Полный текст статьи
Печать

В условиях изменяющейся России предъявляются  достаточно высокие требования к начинающему управленцу.

Задачи, поставленные перед начинающими руководителями в изменяющейся России, выполнимы только в том случае, если их профессиональное мастерство развивается, обогащается, процесс развития личности постоянен.

 Владение профессиональным мастерством является важнейшей характеристикой специалиста в любой области трудовой деятельности.

О важнейшем значении качества личности управленца высказывались много выдающихся педагогов в различные периоды развития педагогической мысли. Создателями теории по основам управления считаются Ф. Тейлор, Г. Гантт, С. Томпсон и др. Они показали на практике, что управление, которое осуществляется на научных принципах, позволяет получать более хорошие результаты, чем управление, которое основывается на здравом смысле и опыте. К фундаментальным задачам управления Ф. Тейлор относил: равномерное разделение работы между исполнителями в соответствии с их способностями; четкое определение знаний, которые дает работникам; определение рациональных технологий работы и обучение им подчиненных, материальное поощрение за выполнение заданий. Основными элементами в механизме научно- обоснованного управления Тейлор считал задания, премии и штрафы  [1]. Первой целостной теорией управления считается теория французского исследователя А. Файоля. Он изучал управленческую деятельность и способы рациональной организации систем управления. Э. Майо считается основоположником поведенческого подхода к управлению, он разработал теорию управления, получившую название «теория человеческих отношений» [1].

В образовательной системе эффективность управления общеобразовательным управлением часто связывают с термином управленческая культура руководителя. К.М. Ушаков раскрывает понятие «культура», применительно к организации следующим образом, как

 - систему отношений, включающую много подсистем или специальных отношений, используемую группой людей или человеческим обществом с целью определения поведения в разных условиях и обстоятельствах;

- систему представлений, ценностей, правил, норм, обычаев, верований, привычек, традиций, кодов, знаний, употреблений, практик, законов, знаков и т.д.

- сочетание реакций, внешних и внутренних мотивов, которые общество в течение длительного времени воспринимает как верные;

- структурированную систему моделей мышления и поведения, которые характеризуют сообщество;

- тенденцию вести себя в обществе определенным образом;

- коллективное умонастроение [1]

Также умение управлять можно связывать с понятием компетенция. Так как компетенции проявляются в действии. Можно выделить следующие действия: уметь извлекать пользу из опыта, уметь решать проблемы, организовывать связи прошлых и настоящих событий, уметь противостоять трудностям, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, уметь договариваться [2]

Известные теоретики и разработчики в области теории управления М. Вудкок и Д. Фрэнсис сформулировали к современному руководителю ряд следующих требований:

  1. Способность управлять собой и своим временем – интегративная способность, которая включает в себя: рациональное и результативное использование времени, эффективное ранжирование дел, целесообразное общение с окружающими, умелый «уход» от стрессов.
  2. Наличие разумных личных ценностей – основные жизненные позиции, которые позволяют современному руководителю выносить правильные суждения о том, что важно, а что нет, и принимать правильные управленческие решения.
  3. Наличие четких личных целей, ориентирующих руководителя на конкретные дела и их результаты и дающих возможность ранжировать силы, время и другие ресурсы управленческой деятельности.
  4. Постоянный личный рост, развитие на основе знания себя и своих индивидуальных возможностей, что предполагает положительное отношение к препятствиям, веру в свои силы.
  5. Умение эффективно решать проблемы, предполагающее постоянную нацеленность на решение проблем, выбор адекватных методов, использование системного подхода, четкая постановка цели работы каждого, установление критериев для определения успеха, умелое обращение с информацией, эффективное планирование.
  6. Способность к инновациям – интегративная способность руководителя, включающая положительную оценку творческого подхода в других людях, веру в свои творческие способности, настойчивость в решении задач, использование системного подхода  к решению проблем и отбору новаторских идей, умение учиться на ошибках, стремление к риску.
  7. Способность влиять на других.
  8. Знание современных управленческих подходов
  9. Способность руководить – умело использовать людские ресурсы.
  10. Умение обучать и развивать подчиненных.
  11. Способность формировать и развивать рабочие группы [1].

Во многом управленческая культура руководителя зависит от особенностей личности человека, от его лидерских качеств, которые определяют его управленческий стиль. Выделяют следующие стили:

А) авторитарный

Б) демократический

В) либерально-анархический

Г) непоследовательный

Д) ситуативный [1]

Таким образом, в результате анализа психолого-педагогической литературы были определены основные структурные элементы профессионального мастерства: высокая информированность о потенциале принимаемых решений, полнота выделения актуальных проблем, рациональность выбора общей и частной целей, реалистичность планов достижения целей развития учреждения.

Иными словами, для будущего руководителя  должны быть характерны управленческая культура, профессиональные знания.

Процесс формирования профессионального мастерства чрезвычайно сложный и протяженный во времени.

Освоение профессии управленца в процессе обучения в вузе можно считать основным этапом - этапом вхождения в профессию. Хотя в этот период реализация происходит в основном в теоретическом плане. Более полно и развернуто этап реализации начинается в процессе управленческой деятельности.

Задачи, поставленные перед начинающими управленцами выполнимы только в том случае, если их профессиональное мастерство постоянно развивается, обогащается, если процесс развития личности постоянен. Самопознание, саморазвитие, самовоспитание, самообразование и практическая деятельность в качестве управленца – это те составные элементы, каждый из которых становится самостоятельным направлением деятельности и вместе с тем одним из звеньев последовательности действий, направленных на профессиональный рост управленцев в современных условиях развития общества.

Итак, для успешной подготовки руководителя с управленческой культурой необходимо создание определенных условий: рациональная организация учебной деятельности в вузе, умелая организация практики. Однако многое зависит от личности самого будущего управленца, его мотивации на повышение уровня профессиональных знаний и умений, от постоянного самосовершенствования и саморазвития организаторских способностей и качеств.