В последнее десятилетие идет осознание управленческой деятельности как особого вида деятельности, необходимого в условиях рыночной экономики. [1]. Основным направлением становления и развития системы подготовки выпускников среднего профессионального образования музыкального профиля должна стать идея о подготовке высокопрофессионального специалиста, который был бы готов не только к исполнительской, педагогической деятельности, но и к управленческой.
Социально-культурная сфера это особая отрасль, имеющая свои особенности, специфические черты, наиболее важными из которых является индивидуальность, нестандартность мышления и творчество как феномен. Возникает вопрос: Кто может управлять этим феноменом? Рассмотрим данный вопрос на примере двух ситуаций. Первая: людьми творческими управляет человек другого профильного образования, такой руководитель не всегда может учесть специфику учреждения, особенности коллектива, это часто вызывает недовольство и приводит к напряженным отношениям, конфликтам. Другая ситуация: специальность руководителя соответствует профилю учреждения, но он оказывается несостоятельным именно в плане управления. Чтобы разрешить проблему в новом Федеральном Государственном образовательном стандарте появляется профессиональный модуль «Организационно-управленческая деятельность». Данный профессиональный модуль заложен в ФГОС только по специальностям «Теория музыки», «Музыкальное искусство эстрады», «Народное художественное творчество». Для остальных специальностей в Альметьевском музыкальном колледже профессиональный модуль «Организационно-управленческая деятельность» был специально разработан из часов вариативной части. Профессиональный модуль – это организационно-методический блок, который включает в себя близкие по содержанию образовательные дисциплины и позволяет заложить базу управленческой культуры. К таким образовательным дисциплинам относятся все виды психологии: общая психология, музыкальная психология исполнителя, педагогика, цикл обще-гуманитарных и социально-экономических дисциплин и основы менеджмента. На сегодняшний день дисциплина «Основы менеджмента» существует в нашем колледже у всех специальностей без исключения. Разница в количестве часов: инструментальное исполнительство, вокальное искусство, хоровое дирижирование, музыкальное искусство эстрады – 138 часов, народное художественное творчество – 96 часов, теория музыки – 174 часа.
Для достижения целей и реализации своих функций в профессиональной деятельности студент (выпускник) музыкального колледжа должен обладать навыками управленческой культуры. Управленческая культура – это свойство личности, которое характеризуется способностью решать проблемы и задачи в процессе управления и в ситуациях, требующих управленческого воздействия с использованием знаний и учебного опыта, ценностей, наклонностей и способностей. При этом управленческую культуру мы рассматриваем как целостный феномен, особое состояние человека, профессиональным занятием которого является управление в процессе организации помощи сотруднику в трудной профессиональной ситуации, в более широком понимании как специфическая область работы с человеком. [1].
Педагогическое содержание становления управленческой культуры в среднем профессиональном образовании обусловлено целями и задачами современного этапа развития общества и определяется как становление и развитие адаптивной личности, способной к активной преобразующей профессиональной деятельности.
В процессе реализации системы навыков формирования управленческой культуры используются методы активного обучения, которые представляют собой организацию учебного процесса таким образом, чтобы активизировать учебно-познавательную деятельность посредствам комплексного использования педагогических средств.
Для организации учебного процесса, направленного на формирование навыков управленческой культуры можно использовать такие методы, как деловая игра, проектные задания, решение управленческих ситуационных задач. Например: деловая игра по теме «Стили руководства»; по теме «Административно-организационный механизм менеджмента в СКС» – проектное задание – разработать должностную инструкцию; по теме «Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников – задание: разработать проект информационного письма- предложения потенциальным спонсорам конкретного проекта. Одним из методов активного обучения является метод анализа уже существующих проектов нашего колледжа, например: «Венок дружбы» – это музыкально-театральное действо, отражающее традиции, обычаи и обряды разных народов: «Армянская свадьба», «Индийская свадьба», «Каз омэсе», «Навруз», «Березка». Проект «Музыкальный абонемент», в рамках этого проекта каждый месяц в колледже проводятся тематические концерты для жителей города. Одним из проектов является создание газеты колледжа под названием «Музыкальный вестник». Активное обучение предполагает использование интерактивных учебных материалов, таких как учебники, учебно-методические пособия, в которых содержатся вопросы, задания, тесты и ситуационные задачи.
Все это нацеливает студента на систематизацию и переосмысление собственного социального и практического опыта, установление связи между опытом и изучаемым материалом, самопроверку образовательных программ, осознание взаимосвязи между различными элементами курса и выстраивание их в единую картину.
Также для формирования навыков управленческой культуры могут быть использованы методы проблемного обучения. Суть, которых сводится к тому, что в процессе обучения в корне меняется характер и структура познавательной деятельности студентов, и это приводит к развитию творческого потенциала личности. В ходе обучения конструируются проблемы и выдаются студентам в разных формах учебных занятий с учетом их участия в решении этих проблем. Данный вид обучения требует самостоятельного поиска решения.
Комплексное использование методов активного обучения, модульного обучения, проблемного обучения в учебном процессе обеспечивает процесс эффективного формирования и дальнейшего становления управленческой культуры будущего специалиста.
Обладание навыками управленческой культуры позволит студенту творчески выбрать оптимальный путь решения возникших проблем, при этом используя современные технологии; самостоятельно, критично, системно и творчески мыслить; сформировать навыки самоанализа, совершенствования в личном и профессиональном плане; самостоятельно работать над развитием интеллекта и культурного уровня.[3].