Быстрые перемены в различных сферах жизни требуют от школы больших усилий, направленных на развитие следующих умений и навыков: умение самостоятельно приобретать знания, применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Одним из видов формирования коммуникативных компетенций в 5 классе является умение приводить аргументы в защиту тезиса, которые учащиеся должны научиться находить в тексте, и соотносить полученные знания с примерами из жизненного опыта.
Программа краткосрочного курса рассчитана на 5 часов для учащихся 5-х классов.
Возраст учащихся: 10-11 лет.
Способ формирования группы: на основании результатов мониторинга.
По результатам мониторинга у учащихся 5 классов были выявлены проблемы сформированности навыков смыслового чтения как одной из составляющих познавательных УУД.
Идея программы состоит в моделировании реальной ситуации, в которой учащимся необходимо будет искать и обрабатывать информацию не в качестве учебного задания, выдаваемого учителем на уроке, а для создания конкретного конечного продукта. Смоделированная ситуация станет в данном случае основным средством мотивации.
Цель: развитие основ читательской компетентности через формирование умения подбирать аргументы в поддержку предложенного тезиса (на основе текста).
Задачи:
1) формирование умения искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах;
2) формирование умения учащихся искать, подбирать, приводить аргументы в поддержку тезиса;
3) развитие способности «формулировать, аргументировать и отстаивать собственное мнение»
4) навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.
Принципы и способы (формы, методы, приемы) организации образовательной деятельности учащихся: во время занятий учащиеся погружаются в игровую ситуацию, получают "техническое задание", в котором прописаны требования к конечному продукту и критерии его оценивания.
Объектом оценивания результатов деятельности учащихся является конечный продукт, представленный на каждом задании.
Требования к продукту и критерии его оценивания четко задаются в начале работы.
Конечный ожидаемый результат: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами;
Образовательные результаты: по окончании курса учащиеся научатся осуществлять поиск и выделение необходимой информации из разных источников, структурировать и представлять ее; научатся планировать и корректировать свою деятельность, взаимодействовать в группах, осуществлять само- и взаимооценку, оценивать качество информации.
Занятие №1. «Введение»
Тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой.
Цель: изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД.
Регистрация данных: групповая форма проведения.
Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.
Инструкция: «Листочки, которые вы сейчас получаете, сначала надо подписать (фамилия, имя, школа, класс), только потом можно приступать к работе. На листке напечатан отрывок из сказки, но в предложениях пропущены слова. Вам надо в пустые места вписать подходящие слова (одно или несколько). Сказку отгадывать не надо. Если в каком-то месте не знаете, что вписывать, то можно пропустить. Не обязательно, чтобы у всех были одинаковые слова. Слова могут быть разные, но они должны подходить по смыслу, и чтобы предложения получались правильные. (Если спросят, можно ли зачеркивать и исправлять, то сказать, что можно.) Не разговаривайте, не списывайте, работайте самостоятельно. Когда все сделаете, поднимите руку».
БЛАНК ОТВЕТОВ к тесту «Сформированность навыка чтения»
Фамилия, имя______________________________________
Класс _______________
Скоро она зашла в самую чащу __________________________ ._ Ни одна
_____________________ не залетала сюда, ни единый______________________
не проникал сквозь __________________ ветви. Высокие стволы ______________ плотными рядами, точно _________________стены. Кругом было так ___________, что Элиза __________________ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого______________ , попадавшего ей __________ ноги. Никогда еще Элиза _____________________ в такой глуши.
Время выполнения теста строго не лимитировано. Ответные бланки у учащихся следует собирать по мере выполнения теста. По истечении 5 минут поторопите тех, кто еще не закончил работу, скажите, что уже надо заканчивать.
Обработка осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичные ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ также считается правильным.
Ключ к тесту навыка чтения:
1 - леса
2 - птица, птичка
3 - луч света, лучик, луч, звук
4 - густые
5 - стояли, деревьев стояли, встали
6 - тихо
7 - слышала
8 - листа, листочка, листика
9 - под
10 - не бывала, не была, не ходила
За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов (максимум - 10), которая сравнивается с нормативными данными для учащихся и определяет уровень (зону) развития навыка чтения.
Содержание показателя |
Уровни |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
слабый уровень |
средний уровень |
хороший уровень |
высокий уровень |
|
Навык чтения (4-6 классы) |
0-4 |
5-7 |
8-9 |
10 |
Интерпретация: каждая из выделенных зон характеризует единицу восприятия текста при чтении и тем самым сформированность самого навыка. Если ребенок ошибается при подборе слов только в 1, 3, и 4 случаях (вписывая, например: «и заблудилась», «зверь», «переплетенные»), то это может свидетельствовать об отсутствии вербальной беглости, некоторых недостатках речевого развития, но само чтение, понимание смысла текстов при этом может быть вполне полноценным (то есть соответствовать 4 зоне).
