с ситуациями, где нужно совершать кокой – либо выбор, включив воображение;

-  педагоги используют разного рода технологии для развития мышления;

-  организуется сотворчество в коллективе детей для проявления и развития способностей у каждого ребёнка;

-  выполняются задания по выполнению поделок на актуальные темы.

Игры и упражнения для развития творческих способностей [1]:

Игры и упражнения, которые направлены на развитие творческих способностей дошкольников, существует множество. Для того чтобы занятия давали положительный эффект, а малыш не терялся в правилах, достаточно выбрать пару-тройку игр и упражнений, постепенно усложняя и дополняя их. Когда маленький человек полностью освоится  с предложенными задачами (и наверняка начнёт терять интерес к ним), список игр следует сменить, открывая для ребёнка новые вершины, к покорению которых нужно будет стремиться. Например :

 «Четыре цвета» (упражнение для развития творческих способностей и художественного восприятия у дошкольников). Малышу нужно выбрать четыре любые краски и полностью заполнить ими чистый лист бумаги. После кроха может рассказать, что он хотел выразить, и что означают отдельные детали рисунка.

«Волшебная клякса» (упражнение для развития творческих способностей и умения находить похожие черты между расплывающимся изображением и реальными объектами у дошкольников). Ребёнку предлагается капнуть в центр листа, после чего бумагу необходимо сложить пополам. Когда лист разворачивается, на нём остаётся клякса с неясными очертаниями. Что или кого малыш видит в этой кляксе?

 «Танец» (игра для развития творческих способностей  и эмоциональности у дошкольников). Предложите крохе пофантазировать и придумать образ («весёлая обезьянка», «ласковый щенок», «летний ливень»). Под музыку образ необходимо передать посредством танца. Эту игру можно усложнить, попросив передать в танце определённое чувство («огорчение», «радость», «удивление»).

 «Две феи» (упражнение для развития творческих способностей дошкольников). Для выполнения этого упражнения необходимо подготовить два листа с одинаковыми фигурами. Ребёнку с помощью карандашей следует одну фигуру превратить в добрую фею, а другую в злую. Причём предварительно беседовать не нужно. Пусть сам подумает, как это сделать, и пофантазирует, что плохого совершила злая фея, а что хорошего – добрая.

 «Фантазия – реальность» (упражнение для развития творческих способностей  и умения отличать вымысел от реальности у дошкольников). Воспитатели читают ребёнку сказку и разбирают с ним, где выдумка чистой воды, а где то, что могло произойти в действительности. В результате получается две абсолютно разные истории: одна – сказка, другая – реальность.

«Что это такое?» (игра для обучения детей созданию новых образов на основе восприятия предметов – заместителей). Для этой игры необходимо подобрать разноцветные круги и полоски разной длины. Малышу предлагается сначала описать какой–то из предметов, а после рассказать, что он напоминает. Каждому предмету должен соответствовать свой собственный образ.

 «О чём говорит музыка» (упражнения для развития творческих способностей дошкольников). Звучит яркое классическое музыкальное произведение («Марш Черномора» Глинки, «Танец с саблями» Хачатуряна). Малышу с закрытыми глазами нужно представить, о чём рассказывается в музыкальном произведении. После можно нарисовать свои фантазии и описать их.

Развитее творческих способностей  у детей дошкольного возраста – безусловно, не лёгкая задача. Но, подойдя к вопросу с искренним желанием раскрыть в ребёнке его таланты, любой родитель или воспитатель неприменно добьётся успеха.