Чтобы образование было эффективным – оно должно
опираться на тысячелетние традиции народа. Если мы нарушаем эту
преемственность, тогда мы рубим свои корни, все эти эксперименты
будут печально отражаться не только на образовании,
но и на всем нашем государстве.
К.Д. Ушинский
Формирование духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной системы образования. И сегодня всем очевиден запрос общества на повышение качества духовно-нравственного воспитания обучающихся.
И решение этого вопроса многие видят в духовности как полноте бытия. И в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия, наследию своего народа. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия - одна из причин нравственного опустошения личности. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания, необходимы духовно здоровая семья и школа.
Образовательные стандарты нового поколения обозначают один из приоритетов образования в современной школе – создание в образовательных организациях условий для становления личности, формирования ее мировоззрения на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. Стандарты как механизм управления развитием образовательной системы российской школы создаются на основе сотрудничества общества, государства, личности. Один из ключевых элементов содержания сотрудничества – это задание школе найти способы передачи базовых духовно-нравственных ценностей новым поколениям.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет модель современного школьника как образованного человека, обладающего духовно-нравственными личностными характеристиками, имеющего доброжелательное отношение к другому человеку, к его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, традициям, ценностям, способного вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Методические основы стандарта прописаны в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования, которая определяет национальный воспитательный идеал как цель воспитательной деятельности и базовые национальные ценности – как содержание воспитания.
Распоряжением Администрации Смоленской области от 23.09.2014 утверждена Концепция развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде Смоленской области, в которой указано, что культурно-образовательная среда Смоленской области обладает «огромным воспитательным потенциалом». «Сохранение традиций Смоленщины и внедрение необходимых новаций способствуют укреплению национальной и этнокультурной идентичности граждан, основанной на сохранении единства в многообразии».
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предполагают, разработку программы духовно-нравственного воспитания и в рамках этой программы одним из ключевых моментов являются уроки и внеурочная деятельность духовно-нравственной направленности.
Реализация целей духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и формирование личностных УУД в нашей школе осуществляется при помощи следующих компонентов:
- региональная инновационная площадка, апробация УМК «Основы православной культуры» под редакцией Л.Л. Шевченко (2-3 классы);
- авторская учебная программа «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюк, модуль «Основы православной культуры» А.В. Кураев (4-е классы);
- авторская учебная программа «История православной культуры земли Смоленской», автор Андрицова М.Ю.
- авторская учебная программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России», автор Виноградова Н.Ф.
Главной особенностью курса «Основы духовно-нравственных культур народов России» является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.
Так же в нашей школе, начиная с 2015-2016 учебного года, во внеурочной деятельности реализуется управленческий проект муниципальной инновационной площадки «Моё Привопье» (в рамках реализации «Концепции развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде Смоленской области»).
В 2015-2016 учебном году наша школа в рамках реализации модуля «Духовно-нравственные традиции земли Ярцевской» среди школ района провела следующие мероприятия:
- очно-заочная районная накопительная олимпиада «Православные хламы Ярцевского благочиния»;
- открытый фестиваль «Духовно-нравственные традиции народов России»;
- окружной конкурс семейных презентаций «Река времени: моя родословная»;
- окружной фестиваль методических идей «Духовно-нравственное воспитание школьников средствами краеведения».
В качестве внеклассного мероприятия по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и в рамках реализации сетевого проекта «Моё Привопье» среди обучающихся 4 - 5 классов МБОУ «Ярцевская средняя школа №1», а также школ округа № 1 прошел открытый фестиваль творчества «Духовно-нравственные традиции народов России».
Еще Борис Львович Васильев в повести «Летят мои кони» называл Смоленск «плотом», соединяющим «разноплеменных земляков», отмечая: «История раскачивала народы и государства, и людские волны, накатываясь на вечно пограничный Смоленск, разбивались о его стены, оседая в виде польских кварталов, латышских улиц, татарских пригородов, немецких концов и еврейских слободок». И сегодня Смоленская область представляет собой территорию, населенную людьми различных национальностей.
Целями Фестиваляявлялись: привитие обучающимся базовых национальных ценностей, норм культуры межнационального общения и согласия; формирование толерантного отношения к взглядам, убеждениям, духовным и эстетическим ценностям различных этнических групп населения, проживающих на территории Смоленской области, популяризация самобытных национальных культур; сплочение семьи посредством коллективного семейного творчества.
Задачи Фестиваля были следующими: патриотическое воспитание в семье на основе духовного наследия, ценностей и традиций национальной культуры; создание среды творческого общения между обучающимися, их родителями и педагогами; развитие творческого потенциала участников, направленного на формирование любви к родному краю, гордости за его духовное, культурное наследие; выявление и поддержка одаренной молодежи в области художественного творчества; эстетическое развитие обучающихся, воспитание сценической культуры участников Фестиваля, духовное обогащение молодежи; популяризация семейного творчества; - содействие укреплению межнациональных культурных связей народов, проживающих на территории Смоленской области.
На фестивале творчества «Духовно-нравственные традиции народов России» классные коллективы и коллективы школ-участниц представили традиции, культуру, особенность национального костюма и национальной кухни, и смогли передать атмосферу самобытности каждого народа, представленного на фестивале. Среди народностей, представленных на фестивале, были русские, белорусы, украинцы, армяне, азербайджанцы, цыгане, поляки и татары.
С целью выявления влияния на духовно-нравственное развитие школьников курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и предметов духовно-нравственной направленности, был проведен мониторинг уровня сформированности личностных УУД.
Целью этого мониторинга было: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения на уроках «Основы православной культуры» и предметах духовно-нравственной направленности.
Следует отметить, что личностное развитие обучающихся школы имеет ряд характеристик:
Самоопределение
1. Формирование основ гражданской идентичности личности:
— чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;
— осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.
2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:
— ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:
— формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
Смыслообразование
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
— развития познавательных интересов, учебных мотивов;
— формирования мотивов достижения и социального
признания;
— мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Нравственно-этическая ориентация включает:
— формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
— ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
— знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
— выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
— формирование моральной самооценки;
— развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
— формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
— формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Изучение состояния и динамики уровня сформированности универсальных учебных действий и влияния на духовно-нравственное развитие школьников предметов духовно-нравственной направленности проходило по следующим методикам: методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой (цель: выявить нравственные представления учеников; оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций); методика «Незаконченные предложения» (цель: выявить отношение к нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества; оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций);анкета «Оцени поступок» (цель:выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм;оцениваемые УУД:выделение морального содержания действий и ситуаций).
По итогам мониторинга, проводимого среди обучающихся 2-8 классов, более 70 % учащихся отличаются стремлением ориентации на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.
И как вывод: сегодня нравственность и духовность как базовая национальная ценность русской школы привлекает особым единением учителя с учеником, нравственной ответственностью педагога за судьбу своего воспитанника, сохранением национальных традиций и культуры народа. И формирование базовых национальных ценностей у подрастающего поколения невозможно в отрыве от культурно-образовательного пространства своего региона, своего города, своей малой Родины.