Занятие №2.
1. Мотивация к деятельности (Приветствие. Тренинг концентрации внимания)2. Целеполагание.
- Прочитайте слово по первым буквам названий изображённых предметов. (Учатся понимать информацию, представленную в неявном виде и в виде схемы. Самостоятельно определяют тему занятия — загадка)
Загадка – это жанр устного народного творчества. Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затемнённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Для нас мир всегда полон таинственности, нам ещё многое предстоит отгадать. Загадка – это «задачка», которую надо решить.
3. Сбор и анализ текстовой информации.- Прочитайте загадки. Отгадайте их и объясните свой выбор ответа. (на конкретных примерах знакомятся с признаками загадок: в каждой загадке определяют слова, которые помогают её отгадать)
Верно, чтобы отгадать загадку, необходимо найти в тексте загадки признаки предмета. Признаки – примета, знак, по которому можно узнать, определить что-л., отличительное свойство, качество.
Мы предлагаем вам не только угадать искомый предмет, но и составить по выделенным признакам составить синквейн.
4. Работа с тезаурусом (в Бортовом журнале).Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определенным правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях
В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Правила составления синквейна:
1 строка - одно существительное, задающее тему
2 строка - 2 прилагательных, характеризующих тему
3 строка - 3 глагола, характеризующие действия (по теме)
4 строка — предложение-вывод по данной теме
5 строка — одно существительное (отгадка)
5. Работа с текстамиФорма работы: парная.
Техническое задание:
- Прочитайте текст загадки
- Выделите признаки загаданного предмета (существительное – зелёным цветом, прилагательное – желтым, глаголы - красным) *
- Отгадайте загадку на основе выделенных признаков.
- Опираясь на памятку №1 и критерии оценивания, составьте синквейн.
Время выполнение работы: 15 минут.
Критерии оценивания:
№ |
Критерии оценивания |
Баллы |
1 |
Все выделенные признаки соответствуют загаданному предмету |
2 балла |
Допущены ошибки при выделении признаков предмета (замена частей речи) |
1 балла |
|
Не выделены признаки загаданного предмета |
0 балл |
|
2 |
Загадка отгадана верно |
1 балл |
Неверно определен загаданный предмет |
0 баллов |
|
3 |
Соответствие правилам составления синквейна |
2 балл |
Не соответствие правилам составления синквейна |
1 балл |
Работа оценивается педагогом на основании критериев, баллы заносятся в «бортовой журнал».
«Бортовой журнал»
Имя ___________________________________
Тема «Задачка в стихах»
Дата ___________________________________
Время работы ____15 мин________________
Ключевые понятия:
Загадка - метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет.
Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определенным правилам написания.
Правила составления синквейна:
1 строка - одно существительное, задающее тему
2 строка - 2 прилагательных, характеризующих тему
3 строка - 3 глагола, характеризующие действия (по теме)
4 строка — предложение-вывод по данной теме
5 строка — одно существительное (отгадка)
Синквейн
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ценные идеи, предложения:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка ________
Полнота отображения основных понятий ___________
Участие в групповой дискуссии ______________
Д\З: Сочините свою загадку
Занятие №3. «В гостях у сказки»
Цель:
1) формирование умения синтезировать полученную информацию для составления продукта деятельности (сказки);
2) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Технология развития критического мышления.
Результат: по ключевым словам нужно составить сказку.
Форма работы: групповая.
Продукт: Сказка
Домашнее задание: создать иллюстрацию к сказке.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Мотивация к деятельности.
Сказка по кругу. Задание направлено на формирование умений взаимодействовать в процессе творческого сочинения, выделять основной смысл повествования, на овладение приёмом антиципации. Учащиеся должны сочинить сказку, по очереди придумывая по одному предложению, продолжающему сюжет сказки.
Инструкция: учащиеся рассаживаются по кругу, и каждый придумывает по одному предложению для развития сюжета. Для того чтобы сказка получилась связной, учащиеся должны внимательно следить за тем, что говорят их товарищи, и продолжать именно ту сказку, которая была начата, и именно с того места, на котором остановился предыдущий рассказчик. Учитель направляет деятельность детей, при невыполнении условий задания указывает на нарушение.
«Волшебный фонарь»
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...»
3. Работа с тезаурусом (в Бортовом журнале)
Сказка - это произведение устного народного творчества, в котором в занимательной форме рассказывается о вымышленных, нереальных, придуманных событиях.
Признаки сказки:
1. В сказке существует, как реальный мир, так и сказочный.
2. Герой сказки сталкивается с испытаниями, которые он все-таки проходит.
3. Герою часто помогает его друг или товарищ, или какое-либо существо.
