Полный текст статьи
Печать

Развитие внутреннего туризма очень важно для социально-экономической системы страны и ее регионов. В научной литературе представлены исследования, дающие представление о тенденциях развития внутреннего туризма в РФ, о действующих методах поддержки и стимулирования развития внутреннего туризма, предлагающие меры по дальнейшему усилению развития внутреннего туризма как стратегически важного направления государственной политики в области туриндустрии [1].

Соликамский район является перспективным для развития культурно-познавательного туризма, особенно при разработке «сквозных» тематических программ  совместно с Чердынским и Усольским районом, в меньшей степени есть возможности для развития спортивного и событийного туризма.

Соликамский район многие годы был закрытой территорией. Сейчас не только зарубежные туристы, но и граждане России имеют очень смутное представление о природе и туристском потенциале района. В настоящей работе предпринята попытка произвести анализ структуры туристского комплекса Соликамского района и оценить перспективы его развития.

SWOT- анализ  Соликамского района

 

Возможности

1.Разработка турпродуктов, ориентированных на конкретную целевую аудиторию, в т.ч. комплексных программ.

2. Проведение серийных массовых досуговых мероприятий, кардинально отличающихся сценарием (интерактивные формы, реконструкция исторических событий и т.п.)

3. Разработка и реализация проектов по продвижению Верхнекамского региона за пределами края совместно с соседними районами.

4.Реставрация, восстановление и последующее надлежащие содержание архитектурных памятников и исторических мест.

5. Повышение качества обслуживания, в первую очередь экскурсионного и транспортного обслуживания, включая дорожное строительство..

6.Программа поддержки местных турагенств, специализирующихся на внутреннем туризме.

Угрозы

1. Движение турпотоков транзитом или, минуя район

2. Наличие аналогов объектов культурно-познавательного туризма в других регионах  с высокой концентрацией турпотоков

3. Сохранение в сознании потребителя имиджа района (ссыльно-тюремного захолустья)

4. Отсутствие реальной заинтересованности местной и  региональной  власти, государства.

5. Низкая рентабельность отрасли.

6. Негативные экологические последствия хозяйственной деятельности.

Сильные стороны:

1. Большой историко-культурный потенциал

2. Приемлемый уровень сервиса мест размещения, питания.

3. Промышленный потенциал как залог экономической стабильности района

4. Наличие возможностей для развития лечебно-оздоровительной базы

 

1-1, 1-2, 1-3, 1-5  продвижение инновационных продуктов использования туристского потенциала  Верхнекамья в стране и за рубежом, новая политика позиционирования района

1-4, 3-4 сохранение культурного наследия

1-3, 1-5,1-7,1-8,1-9, 3-7, 4-7,  анализ опыта других регионов, маркетинговые исследования, новая стратегия турполитики

2-5, 2-8,2-10, 2-6, 3-6 повышение уровня обслуживания клиентов

1-1, 2-1, 2-5 создание принципиально новых турпродуктов, максимальное использование возможностей транзита туристов

1-3 брендинг

3-3 брендинг, использование промышленного потенциала в экскурсионно-познавательном туризме

3-5, 3-3, 4-3, 4-5  развитие нового направления туризма

Слабые стороны:

1. Значительная удаленность от Европейского центра и от краевого центра

2. Вероятна  полная утрата железнодорожного и водного сообщения с краевым центром

3. Непривлекательный имидж в общественном мнении

4. Неудовлетворительное состояние многих объектов показа

5.Сервис по ряду показателей низкого качества

6. Формальная политика развития туризма в районе

7. Недофинансирование проектов

8. Отсутствие конкуренции среди агентств.

9. Низкая рентабельность бизнеса

10. Экологические риски.

1-1 продвижение через целевую аудиторию

2- 6 восстановление, т.ч. сезонное разных вариантов сообщения, разработка авиамаршрутов

4-4 сохранение культурного наследие, использование различных источников финансирования, запуск научно-исследовательских и волонтерских программ

6-1,6-2,6-3,6-7, 7-7 новая стратегия турполитики новыми руководителями отрасли

6-8, 9-6,9-7, 8-7 адресная финансовая поддержка на основе аудита и маркетинговых данных

5-4, 5-6, 5-7, 8-6,8-9  планомерное повышение качества обслуживания и качества кадров

1-5,1-8 создание информационной базы для туристов и туроператоров

1-1,1-2,1-3,1-4,1-5, 1-6, 3-3, 3-4, 5-3,5-4,6-3, 6-4,6-5, сохранение и упрочение отрицательного имиджа района, отток туристов нерентабельность развития внутреннего туризма

2-1,2-2, 5-2,5-3, 7-4 отток туристов, уменьшение турпотока

4-4,4-5,4-6, 6-6, 10-4, 10-6  риск утраты объектов культурного и природного наследия

7-5, 8-4, 8-5, 9-4, 9-5 ослабление позиций местных агентств, уход с рынка, возможное вытеснение крупными игроками, риск монополизации

 

Проведенный SWOT- анализ показал, что для развития туризма в Соликамском  районе первостепенное значение имеют:

  • политика брендинга территории,
  • создание нового имиджа, подкрепленное туристско-привлекательными продуктами, качеством оказываемых услуг на всех этапах работы с туристом,
  • степень развития кластера и успеха кластерных инициатив,
  • качественное состояние историко-культурного и природного потенциала района,

 а также преодоление  проблем связанных с формальной поддержкой отрасли на региональном и местном уровне [2, 3].