Полный текст статьи
Печать

Современное гуманитарное образование в СПО является важным этапом становления личности будущего специалиста. Процесс обучения – главное средство воспитания личности, средством управления его развитием. Одной из важнейших задач современной теории воспитания как процесса формирования и развития личности считается его возвращение в контекст культуры. Приобщение студентов к традициям национальной культуры формирует духовность и нравственность, помогает воспитать творческую личность.

            В формировании иноязычной коммуникативной компетенции использование этнокультуры играет важную роль для выполнения воспитательных задач, направленных на решение проблем социального и профессионального плана в проблемных ситуациях. В частности, отношение человека к природе и адекватное пользования её.

Использование этнокультуры на занятиях английского языка преследует следующие цели: учебную – формирование иноязычной коммуникативной компетентности; развивающую – развитие интереса к национальной культуре и традициям того или иного народа; воспитательную – воспитание духовности и нравственности, бережного отношения к природе и природопользовании.

Во время аудиторных и внеаудиторных занятий английского языка воспитание личности студента происходит через интеграцию культур – изучение культуры носителей изучаемого языка в сравнении с этнической культурой тувинского и русского народов. При составлении ситуационных диалогов студенты учитывают национальный характер участника диалога, правила этикета в разговорной речи. Особое внимание обращается на культуру ведения разговора и постановки интонации. Интеграция культур, или диалог культур применяется с самого начала изучения английского языка при обучении речевого этикета, в разделе «Страноведение».

            Этнокультурное наследие имеет глубокие корни и является тем фундаментом, на котором держится нравственность и духовность поколений, а также экологическое воспитание личности.

Экологическое воспитание необходимо, ибо в этом случае считать человека культурным вообще невозможно. Природа и Человек – это одно целое, их гармоничное взаимодействие отражает экологию в целом. Без освоения человеком экологической культуры и без почитания традиций и обычаев по отношению к природе, эта гармония нарушится, и можно будет говорить о глобальных экологических проблемах.  Экологическая культура раскрывает человека как личность, его внутренний мир, морально-нравственные черты.

            Так, на занятиях английского языка по темам «Лекарственные растения» и «Лечебные источники» раздела «Фармация» при формировании экологической культуры студентов воспитательной целью является привитие любви к природе, бережное отношение к ней, воспитание нравственности и духовности.

Самостоятельная работа студентов по данным темам подталкивает их на самовоспитание и саморазвитие; студенты сами ищут источники информации, сами переводят и составляют свой текст. Темы самостоятельных работ имеют обобщенный характер: «Лекарственные растения Тувы» и «Лечебные источники Тувы».

Приведу пример из самостоятельных работ студентов, тема «Зверобой» и «Аржаан «Ак-Хайыракан»» (Лечебный источник «Белый медведь»).

Собирая материал для своих докладов, студенты творчески подходили к своей работе, они собирали рассказы от старшего поколения о традициях и обычаях тувинского народа по отношению к природе, правилах поведения и пользования лечебными источниками, о календарных правилах сбора лекарственных растений и применения.

В традициях и обычаях тувинского народа очень ярко отражена экологическая культура самого народа, ведь природа кормит их до сих пор, это источник их жизни и долголетия. Это можно проследить в их песнопениях «алгыш», которую они поют природе во время обряда, где они почитают природу и приносят свои извинения за то, что просят у него. И только потом они берут то, что им нужно, но всегда нужно помнить, что со временем нужно возвращать то, что взял и поэтому, нельзя превышать меру допустимого.

 

«St. John’s wort»

«St. John’s wort» is used for treating many diseases as gastritis, diarrhea of infectious nature and other diseases of inner organs. As medicine its upper leaves are collected.

Tuvan people collect the plant «St. John’s wort» on August in the forest and in a valley of the river Khaa-Khem. Before collection a man must sing an “algysh” – a song where he asks a permission of the spiritual host of the land to collect a medicinal plant. A song must be sung not loudly and it must be from the heart. And he must give a gift by milk products.

After collection the plant must be dried in a dark place. In medicinal purposes the extract of the herb of the plant is used. It is prepared as follows: three tablespoonful of the raw material flooded with boiling water of 250 mg, persisted 2 hours and percolated. It is taken 1/3 glass three times a day before meal. Overdosage can lead to death.

«Arjaan Ak-Khaiyrakan»

Mediicinal spring in tuvan language is called “arjaan”. Arjaan “Ak-Khaiyrakan” is situated in Erzin kojuun (region). Its water comes out from the mountain (Ak-Khaiyrakan) cracks and makes tiny brooks falling from a vernical slope. The macrochemical composition are sulphate – hydro carbonate and calcium.

            Local people say that this arjaan helps to cure disorders of digestion and motor function, paralysis. Being under spring more than five minutes is very dangerous for health. In tuvan tradition one must visit the same spring three times: first year – only seven days, the second time – fourteen days and the third time – twenty one days. When a person visits one arjaan he mustn’t visit another arjaan at the same year. After finishing his treatment in one arjaan he can visit another one in a year.

Arjaan Ak-Khaiyrakan is divided into “feminine” (for woman) and “masculine” (for man) springs. After being in the “arjaan”

 A man must make a thanks-giving ritual and make clear its territory. [3] 

В результате овладения экологическими знаниями будущий специалист может организовать свою профессиональную деятельность в соответствии с экологическими нормами природопользования и обогатить свою духовную нравственность. Такой специалист будет адекватно оценивать современную экологическую ситуацию в стране, и вложит все свои усилия для решения проблем экологического характера, будет пропагандировать здоровое отношение человека к природе.