Сегодня дошкольное образование рассматривается как один из главных образовательных резервов, который по своей потенциальной содержательной емкости не уступает ни одной из последующих ступеней.
Актуальной становится проблема новой траектории образовательного процесса, вариантов качественного изменения содержания воспитательно - образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования, который должен начинаться с самого ребенка, исходить из потребностей личности ребенка.
К условиям, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять ее, которые дают возможность дошкольному образовательному учреждению реализовать ФГОС, относится реализация принципа индивидуализации обучения детей.
Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов [1].
Опыт последних десятилетий свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. В теории и практике дошкольной педагогики давно обсуждается необходимость изучения и учета личностных особенностей детей. Отечественные ученые А. С. Белкин, В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др. считают, что каждый ребенок проходит огромный путь в своем индивидуальном развитии именно в период дошкольного детства. В современной психолого-педагогической науке осознаётся необходимость, с одной стороны, освоения человеком общественных норм, обеспечивающих формирование значимых социальных качеств, а с другой - становления человеческой индивидуальности, сохранения, проявления индивидуально-ценностного, уникального, неповторимого в человеке [9].
Однако проблема индивидуализации воспитания и обучения остаётся на сегодняшний день одной из центральных психолого-педагогических задач. А.Г. Асмолов, О.А. Степанова, В.С. Собкин, М.М. Берулава обращают внимание, что определение и реализация индивидуализации как принципа образования нередко подменяется понятиями «индивидуальный» или «индивидуально-дифференцированный подход» [6].
И.С Сергеев также отмечает: «Нет в современной педагогической практике понятия более популярного и менее отрефлексированного, чем «индивидуальный подход». Более или менее ясно только самое основное и общее: индивидуальный подход в обучении - это учет индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания» [7].
Основное противоречие традиционного обучения в ДОУ как объясняет Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, А.М. Вербенец, А.Г. Гогоберидзе связано с групповой формой его организации и индивидуальным характером усвоения знаний. Уровень профессиональности педагога во многом определяется тем, как он на практике реализует принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку. Воспитателю, прежде всего, необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше он разбирается в индивидуальных особенностях дошкольников, тем правильнее он может организовать воспитательно-образовательный процесс [4].
Таким образом, существует проблема рассмотрения принципа индивидуализации в теоретическом поле и изучения его особенностей при построении образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в педагогической практике.
Сравнительный анализ двух подходов
|
Индивидуализация образования |
Индивидуальный подход в образовании |
Цель: |
содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности |
организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии |
Способы общения: |
признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности |
прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата |
Тактика: |
сотрудничество и партнерские отношения |
диктат и опека |
«Хороший ребенок»: |
инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий |
следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия |
Убеждение: |
ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыт |
ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития |
Вывод: |
индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего |
индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы). |
Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом [8].
Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада [5].
Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей на основе принципа идивидуализации обучения предполагают переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта [2].
При организации взаимодействия ДОУ с семьей, основной акцент должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры. В этом контексте задача дошкольного образовательного учреждения сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования [2].
Компетентностный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в воспитательный процесс ДОУ. Возможные формы работы с семьей: открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей; педагогический совет с участием родителей; педагогические ситуации; педагогические беседы с родителями; тематические консультации; собрание, круглый стол с родителями; конференции с родителями; общие собрания родителей (активное собрание родителей может включать: элементы тренинга; мастер-классы; семинар-практикум; видеотренинг; видеопрезентацию; показ занятий на видеозаписи), Школа для родителей (Подобные школы должны содержать элементы школы родителей: когда семья выступает не только в качестве объекта учения, но и обучающего (других родителей) субъекта); тематические выставки; информационные бюллетени; тематические листовки; настольная тематическая информация; анкетирование; «Мои достижения. Звезда недели. Коллаж интересов» (родители оформляют информацию о ребенке, его достижениях, увлечениях и т. д.) [3]
Таким образом, участие родителей в деятельности дошкольного учреждения имеет две стороны: воспитанники осознают, что родители принимают участие в организации их жизни в детском саду, в тоже время – у родителей появляется возможность больше узнать о своих детях, их достижениях и интересах. Принцип индивидуализации обучения в детей дошкольного возраста предполагает совершенно новые интересные, инициативные формы работы с родителями, которые дают возможность каждому родителю быть активным участником организации жизни ребёнка в детском саду.