Бесспорна позитивная роль литературы в подготовке учащихся к жизни, не вызывает сомнений сила ее воздействия на формирование нравственных ценностей у молодежи. В этом убеждают нас наблюдения и выводы ученых-методистов и учителей-практиков. По мнению М.В. Черкезовой, «воспитание молодого поколения – многогранный и сложный процесс, в котором большую роль играют общественность, семья и школа. Но наибольшая роль в деле воспитания молодежи принадлежит литературе, которая обладает особыми возможностями эмоционального воздействия на учащихся. О воздействии художественной литературы на формирование нравственных ценностей человека Т.Д. Полозова пишет так: «Произведение художественной литературы обладает возможностью включить читателя, слушателя в процесс открытия истины, создать полную иллюзию соучастия в действии, приобщать его к первооткрытию нравственного, эстетического идеала произведения. Уникальность художественного произведения – в его способности слить воедино две индивидуальности в едином процессе познания и освоения общественно и личностно ценной истины: индивидуальность писателя и индивидуальность читателя» [1,52].
Из всего сказанного следует, что образование должно рассматриваться как процесс становления личности, включающий три структурных аспекта: обучение, воспитание, развитие. При этом высшей целью образования должно стать нравственное воспитание. Содержание нравственного воспитания определяет «формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе» [2, 2].
В целях обеспечения целенаправленного прогресса в нравственном развитии молодежи в условиях утраты актуальности многих ценностей жизни, мы должны знать точно: кто он, современный старшеклассник, каковы его нравственные ориентиры? С этой целью нами было предпринято исследование человеческих качеств, принимаемых и отвергаемых учащимися старших классов, и общей тенденции в формировании внутренней настроенности современного школьника. Исследование проведено среди учащихся старших классов Павловской средней обшеобразовательной школы имени В.Н. Оконешникова. Вопросы были направлены на выяснение наиболее значимых жизненных установок, общей оценочно-императивной устремленности этического сознания и поведения, его целенаправленной регуляции, своеобразного «локатора» личности, приспособленного к отысканию определенного ценностного отношения в моральном выборе.
Анализ полученных данных показал три абсолютно принимаемые ценности, процент выбора которых преобладает над другими: здоровье , счастливая жизнь, материально обеспеченная жизнь. Устойчива ориентация старшеклассников на такие человеческие качества, как доброта, честность, смелость, трудолюбие, правдивость. Больше всего учащиеся презирают трусость, жестокость, жадность, подхалимство, лицемерие, подлость, предательство. Выявлено, что в предпочтениях старшеклассников редко встречаются такие важные для формирования личности черт, как гуманность, коллективизм, долг и ответственность, совесть, честь, справедливость, дисциплинированность, любовь к Родине, общественное признание, знание и др. Стала очевидной необходимость усиления внимания на формирование следующих этических норм: чувство долга, совесть, честь, патриотизм, бескорыстие, уважение к старшим, почитание родителей, уважительное отношение к интересам окружающих людей.
В связи с этим, мы считаем, что в современной методике преподавания литературы одно из главных мест занимает проблема формирования ценностных ориентаций личности старшеклассника.
Узнав нравственные ориентиры старшиклассников, надо создать эффективную методику преподования родной литературы, чтобы повысить нравственное воспитание учащихся. А для этого мы использовали методику преподования якутской литературы составленный А.Ф. Корякиной. Результат был очень положительным.
Учащимся было предложено из 15 ценностей-целей выбрать 3, которые являются самыми главными в их жизни, остальные оставшиеся ценности распределить по порядку убывания значимости для них. Таким образом, выявлены наиболее устойчивые ценности у учеников контрольного и экспериментального классов. В начале опроса ценности у ребят были другие, а после преминение методики у ребят изменились нравственные ориентиры т.е. ценности. Например, любовь к родине для начало состовляло 0% а теперь стало 12%, долг и ответстенность было 0% стало 12%, активная деятельная жизнь было 0 % стало 19 %, чсастливая семейная жизнь было 12% стало 19%, материальная обеспеченная жизнь было 25% стало 3%, Жизнь, полная развлечений было 9% стало 0%, позание было 19% стало 9%, интересная работа 3% не изменилось, творчество было 9% стало 19%, свобода как независимость в поступках и действиях было 9% стало 0%. Анализ полученных данных показал, что приоритетными нравственными ценностями у учащихся контрольного класса являются материально обеспеченная жизнь, любовь, познание. А также выявлено, что в ценностных предпочтениях у них нет таких важных для формирования личности ценностей, как любовь к Родине, долг и ответственность, активная деятельная жизнь. А у учащихся экспериментального класса три абсолютно принимаемые ценности, процент выбора которых преобладает над другими:
счастливая семейная жизнь, активная деятельная жизнь, творчество. Устойчивы ориентации у них также на такие нравственные ценности, как любовь, здоровье, любовь к Родине, долг и ответственность.
Результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что составленная А.Ф. Корякиной методика проведения активных форм уроков якутской литературы способствует формированию положительных нравственных ориентиров у учащихся старших классов.