Полный текст статьи
Печать

Быстрые перемены в различных сферах жизни требуют от школы больших усилий, направленных на развитие следующих умений и навыков: умение самостоятельно приобретать знания, применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Одним из видов формирования коммуникативных компетенций в 5 классе является умение приводить аргументы в защиту тезиса, которые учащиеся должны научиться находить в тексте, и соотносить полученные знания с примерами из жизненного опыта.

Программа краткосрочного курса рассчитана на 5 часов для учащихся 5-х классов.

Возраст учащихся: 10-11 лет.

Способ формирования группы: на основании результатов мониторинга.

По результатам мониторинга у учащихся 5 классов были выявлены проблемы сформированности навыков смыслового чтения как одной из составляющих познавательных УУД.

Идея программы состоит в моделировании реальной ситуации, в которой учащимся необходимо будет искать и обрабатывать информацию не в качестве учебного задания, выдаваемого учителем на уроке, а для создания конкретного конечного продукта. Смоделированная ситуация станет в данном случае основным средством мотивации.

Цель: развитие основ читательской компетентности через формирование умения подбирать аргументы в поддержку предложенного тезиса (на основе текста).

Задачи:

1) формирование умения искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах;

2) формирование умения учащихся искать, подбирать, приводить аргументы в поддержку тезиса;

3) развитие способности «формулировать, аргументировать и отстаивать собственное мнение»

4) навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.

Принципы и способы (формы, методы, приемы) организации образовательной деятельности учащихся: во время занятий учащиеся погружаются в игровую ситуацию, получают "техническое задание", в котором прописаны требования к конечному продукту и критерии его оценивания.

Объектом оценивания результатов деятельности учащихся является конечный продукт, представленный на каждом задании.

Требования к продукту и критерии его оценивания четко задаются в начале работы. 


Конечный ожидаемый результат: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами;

Образовательные результаты: по окончании курса учащиеся научатся осуществлять поиск и выделение необходимой информации из разных источников, структурировать и представлять ее; научатся планировать и корректировать свою деятельность, взаимодействовать в группах, осуществлять само- и взаимооценку, оценивать качество информации.

 

Занятие №1. «Введение»

Тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой.

Цель: изучение      сформированности навыков    чтения как   одной из составляющих познавательных УУД.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Инструкция: «Листочки, которые вы сейчас получаете, сначала надо подписать (фамилия, имя, школа, класс), только потом можно приступать к работе. На листке напечатан отрывок из сказки, но в предложениях пропущены слова. Вам надо в пустые места вписать подходящие слова (одно или несколько). Сказку отгадывать не надо. Если в каком-то месте не знаете, что вписывать, то можно пропустить. Не обязательно, чтобы у всех были одинаковые слова. Слова могут быть разные, но они должны подходить по смыслу, и чтобы предложения получались правильные. (Если спросят, можно ли зачеркивать и исправлять, то сказать, что можно.) Не разговаривайте, не списывайте, работайте самостоятельно. Когда все сделаете, поднимите руку».

БЛАНК ОТВЕТОВ к тесту «Сформированность навыка чтения»

Фамилия, имя______________________________________

Класс _______________

Скоро она зашла в самую чащу __________________________ ._ Ни       одна

_____________________  не    залетала сюда, ни единый______________________

не проникал сквозь __________________ ветви. Высокие стволы ______________ плотными рядами, точно _________________стены. Кругом было так ___________, что Элиза __________________ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого______________ , попадавшего ей __________ ноги. Никогда еще Элиза  _____________________ в такой глуши.

 

Время выполнения теста строго не лимитировано. Ответные бланки у учащихся следует собирать по мере выполнения теста. По истечении 5 минут поторопите тех, кто еще не закончил работу, скажите, что уже надо заканчивать.

Обработка осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичные ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ также считается правильным.

Ключ к тесту навыка чтения:

1                         - леса

2                         - птица, птичка

3                         - луч света, лучик, луч, звук

4                         - густые

5                         - стояли, деревьев стояли, встали

6                         - тихо

7                         - слышала

8                         - листа, листочка, листика

9                         - под

10                    - не бывала, не была, не ходила

За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов (максимум - 10), которая сравнивается с нормативными данными для учащихся и определяет уровень (зону) развития навыка чтения.

Содержание показателя

Уровни

1

2

3

4

слабый

уровень

средний

уровень

хороший

уровень

высокий

уровень

Навык чтения (4-6 классы)

0-4

5-7

8-9

10

 

Интерпретация: каждая           из выделенных зон характеризует единицу восприятия текста при чтении и тем самым сформированность самого навыка. Если ребенок ошибается при подборе слов только в 1, 3, и 4 случаях (вписывая, например: «и заблудилась», «зверь», «переплетенные»), то это может свидетельствовать об отсутствии вербальной беглости, некоторых недостатках речевого развития, но само чтение, понимание смысла текстов при этом может быть вполне полноценным (то есть соответствовать 4 зоне). 

