Полный текст статьи
Печать

Основными целями системы среднего профессионального образования является подготовка специалистов среднего звена и создание благоприятных условий для формирования общих и освоения профессиональных компетенций.

 Достижение этих целей зависит от того, как будет сформировано содержание образования, которое должно быть направлено на повышение качества обучения. Опыт моей педагогической деятельности показывает, что на начало обучения в колледже у некоторой части студентов не были сформированы учебные навыки. Это связано с наличием пробелов в школьном образовании, в неумении осуществлять саморегуляцию поведения. Поэтому в своей педагогической деятельности я учитывала психолого-возрастные особенности обучаемых, уровень их подготовки, психологические особенности, старалась выбрать те методы работы, которые бы способствовали выравниванию знаний и ликвидации пробелов школьного образования и формированию осознанной мотивации учения, познавательных интересов как основы последующего формирования интереса к будущей специальности. В процессе работы я развивала у студентов умения, необходимые для выполнения учебных задач, в том числе задач при изучении учебных дисциплин «Русский язык и литература», «Профессиональная культура устной и письменной речи».

Для этого я определила для себя следующие задачи:

  • содействовать развитию потенциальных возможностей  обучающихся;
  • создавать возможность проявлять себя в ситуации успеха;
  • развивать творческие способности обучающихся через аудиторную и внеаудиторную деятельность;
  • создать оптимальные условия для развития и закрепления в практической деятельности коммуникативных навыков через изучение и внедрение элементов развивающих проблемно-поисковых технологий.

Для решения этих задач я сконцентрировала внимание обучающихся на развитии умения осознавать себя как личность, сформировать свою «я-концепцию». Следующим шагом стало развитие умения применять законы, правила и приемы эффективного речевого общения, речевого воздействия (реализация деятельностно-коммуникативной составляющей) и признавать ценности различных мировоззрений и культур человека, ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей (реализация ценностно-ориентированной составляющей).

В своей педагогической деятельности я обратилась к использованию элементов развивающих проблемно-поисковых технологий. Проблемно-поисковые технологиикак творческий процесс представляется как решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами. Если тренировочные задачи предлагались обучающимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи - это всегда поиск нового способа решения.  Суть проблемной интерпретации учебного материала состояла в том, что я поставила перед обучающимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.

Принципиально важен тот факт, что новые знания даются для решения проблемы или проблем. Решение проблемы требует включения творческого мышления. Психологический механизм происходящих процессов при проблемном обучении следующий: когда обучающийся сталкивался с противоречивой, новой, непонятной проблемой (проблема - сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие, вызывающий разные, порой противоположные позиции при его решении), у него возникало состояние недоумения, удивления, возникал вопрос: в чем суть? Далее мыслительный процесс происходил по схеме: выдвижение, обоснование и проверка гипотез. И обучающийся либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск открытия неизвестного, либо с помощью преподавателя. Активизации творческого мышления способствовала субъект-объектным отношениям, возникающим при коллективном решении проблемы.

Важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения являлось отражение объективных противоречий, закономерно возникающих в процессе научного знания, учебной или любой другой деятельности, которые и есть источник движения и развития в любой сфере. Именно в связи с этим проблемное обучение можно назвать развивающим, ибо его цель - формирование знания, гипотез, их разработки и решений. При проблемном обучении процесс мышления включался лишь с целью разрешения проблемной ситуации, которая формировала мышление, необходимое для решения нестандартных задач. Элементы проблемно-поисковых технологий побуждали обучающихся к активной мыслительной деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активные методы, направленные на первичное овладение знаниями, способствовали развитию мышления, познавательных интересов и творческих способностей, формированию умений и навыков самообразования. В учебном процессе были созданы условия формирования активности личности и были также использованы элементы личностно-ориентированных технологий.

В своей профессиональной деятельности я использовала дифференцированный подход в работе со студентами. Учитывая индивидуально-психологические особенности студентов, я создала условия для выполнения разноуровневых заданий. По окончании изучения темы по дисциплине «Русский язык и литература» обучающимся предлагались задания на их выбор. Таким образом, обучающиеся выбирали задания по своему уровню знаний, самостоятельно. Следовательно, дифференциация шла не от преподавателя, а от самого обучающегося. Дифференцированный подход в обучении дал мне возможность понять психологические особенности обучающихся, выработать у них правильную самооценку, способствовал самоутверждению личности. Данный подход также снимал психологическую напряженность студентов.

