Полный текст статьи
Печать

Одним из важнейших факторов успешности образовательного процесса является эффективное обеспечение преемственности обучения в начальной и основной школе. Необходимость осуществления преемственности обусловлена требованием ФГОС, которое направлено на «обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации;…доступности получения качественного основного общего образования; преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;… на формирование условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности» [4]. Именно государственный стандарт второго поколения  задает качественно новое представление о том, каким должно быть содержание общего образования, и акцентирует большое внимание изучению  английского языка, как основе международного речевого общения. В связи с этим обучение английскому  языку  стало неотъемлемой  частью со второго класса начальной школы, а с 2020 года ЕГЭ по предмету «Английский язык» станет обязательным для всех выпускников российских школ.  Исходя из вышесказанных факторов, следует отметить, что результативность складывается из комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные, и даже личностные достижения ребенка. Поэтому возникает необходимость инструмента для изучения процесса развития универсальных учебных действий. Несомненно, только целенаправленная, организованная система работы будет способствовать достижению желаемого результата

            Грамотная организация преемственности применительно к предмету «Английский язык» имеет особое значение, так как специфика обучения предполагает создание социокультурной коммуникативной среды на уроках. 

            Согласно ФГОС начального общего образования, предметные результаты освоения программы английского языка должны отражать:

1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной формах с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы [4].

При переходе в основную ступень школьного обучения предметные результаты должны отвечать следующим требованиям: 1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных  культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;  2) формирование и совершенствование иноязычной  коммуникативной  компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение  лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой; 3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции; 4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком,  в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей  расширять свои знания в других предметных областях [4].

            В настоящее время различные аспекты данной проблемы находятся в центре внимания педагогов, психологов, учителей-практиков и методистов. Так, по мнению А. В. Шарыпина, преемственность в образовании образует механизм его непрерывности, так как каждый последующий этап образования базируется на достижениях предыдущего, включает их в себя в качестве базиса дальнейшего развития [7; с. 156].

На наш взгляд, успешность образовательного процесса в современной школе зависит от учета специфики психологических особенностей учащихся в переходные периоды .

Рассматривая процесс перехода учащихся из начальной школы в основную, психологи отмечают следующие особенности младшего подросткового возраста, оказывающие влияние на процесс обучения: ведущая деятельность – общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми; формирование самооценки, характера; развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, оперированию абстрактными понятиями. По мнению Г. А. Цукерман, «…этот возрастной интервал – воистину “ничья земля” в периодизациях психического развития, на которую одинаково безосновательно претендуют специалисты и по младшему школьному, и по подростковому возрасту. Кстати, ни те, ни другие не в состоянии содержательно освоить эту возрастную территорию, ибо она качественно отлична и от 8–9-летнего возраста – сердцевины школьного детства, и от 13–15-летнего возраста – сердцевины отрочества» [6;19]. В этот период, как отмечает исследователь, происходит синхронизация двух кризисов: образовательного кризиса, связанного с резкими внешними изменениями в укладе жизни школьников, и возрастного кризиса с существенными внутренними изменениями, которые приводят к распаду устоявшейся системы связей и отношений человека с другими людьми и построением формы жизнедеятельности [6; 20].

Наиболее развёрнутое определение понятию «преемственность» дано А.А. Леонтьевым: «…наличие последовательной цепи учебных задач на всём протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперёд на каждом из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (детский сад – школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение), то есть, в конечном счёте, – единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования» [2; 29].

В соответствии с вышесказанным, преемственность предполагает разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всём протяжении обучения от детского сада до высшего обучения. В современной отечественной педагогической практике принцип непрерывности и преемственности образования наиболее полно и последовательно реализуется в Образовательной системе «Школа 2100». Они выделяют следующие направления реализации преемственности: методологическое единство; единство целей; содержательное единство; процессуальное единство; единство оценивания образовательных достижений учащихся [2; 29].

Г.А. Цукерман утверждает, что причины трудностей, испытываемых школьниками при переходе из начальной в основную школу, состоят в «скачке из одной системы обучения в другую, в нестыковке программ, форм обучения, дисциплинарных требований, стилей общения и многом другом» [6; 21].     К характерным проблемам учащихся 5 классов О. А. Матвеева и Е.А.  Львова [6; 19] относят неодинаковый уровень подготовки детей, который вызван множеством программ начальной школы, не всегда согласованных с программами основной школы.

На сегодняшний день в большинстве общеобразовательных школ России обучение английскому языку ведется по программе «Английский с удовольствием/ Enjoy English» под авторством М.З. Биболетовой. Курс охватывает начальную, среднюю и старшую школу (2-11 классы). Учебник ориентирован как на обучение учащихся общению на английском языке, так и на интеллектуальное, эмоциональное и общее речевое развитие детей средствами английского языка [1].

С целью определить, насколько эффективно происходит переход из начальной в среднюю школу нами проведено тестирование остаточных знаний начальной школы учащихся в 5 «б» классе в МОБУ СОШ №17 г. Якутска. Тест был разработан преподавателем английского языка МБОУ СОШ №1 г. Покрова Владимирской области Булычевой Н.В. и рассчитан на программу «Английский с удовольствием». В данном тесте  четыре задания направлены на контроль лексических знаний, в том числе на полное понимание текста и на проверку грамматических навыков. Общее количество баллов составляет двадцать семь. Нами разработаны критерии оценивания лексико-грамматических навыков согласно данному тесту (Таблица № 1).

