Полный текст статьи
Печать

«Игра— этожизненная лаборатория детства,
дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни,
без которой эта пора была бы бесполезна для человечества».

С.Т. Щацкий

Ни для кого не секрет,что проблемой нашего времени является отсутствие у современного поколения желания погружаться в сказочный мир игр. Играют не только малые дети, но и животные. Природа дает человеку наглядный пример развития полноценного общества. А мы, часть этой природы, должны учиться у нее. От того каким ребенок войдет  в мир игры, зависит его будущее и, не побоимся этого   заявления, и будущее нашей страны. Так как от погружения в мир фантазий  и грез  в детстве  уже во взрослой  жизни рождаются смелые  инновационные идеи  и технологии в науке, искусстве, литературе, приносящие нашему обществу процветание  и развитие. Надо отметить, что с этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках.А игры наших родителей  впоследствии стали существенно  отличаться  от игр старшего  поколения по своей сути, воображению и своим интересам.

Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные, компьютерные. Это предпочтение  во многом формируется  из занятости родителей. У них  элементарно не хватает времени на общение с собственными детьми.А бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, а многие  воспитатели делают упор на подготовку детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран  «бьют тревогу» об исчезновении игры  в детстве.

В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Перед педагогами дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.

В каждом возрасте существует ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются психические процессы и возникают психические новообразования.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, способствует  формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: «чувствовать-познавать-творить» гармонично вписываются в естественную среду ребенка –игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способов познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии и  своего  воображения.

При организации игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС  мы опираемся на нормативно – правовые документы.

В настоящее время в ФГОС дошкольного образования отмечается приоритет деятельностных технологий, одной из которых являются технологии игрового обучения. это такие педагогические технологии, основная цель и результат которых заключается в изменении воспитанника как субъекта деятельности. Основным индикатором технологии игрового обучения является наличие проблемы, решение которой связано с формированием цели, и вариативности, возможности индивидуального выбора в процессе образовательной работы с педагогом.

Для поддержания  интереса дошкольников к игре  необходимо соблюдать ряд условий:

1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание  игры, а вовлечение в нее. Исключение  составляют слишком азартные игры: на деньги и вещи,  а также игры, содержащие в своих правилах действия, нарушающие общепринятые нормы морали.

2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

3. Игра должна всесторонне охватывать все стороны духовной  и физической деятельности  ребенка .Так же игровая деятельность способствует накоплению  социального  опыта детей.

4. Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т.е. создание предметно-игровой среды.

5. При создании игровой среды следует учитывать:

  • половое различие детей (в равной степени должны соблюдаться интересы как девочек, так и мальчиков);
  • осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
  •  подбирать игры в соответствии с интересами и настроением детей;
  • организовывать непересекающиеся сферы самостоятельной детской активности внутри игровой зоны (интеллектуальной, театрально-игровой, творческой, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью).

Игровое обучение является одним из главных составляющих  образовательного процесса. У этой технологии существуют свои методы и приемы, как в любом другом педагогическом процессе.

Необходимо учитывать особенности реализации игровой технологии в ДОУ

  1. Творческая активность педагога.
  2. Выбор игры, в ходе которой будут решены дидактические, воспитательные, развивающие и социализирующие задачи.
  3. Учет особенностей участников игры.
  4. Учет времени проведения игры.

В современной классификации выделяют  2 вида  игр:

1-игры с фиксированными, открытыми правилами,

2-игры со скрытыми правилами.

Н.А Короткова выделяет такие формы игры в образовательном процессе:

  1. Игра как культурная практика, свободная сюжетная игра, свободная игра с правилами.
  2. Игра, как педагогическая форма: дидактическая сюжетная игра, дидактическая игра с правилами.

Игровое обучение осуществляется рядом мотивов ребенка:

  1. Познавательный- интерес к материалу, новизне событий.
  2. Аффилиация- стремление к установлению или поддержанию отношений со сверстниками и педагогом, к контакту и общению с ними.
  3. Процессуально- содержательный- побуждение к активности  содержанием деятельности, а не внешними факторами.

Выделяют три типа мотивации:

  1. Игровая
  2. Мотивация в условиях помощи  взрослому
  3. Мотивация личной заинтересованности.  

Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке»,

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».

Третий тип мотивации основан на внутренней заинтересованности ребёнка. «Я  сам  или я  сама».

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

- Нельзя навязывать ребёнку своё видение

- Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

- Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

- Действуя совместно с ребёнком, воспитатель знакомит его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, педагог даёт детям новые знания, обучает их определённым умениям, формирует необходимые навыки.

 

В заключении  хочется дать всем педагогическим работникам ряд рекомендаций, которым  желательно следовать в своей практике:

- Следуйте главному девизу в жизни ребенка: играть с утра и до вечера везде, где позволяет обстановка, невзирая на обстоятельства окружающей жизни, которая запружена компьютерной  завесой реальной действительности.

- А поначалу воспитатели, подобны маякам,  зовут детей в свои игры, а в последствии воспитатели сами становятся участниками этих игр.

-Побуждайте детей в ежедневной игровой  и учебной деятельности самим придумывать сюжеты и правила к своим   играм.

А родителям хочется посоветовать следующее:

- Любите  своих детей такими, какие они есть.

- Побуждайте в них  желание играть самим  собой, со своими сверстниками, игрушками, животными.

- Всегда находите отклик в детях на предложения поиграть именно с вами.

Благодаря игре больше проникайте во внутренний мир ребенка, и вы узнаете  много нового и интересного о ваших детях, что поможет вам сохранить отношения с ними в настоящем и будущем.