Следующая форма самостоятельной работы, используемая на учебных дисциплинах «Русский язык и литература» и «Профессиональная культура устной и письменной речи», -   работа в паре. Принцип такой работы заключался во временной передаче обучающимся функции преподавателя. Эти функции выполнял один из обучающихся в паре, беря на себя ответственность за оценку и контроль знаний. Такая форма самостоятельной работы использовалась на обобщающих занятиях по теме. На вводных лекциях для более эффективного восприятия материала использовались опорные конспекты и схемы, а также индивидуальные опережающие задания, способствующие развитию у студентов навыков самостоятельной работы со справочной и учебной литературой. Особое место в самостоятельной работе занимали разноуровневые тесты, кроссворды по теме с последующим разгадыванием обучающимися другой группы.

Для повышения качества обучения использовались технические средства обучения, такие, как видеофильмы, созданные на основе художественных произведений, например, «Война и мир», «Собачье сердце», «Тихий Дон», фрагменты документальных фильмов о судьбе писателей и поэтов и их деятельности. Обязательным элементом таких занятий являлись обсуждения этих фильмов, которые нередко переходили в дискуссию о поэте (писателе) как личности, о современности проблем, поставленных в творчестве этих авторов. На данном этапе я особое внимание уделяла использованию в совместной деятельности со студентами новых информационных технологий. В частности, возникала необходимость подготовить мультимедийную презентацию по творчеству писателя или поэта, видеофильм или компьютерную программу на предложенную проблему в соответствии со склонностями и способностями студентов.        

Наряду с элементами развивающих проблемно-поисковых технологий, я использовала элементы личностно-ориентированного подхода, который рассматривал личность обучающегося как субъект педагогического процесса. Помогала раскрыться каждому обучающемуся творческая работа по учебной дисциплине «Русский язык и литература». Творческая активность – наиболее высокий уровень активности, для которого характерны новизна, оригинальность, отход от шаблона, ломка традиций, неожиданность. Например, появилась мысль написать письмо герою произведения (например, Обломову) от читателя, живущего в XXI веке. Эту идею подхватили студенты, и лучшие письма студентов мы оформили в большую стенную газету, которую с интересом читали студенты всех курсов. Такой вид работы развивал творческие способности, желание высказаться по вечным проблемам, по-другому взглянуть на классическое произведение.

Еще один вид творческого задания: «перевести» произведение литературы на язык других видов искусства, например, изобразительного искусства. Обучающиеся отражали в «картинах» свое восприятие прочитанного произведения. Эти активные методы обучения способствовали пониманию литературного произведения и развивали образное мышление, воображение. Процесс применения в учебной деятельности таких методов обучения всегда ставил обучающихся в условия, когда они должны были опираться на свою систему знаний, действовать не по алгоритму, а в каждом случае искать новый подход к решению проблемы. Все это требовало от обучающегося проявления активности. Умение вырабатывать идеи, сравнивать, находить адекватные способы деятельности, совершенствовать их. Созданные творческие работы показывали высокий уровень креативного мышления.

  В повышении качества обучения свою положительную роль сыграло применение некоторых элементов других педагогических технологий. Результативным оказалось использование педагогики сотрудничества, которая помогла раскрыть гуманно-личностный подход к обучающемуся и понять значение субъект-субъектных отношений. Педагогика сотрудничества дала возможность увидеть личность как цель образования и усилить личностную направленность учебно-воспитательного процесса. Особенно я обратила внимание на иное понимание личности: обучающийся – полноценная личность, личность – субъект, а не объект в педагогическом процессе, личность – цель, а не средства образовательной системы. Среди педагогических технологий меня привлекла система Е.Н. Ильина. Я разделяю мнение Ильина о том, что «преподавание литературы формирует личность, необходимые убеждения студентов, а нравственный потенциал книг художественной литературы формирует убеждения», поэтому старалась строить занятия так, чтобы обучающиеся больше общались с книгой, находя в текстах ответы на современные вопросы. На занятиях делались попытки осуществить закон 3-х «О»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем.