Таблица 1

Система критериев оценивания

Оценка в цифровом показателе

Уровень лексико-грамматических навыков

Баллы

«5»

высокий уровень

27-25

«4»

средний уровень

24-21

«3»

уровень ниже среднего

20-14

«2»

низкий уровень

13-0

 

По результатам тестирования выявлено, что из 36 учащихся 19,4% учащихся класса справились с заданиями на «отлично», работы 27,7% от общего числа учеников оценены на «хорошо», 39% пятиклассников справились с тестом на «удовлетворительно» и 14% учащихся не справились с заданиями. Таким образом, процент качественного выполнения теста составил 47,2%.

Анализ выполнения заданий учащимися позволяет сделать вывод о том, что уровень сформированности грамматических навыков находится на низком уровне по сравнению с лексическими. В процентном соотношении 74% от общего числа учащихся успешно справились с заданием №1, направленным на контроль лексических навыков. Приводим в качестве примера текст задания: Впишите предложения, вставив в них пропущенные слова: school, break, time, Maths, count.   My name is Ted. I live in London. I go to…(1). I like…(2). I can…(3) well. I have many friends at school. We play games during the…(4). I have a good…(5) at school. 51% учащихся смогли выполнить задание на полное лексическое понимание текста, 68%  пятиклассников справились с заданием №3, 53% - №4. Очевидно, что задание на контроль уровня сформированности грамматических навыков вызвало затруднения.

Проведенное тестирование остаточных знаний учащихся в 5 экспериментальном классе свидетельствует, наличие проблем, связанных с организацией преемственности обучения иностранному языку. С целью определения возможных причин проблем перехода учащихся из начальной в основную школу, нами предпринята попытка анализа учебно-методического комплекта «Английский с удовольствием/Enjoy English» [7}. Так мы пришли к выводу, что: во-первых, если в 4 классе обучение временам английского глагола происходит по отдельности, а в 5 классе – совмещенно. В связи с чем, многие учащиеся испытывают трудности в изучении данного грамматического материала. Кроме того, в учебнике и рабочей тетради 5 класса наблюдается недостаток практических упражнений для отработки нового материала;  во-вторых, общая тематика учебника 5 класса посвящена подготовке к поездке в Великобританию, которая изучается весь год.  На наш взгляд, интереснее было бы изучать эту тему на протяжении всего одной четверти; в-третьих, в 5 классе практически все тексты предлагаются в форме письма и диалогов, что выражается в нехватке привычного текстового материала для учащихся. Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по иностранным языкам и авторской программы (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.). Программа рассчитана на 103 часа (из расчета три часа в неделю), в том числе четыре промежуточные и итоговую контрольные работы

Несмотря на то, что в начальной школе учебно-методический комплекс «Английский с удовольствием» является фундаментальной основой для начала изучения английского языка, в организации преемственности, учащиеся испытывают трудности в 5 классе. В результате проведенной работы для решения проблемы считаем, что необходим правильный выбор УМК, который бы обеспечивал подготовку к выпускным экзаменам, а также  развитие личностных универсальных учебных действий.  

Как показывает практика обучения английскому языку для достижения качественного результата организации преемственности необходима диагностическая система изучения промежуточных показателей формирования универсальных учебных действий. И вопрос правильной организации мониторинга формирования универсальных действий становится весьма актуальным.

В настоящее время новые стандарты не предусматривают наличие единых диагностических требований.  Поэтому, исходя из требований новых стандартов, предъявляемых к предмету «Английский язык», нами разработана система мониторинга развития УУД обучающихся 2 классов. Идея проводимой мониторинговой работы заключается в том, чтобы обеспечить грамотную преемственность из начальной в основную школу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к формированию УУД.

По определению Пасынок Ю.Ю., «мониторинг – это инструмент, помогающий  педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные  условия для достижения качественного образовательного результата [3].  Мониторинг выполняет такие функции, как диагностическая, оценочная  и контрольная». Для достижения поставленной цели нами решены следующие задачи и этапы: 1) определены виды деятельности; 2) разработаны критерии оценивания; 3) проведена комплексная проверка знаний обучающихся по каждому виду деятельности.

Полученная в ходе педагогического мониторинга информация, явилась основанием выявления индивидуальной динамикикачества развития обучающегося, прогнозированием педагогической деятельности,  осуществлением  необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.

В рамках нашего мониторинга УУД подразделяются на коммуникативные и языковые умения. В соответствии с целями и задачами курса начального обучения английскому языку оценивание происходит по следующим видам деятельности: 1) говорение: монолог и диалог; 2) чтение: произношение, понимание текста; 3) аудирование; 4) письмо: алфавит, диктант слов, диктант предложений; 5) графика и орфография; 6) фонетика; 7) знание лексики; 8) знание грамматики.

По итогам диагностики нами проводится анализ полученных результатов, который дает возможность нам, родителям  и самому обучающемуся видеть уровень его индивидуального развития, который чётко определён новыми образовательными стандартами и программой духовно-нравственного развития и воспитания. Так, осуществляется попытка точного контроля уровня освоения видов деятельности учащимися в каждом классе.

На основании проведенного исследования и анализа нами выявлены следующие пути решения проблемы организации преемственности в обучении английскому языку в начальной и основной школе.

  • Соблюдение преемственности языкового образования в структурном и содержательном плане;
  • Наличие единой стратегии обучения, обеспечивающей четкую формулировку и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними.
  • Обеспечение условий личностно-ориентированного обучения, которое подразумевает различные формы и виды дифференциации обучения.
  •  Необходимость методической поддержки учителя иностранного языка, а также совместная работа с психологом, классным руководителем, родителями учащихся.