Занятие №2. 

1.    Мотивация к деятельности (Приветствие. Тренинг концентрации внимания)
2.    Целеполагание.

- Прочитайте слово по первым буквам названий изображённых предметов. (Учатся понимать информацию, представленную в неявном виде и в виде схемы. Самостоятельно определяют тему занятия — загадка)

 

 Загадка – это жанр устного народного творчества.  Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затемнённого.  Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Для нас мир всегда полон таинственности, нам ещё многое предстоит отгадать. Загадка – это «задачка», которую надо решить.

3.    Сбор и анализ текстовой информации.

- Прочитайте загадки. Отгадайте их и объясните свой выбор ответа. (на конкретных примерах знакомятся с признаками загадок: в каждой загадке определяют слова, которые помогают её отгадать)

Верно, чтобы отгадать загадку, необходимо найти в тексте загадки признаки предмета. Признаки – примета, знак, по которому можно узнать, определить что-л., отличительное свойство, качество.

Мы предлагаем вам не только угадать искомый предмет, но и составить по выделенным признакам составить синквейн.

4.               Работа с тезаурусом (в Бортовом журнале).

Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определенным правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях

В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Правила составления синквейна:

1 строка - одно существительное, задающее тему

2 строка - 2 прилагательных, характеризующих тему

3 строка - 3 глагола, характеризующие действия (по теме)

4 строка — предложение-вывод по данной теме

5 строка — одно существительное (отгадка)

5.               Работа с текстами

Форма работы: парная.

Техническое задание:

  1. Прочитайте текст загадки
  2. Выделите признаки загаданного предмета (существительное – зелёным цветом, прилагательное – желтым, глаголы - красным) *
  3. Отгадайте загадку на основе выделенных признаков.
  4. Опираясь на памятку №1 и критерии оценивания, составьте синквейн.

Время выполнение работы: 15 минут.

Критерии оценивания:

Критерии оценивания

Баллы

1

Все выделенные признаки соответствуют загаданному предмету

2 балла

Допущены ошибки при выделении признаков предмета (замена частей речи)

1 балла

Не выделены признаки загаданного предмета

0 балл

2

Загадка отгадана верно

1 балл

Неверно определен загаданный предмет

0 баллов

3

Соответствие правилам составления синквейна

2 балл

Не соответствие правилам составления синквейна

1 балл

Работа оценивается педагогом на основании критериев, баллы заносятся в «бортовой журнал».

«Бортовой журнал»


 

Имя ___________________________________

Тема    «Задачка в стихах»

Дата ___________________________________

Время работы ____15 мин________________

 

Ключевые понятия:

Загадка - метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет.

 

Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определенным правилам написания.

Правила составления синквейна:

1 строка - одно существительное, задающее тему

2 строка - 2 прилагательных, характеризующих тему

3 строка - 3 глагола, характеризующие действия (по теме)

4 строка — предложение-вывод по данной теме

5 строка — одно существительное (отгадка)

 

Синквейн

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Ценные идеи, предложения:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Оценка ________        

Полнота отображения основных понятий ___________

Участие в групповой дискуссии ______________


Д\З: Сочините свою загадку

Занятие №3. «В гостях у сказки»

Цель:

1) формирование умения синтезировать полученную информацию для составления продукта деятельности (сказки);

2) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Технология развития критического мышления.

Результат: по ключевым словам нужно составить сказку.

Форма работы: групповая.

Продукт: Сказка

Домашнее задание: создать иллюстрацию к сказке.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Мотивация к деятельности.

Сказка по кругу. Задание направлено на формирование умений взаимодействовать в процессе творческого сочинения, выделять основной смысл повествования, на овладение приёмом антиципации. Учащиеся должны сочинить сказку, по очереди придумывая по одному предложению, продолжающему сюжет сказки.

Инструкция: учащиеся рассаживаются по кругу, и каждый придумывает по одному предложению для развития сюжета. Для того чтобы сказка получилась связной, учащиеся должны внимательно следить за тем, что говорят их товарищи, и продолжать именно ту сказку, которая была начата, и именно с того места, на котором остановился предыдущий рассказчик. Учитель направляет деятельность детей, при невыполнении условий задания указывает на нарушение.

«Волшебный фонарь»

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...»

3. Работа с тезаурусом (в Бортовом журнале)

Сказка - это произведение устного народного творчества, в котором в занимательной форме рассказывается о вымышленных, нереальных, придуманных событиях.

Признаки сказки:

1. В сказке существует, как реальный мир, так и сказочный.