Проблемная лекция при изучении художественного произведения помогала высказать свою точку зрения на данную проблему, вступить в дискуссию с коллегами. На занятиях я также стремилась к развитию познавательной активности у студентов, чтобы большинство студентов интеллектуально и эмоционально откликнулись на содержание изучаемого произведения. Таким образом, мне удалось развивать познавательную активность, навыки самостоятельно ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению проблем, искать способы добывания информации. Одной из сторон личностно-ориентированного обучения явилось умение добывать знания самостоятельно и применять их в определенной ситуации. В процессе поисковой деятельности (сравнения, классификации, исследования) обучающиеся опирались на свое мышление и воображение. Это дало каждому возможность решать задачу творчески, а также контролировать и оценивать свою деятельность. При личностно-ориентированном обучении существенной осталась моя роль, как преподавателя, который ведет дискуссию с обучающимися, где необходимо, подсказывает и является равноправным партнером по учебному общению. При этом у меня исчезла необходимость произносить оценивающие их деятельность слова, а возникла возможность заменить их личностно-значимыми и уважительными. При таком подходе на занятии возникала раскрепощенность, сотрудничество, желание поделиться добытыми знаниями. В аудитории царила атмосфера поиска. Я не давала студентам готовые факты, а направляла их на то, чтобы они сами добывали знания: исследовали, анализировали, сравнивали, а затем обобщали и делали выводы, по-своему осмысливали текст художественного произведения. Обучающиеся рассуждали, спорили, обосновывали свои суждения. Общаться с ними было интересно.

   Особое место на учебных занятиях по дисциплине «Русский язык и литература» занимало обучение в сотрудничестве, которое ориентировано на развитие индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся. В процессе активной деятельности не только успешно усваивался изучаемый материал, но и развивались такие нравственные качества, как доброжелательность, терпимость, умение сопереживать и радоваться за другого. Поскольку в медицине цена ошибки слишком велика, одной из моих задач являлась необходимость научить понимать проблемы человека, анализировать поступки человека и их последствия. Так, например, при знакомстве с творчеством А.П.Чехова и повестью М.А.Булгакова «Собачье сердце» я акцентировала внимание на проявлении симптомов болезни, факторах риска, отношении пациента к своему недугу, на элементах ухода за больными, преданности чеховских и булгаковских докторов своей профессии, высокой культуре во взаимоотношениях с людьми, их высокому профессионализму. Изучение художественных произведений позволяло ощутить связь времен, понять различные эмоциональные и физиологические состояния людей, живших в разные эпохи. При этом обогащалась общая культура обучающихся, расширялся эмоциональный опыт, формировались нравственные ценности.

Процесс образования всегда являлся процессом управления развития творческой личности. Поэтому нередко на занятиях использовались игровые технологии. Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основывались на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета. Только тогда, когда субъект деятельности начинал осуществлять организационные действия по поводу сюжета, делая предметом своей деятельности содержание и процессы, можно говорить о возникновении игровой деятельности и специфического игрового отношения. Рефлексивный, поисковый, мыслительный и организационный компоненты игровой деятельности формировали у субъекта исследовательское и творческое отношение к действительности.
             Так на занятиях по учебной дисциплине «Профессиональная культура устной и письменной речи» я использовала коммуникативные игры и речевые упражнения, взятые из сборника «Играя – учимся, учимся играя» (Д.И. Архаровой, Т.А. Долининой); ситуационные задачи на тему: «Подготовка медработником пациента к какой-либо процедуре»; деловые беседы по предложенным вопросам «Медработник – пациент». При использовании таких игровых технологий я стремлюсь развивать профессиональную речь будущего медработника, сформировать навыки делового общения. Побуждение к ведению записей, создание опорных конспектов у обучающихся помогали развивать логическое мышление, умение формулировать свои мысли.   

Таким образом, использование элементов проблемно-поисковых технологий оказало положительное влияние на результаты образования обучающихся, повлияло на формирование общих и освоение профессиональных компетенций. Надеюсь, мой опыт пригодится преподавателям социально-гуманитарного цикла учреждений среднего профессионального образования.