4. Практически во всех сказках героя одаривают волшебным предметом, который выполняет какую - либо функцию или вызывает того, кто поможет.
5. Герой (в русских сказках) может быть любого пола.
6. В сказке имеется как сюжет, так и намек.
4. Конструирование сказки по карточкам Проппа (приложение).
Описание задания: учащимся предлагается на основе опорных слов создать оригинальный текст художественного типа (сказку). Сказка создаётся в группах в результате совместного обсуждения и затем представляется классу. Для создания мотивации можно использовать приём организации соревнования между группами-командами.
Форма работы: групповая (класс разбивается на 2 группы по 5 человек.)
Техническое задание:
1. Выбрать из предложенного комплекта 10 функций (не считая начальной и конечной карточек).
2. На их основе составить волшебную сказку.
3. Записать ключевые моменты сказки на карточки.
4. Наклеить их в логической последовательности на основу.
5. Заполнить оставшиеся прямоугольники необходимыми функциями (по необходимости).
6. Предъявление сказки участниками команды.
Командам учащихся выдается по одному листу-основе и комплект базовых карточек Проппа (28 штук плюс 4 пустых карточки — для введения дополнительной функции). На больших расчерченных листах (на доске) уже приклеены некоторые функции — это «Жили-были» и «Счастливый конец».
Команды участников поочередно читают свои сказки с комментариями на опорные функции.
По окончании мероприятия педагоги анализируют занятие по критериям оценивания:
№ п/п |
Критерии оценивания |
Баллы |
|
1. |
Логическая последовательность текста |
Текст сказки имеет логическую последовательность. |
2 |
Нарушение построения 1-2 логических цепочек в повествовании. |
1 |
||
Нарушена логическая последовательность текста |
0 |
||
2. |
Оригинальность текста |
Текст сказки необычный, единственный в своем роде. |
2 |
Текст сказки повторяет элементы русских народных сказок. |
0 |
||
3. |
Соответствие личностных характеристик персонажей событиям и их поступкам |
Соответствие личностных характеристик персонажей событиям и их поступкам. |
2 |
Несоответствие личностных характеристик персонажей событиям и их поступкам. |
0 |
5. Рефлексия: на основе материала прошлого занятия предложить вариант синквейна о сказке.
История,
Волшебная, загадочная,
Рассказывает, завораживает, поучает,
Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Сказка.
В бортовом журнале дописать оценочные суждения по результатам работы на занятии.
Я похвалил бы себя за ...
Мне было сложно …
После занятия мне захотелось …
6. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке
«Бортовой журнал»
Группа __________________
Тема «В гостях у сказки»
Дата___________________________
Время работы 15 мин
Ключевые понятия:
Сказка - это произведение устного народноготворчества, в котором в занимательной формерассказывается о вымышленных, нереальных, придуманныхсобытиях.
Признаки сказки:
1. В сказке существует, как реальный мир, так и сказочный.
2. Герой сказки сталкивается с испытаниями, которые он все-таки проходит.
3. Герою часто помогает его друг или товарищ, или какое-либо существо.
4. Практически во все сказках, героя одаривают волшебным предметом, который выполняет какую - либо функцию или вызывает того, кто поможет.
5. Герой (в русских сказках) может быть любого пола.
6. В сказке имеется как сюжет, так и намек.
Техническое задание:
1. Выбрать из предложенного комплекта 10 функций (не считая начальной и конечной карточек).
2. На их основе составить волшебную сказку.
3. Записать ключевые моменты сказки на карточки.
4. Наклеить их в логической последовательности на основу.
5. Заполнить оставшиеся прямоугольники необходимыми функциями.
Оценка __________
Полнота отображения основных понятий____
Участие в групповой дискуссии ______
Впечатление от занятия __________
Мы похвалили бы себя за ...
Нам было сложно ...
После занятия нам захотелось…
Занятие №4. «Почемучкин»
- Организационный момент.
- Мотивация к деятельности.
Загадки о собаке и льве, (распределение понятий-отгадок по группам)
Без хозяина скучает,
В дом чужого не пускает.
Грозный очень и отважный,
Гривой он могучей машет.
А рычит, как на распев –
Это сильный, храбрый…
- Работа с тезаурусом (Бортовой журнал)
Занятие называется «Почемучкин», мы предлагаем вам составить свою энциклопедию – «Энциклопедию одного слова», каждая группа работает с одним понятием, первой группе досталось слово – собака, второй слово – лев.
А что такое энциклопедия?
Энциклопедия – научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в энциклопедии располагается в алфавитном порядке или по систематическому принципу (по отраслям знаний).
В работе над энциклопедией нам помогут словари.
Словарь - это книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике.
(показать примеры словарей)
- Исследовательская деятельность.
