Развитие внутреннего туризма очень важно для социально-экономической системы страны и ее регионов. В научной литературе представлены исследования, дающие представление о тенденциях развития внутреннего туризма в РФ, о действующих методах поддержки и стимулирования развития внутреннего туризма, предлагающие меры по дальнейшему усилению развития внутреннего туризма как стратегически важного направления государственной политики в области туриндустрии [1].
Соликамский район является перспективным для развития культурно-познавательного туризма, особенно при разработке «сквозных» тематических программ совместно с Чердынским и Усольским районом, в меньшей степени есть возможности для развития спортивного и событийного туризма.
Соликамский район многие годы был закрытой территорией. Сейчас не только зарубежные туристы, но и граждане России имеют очень смутное представление о природе и туристском потенциале района. В настоящей работе предпринята попытка произвести анализ структуры туристского комплекса Соликамского района и оценить перспективы его развития.
SWOT- анализ Соликамского района
|
Возможности 1.Разработка турпродуктов, ориентированных на конкретную целевую аудиторию, в т.ч. комплексных программ. 2. Проведение серийных массовых досуговых мероприятий, кардинально отличающихся сценарием (интерактивные формы, реконструкция исторических событий и т.п.) 3. Разработка и реализация проектов по продвижению Верхнекамского региона за пределами края совместно с соседними районами. 4.Реставрация, восстановление и последующее надлежащие содержание архитектурных памятников и исторических мест. 5. Повышение качества обслуживания, в первую очередь экскурсионного и транспортного обслуживания, включая дорожное строительство.. 6.Программа поддержки местных турагенств, специализирующихся на внутреннем туризме. |
Угрозы 1. Движение турпотоков транзитом или, минуя район 2. Наличие аналогов объектов культурно-познавательного туризма в других регионах с высокой концентрацией турпотоков 3. Сохранение в сознании потребителя имиджа района (ссыльно-тюремного захолустья) 4. Отсутствие реальной заинтересованности местной и региональной власти, государства. 5. Низкая рентабельность отрасли. 6. Негативные экологические последствия хозяйственной деятельности. |
Сильные стороны: 1. Большой историко-культурный потенциал 2. Приемлемый уровень сервиса мест размещения, питания. 3. Промышленный потенциал как залог экономической стабильности района 4. Наличие возможностей для развития лечебно-оздоровительной базы
|
1-1, 1-2, 1-3, 1-5 продвижение инновационных продуктов использования туристского потенциала Верхнекамья в стране и за рубежом, новая политика позиционирования района 1-4, 3-4 сохранение культурного наследия 1-3, 1-5,1-7,1-8,1-9, 3-7, 4-7, анализ опыта других регионов, маркетинговые исследования, новая стратегия турполитики 2-5, 2-8,2-10, 2-6, 3-6 повышение уровня обслуживания клиентов |
1-1, 2-1, 2-5 создание принципиально новых турпродуктов, максимальное использование возможностей транзита туристов 1-3 брендинг 3-3 брендинг, использование промышленного потенциала в экскурсионно-познавательном туризме 3-5, 3-3, 4-3, 4-5 развитие нового направления туризма |
Слабые стороны: 1. Значительная удаленность от Европейского центра и от краевого центра 2. Вероятна полная утрата железнодорожного и водного сообщения с краевым центром 3. Непривлекательный имидж в общественном мнении 4. Неудовлетворительное состояние многих объектов показа 5.Сервис по ряду показателей низкого качества 6. Формальная политика развития туризма в районе 7. Недофинансирование проектов 8. Отсутствие конкуренции среди агентств. 9. Низкая рентабельность бизнеса 10. Экологические риски. |
1-1 продвижение через целевую аудиторию 2- 6 восстановление, т.ч. сезонное разных вариантов сообщения, разработка авиамаршрутов 4-4 сохранение культурного наследие, использование различных источников финансирования, запуск научно-исследовательских и волонтерских программ 6-1,6-2,6-3,6-7, 7-7 новая стратегия турполитики новыми руководителями отрасли 6-8, 9-6,9-7, 8-7 адресная финансовая поддержка на основе аудита и маркетинговых данных 5-4, 5-6, 5-7, 8-6,8-9 планомерное повышение качества обслуживания и качества кадров 1-5,1-8 создание информационной базы для туристов и туроператоров |
1-1,1-2,1-3,1-4,1-5, 1-6, 3-3, 3-4, 5-3,5-4,6-3, 6-4,6-5, сохранение и упрочение отрицательного имиджа района, отток туристов нерентабельность развития внутреннего туризма 2-1,2-2, 5-2,5-3, 7-4 отток туристов, уменьшение турпотока 4-4,4-5,4-6, 6-6, 10-4, 10-6 риск утраты объектов культурного и природного наследия 7-5, 8-4, 8-5, 9-4, 9-5 ослабление позиций местных агентств, уход с рынка, возможное вытеснение крупными игроками, риск монополизации |
Проведенный SWOT- анализ показал, что для развития туризма в Соликамском районе первостепенное значение имеют:
- политика брендинга территории,
- создание нового имиджа, подкрепленное туристско-привлекательными продуктами, качеством оказываемых услуг на всех этапах работы с туристом,
- степень развития кластера и успеха кластерных инициатив,
- качественное состояние историко-культурного и природного потенциала района,
а также преодоление проблем связанных с формальной поддержкой отрасли на региональном и местном уровне [2, 3].