«Энциклопедия одного слова»
Ребята, скажите, что вы знаете об этих животных? (называют…)
Исходя из ваших предложений, мы предлагаем два тезиса: «Собака – друг человека» и «Лев – царь зверей». Работу над энциклопедией мы организуем по плану:
План-оглавление «Энциклопедия одного слова»:
1. Загадка, ответом которой является словарное слово. Рисунок слова (по количеству значений слова).
2. Особенности слова (орфоэпические, фонетические, морфологические и т.д.).
3. Этимология (происхождение) слова (работа со словарями).
4. Родственные слова.
5. Фразеологизмы (работа со словарями)
6. Использование слова в пословицах, поговорках, сказках, песнях, стихотворениях и т.д.
7. Аргументы к тезисам
Согласно плану, энциклопедия будет содержать 7 страниц, дети сами выбирают пункт, над которым будут работать и режим деятельности (в паре или индивидуально).
Дети совместно с учителем собирают информацию о слове с опорой на источники. Один ученик отыскивает лексическое значение слова; другой – загадку к этому же слову, рисует отгадку; третий подбирает фразеологизмы и т.д. Таким образом, над одним словом работают все, оформляя каждый свою страничку. В конце занятия, прочитав свою страничку, учащийся прикрепляет ее к доске. В результате на доске появляется вся энциклопедия, собранная коллективно детьми.
- Рефлексия, презентация альбомов.
«Бортовой журнал»
Группа ________________________________
Тема «Почемучкин»
Дата ___________________________________
Время работы ____30 мин________________
Ключевые понятия:
Энциклопедия – научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в энциклопедии располагается в алфавитном порядке или по систематическому принципу.
Памятка по работе с энциклопедией:
1.Выбери энциклопедию по нужной теме («Живая природа», «Космос» и др.)
2.Откройте страницу с буквенным указателем.
3.Найди нужную букву, выбери в списке требующийся термин (понятие).
4.Посмотри номер страницы.
5.Открой страницу, найди на ней нужную статью. Прочитай.
Словарь - это книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике.
Тезис – положение, утверждение, выставляемое и потом доказываемое в каком-нибудь рассуждении.
Аргумент – суждение, приводимое в подтверждение истинности тезиса.
«Собака – друг человека» (1 команда)
«Лев – царь зверей» (2 команда)
План-оглавление «Энциклопедия одного слова»:
1. Загадка, ответом которой является словарное слово. Рисунок слова (по количеству значений слова).
2. Особенности слова (орфоэпические, фонетические, морфологические и т.д.).
3. Этимология (происхождение) слова (работа со словарями).
4. Родственные слова.
5. Фразеологизмы (работа со словарями)
6. Использование слова в пословицах, поговорках, сказках, песнях, стихотворениях и т.д.
7. Аргументы, подтверждающие тезис.
Оценка ________
Впечатление от занятия
Мы похвалили бы себя за …
Нам было сложно …
После занятия нам захотелось …
Занятие №5. «Кладовая солнца»
На заключительном этапе проводится контрольное мероприятие по выявлению уровня сформированности умения подбирать аргументы в поддержку предложенного тезиса (на основе текста).
Форма работы: индивидуальная.
Учащимся раздаются бланки с текстом «Деревья в лесу» М. Пришвина и техническим заданием к нему. На основе данного текста учащиеся должны подобрать аргументы и привести собственные примеры к тезису «Деревья как люди».
По окончании контрольного мероприятия проводится оценивание сформированности заявленного метапредметного умения на основе критериев оценки.
Контрольное мероприятие
Техническое задание:
- внимательно прочитайте текст;
- прочитайте тезисы в таблице;
- на основе текста подберите к каждому тезису по 3 аргумента;
- приведите собственные примеры;
- заполните таблицу;
- время выполнения -15 минут.
«Деревья в лесу»/М. Пришвин/
Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна елка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза плачет.
В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: «Отчего, думаешь, они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?» И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шепот снежинок, как разговор между странными фигурами.
Мутовка – группа листьев, ветвей или части цветка, расположенных на стебле на одной высоте (толковый словарь)
Критерии оценки
|
Критерии оценки |
Параметры |
Баллы |
1 |
Аргументация по сформулированному тезису |
С опорой на исходный текст приведены 3 аргумента, подтверждающих тезис; соблюдается причинно-следственная связь аргумента с тезисом |
2 |
С опорой на текст приведены 1-2 аргумента, подтверждающих тезис; соблюдается причинно-следственная связь аргумента с тезисом |
1 |
||
Участник не приводит аргументов для подтверждения тезиса или аргумент неуместен |
0 |
||
2 |
Дополнение приведенных аргументов собственными примерами |
Примеры логично вписываются в развитие аргументации, дополняют построение доказательства |
1 |
Собственный пример не подтверждает аргумент или отсутствуют собственные примеры |
0 |