2. Герой сказки сталкивается с испытаниями, которые он все-таки проходит.

3.  Герою часто помогает его друг или товарищ, или какое-либо существо.

4. Практически во всех сказках героя одаривают волшебным предметом, который выполняет какую - либо функцию или вызывает того, кто поможет.

5. Герой (в русских сказках) может быть любого пола.

6. В сказке имеется как сюжет, так и намек.

4. Конструирование сказки по карточкам Проппа (приложение).

Описание задания: учащимся предлагается на основе опорных слов создать оригинальный текст художественного типа (сказку). Сказка создаётся в группах в результате совместного обсуждения и затем представляется классу. Для создания мотивации можно использовать приём организации соревнования между группами-командами.

Форма работы: групповая (класс разбивается на 2 группы по 5 человек.)

Техническое задание:

1. Выбрать из предложенного комплекта 10 функций (не считая начальной и конечной карточек).

2. На их основе составить волшебную сказку.

3. Записать ключевые моменты сказки на карточки.

4. Наклеить их в логической последовательности на основу.

5. Заполнить оставшиеся прямоугольники необходимыми функциями (по необходимости).

6. Предъявление сказки участниками команды.

Командам учащихся выдается по одному листу-основе и комплект базовых карточек Проппа (28 штук плюс 4 пустых карточки — для введения дополнительной функции). На больших расчерченных листах (на доске) уже приклеены некоторые функции — это «Жили-были» и «Счастливый конец».

Команды участников поочередно читают свои сказки с комментариями на опорные функции.

По окончании мероприятия педагоги анализируют занятие по критериям оценивания:

№ п/п

Критерии оценивания

Баллы

1.

Логическая последовательность текста

Текст сказки имеет логическую последовательность.

2

Нарушение построения 1-2 логических цепочек в повествовании.

1

Нарушена логическая последовательность текста

0

2.

Оригинальность текста

Текст сказки необычный, единственный в своем роде.             

2

Текст сказки повторяет элементы русских народных сказок.

0

3.

Соответствие личностных характеристик персонажей событиям и их поступкам

Соответствие личностных характеристик персонажей событиям и их поступкам.

2

Несоответствие личностных характеристик персонажей событиям и их поступкам.

0

 

5. Рефлексия: на основе материала прошлого занятия предложить вариант синквейна о сказке.

История,

Волшебная, загадочная,

Рассказывает, завораживает, поучает,

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Сказка.

В бортовом журнале дописать оценочные суждения по результатам работы на занятии.

Я похвалил бы себя за ...

Мне было сложно …

После занятия мне захотелось …

6. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке

«Бортовой журнал»


Группа __________________

Тема «В гостях у сказки»

Дата___________________________

Время работы 15 мин

Ключевые понятия:

Сказка - это произведение устного народноготворчества, в котором в занимательной формерассказывается о вымышленных, нереальных, придуманныхсобытиях.

Признаки сказки:

1. В сказке существует, как реальный мир, так и сказочный.

2. Герой сказки сталкивается с испытаниями, которые он все-таки проходит.

3. Герою часто помогает его друг или товарищ, или какое-либо существо.

4. Практически во все сказках, героя одаривают волшебным предметом, который выполняет какую - либо функцию или вызывает того, кто поможет.

5. Герой (в русских сказках) может быть любого пола.

6. В сказке имеется как сюжет, так и намек.

 

Техническое задание:

1. Выбрать из предложенного комплекта 10 функций (не считая начальной и конечной карточек).

2. На их основе составить волшебную сказку.

3. Записать ключевые моменты сказки на карточки.

4. Наклеить их в логической последовательности на основу.

5. Заполнить оставшиеся прямоугольники необходимыми функциями.

 

Оценка __________     

Полнота отображения основных понятий____

Участие в групповой дискуссии ______

Впечатление от занятия  __________

Мы похвалили бы себя за ...

Нам было сложно ...

После занятия нам захотелось…


 

Занятие №4. «Почемучкин»

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация к деятельности.

Загадки о собаке и льве, (распределение понятий-отгадок по группам)

Без хозяина скучает,

В дом чужого не пускает.

Грозный очень и отважный,

Гривой он могучей машет.
А рычит, как на распев –
Это сильный, храбрый…

  1. Работа с тезаурусом (Бортовой журнал)

Занятие называется «Почемучкин», мы предлагаем вам составить свою энциклопедию – «Энциклопедию одного слова», каждая группа работает с одним понятием, первой группе досталось слово – собака, второй  слово – лев.

А что такое энциклопедия?

Энциклопедия – научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в энциклопедии располагается в алфавитном порядке или по систематическому принципу (по отраслям знаний).

В работе над энциклопедией нам помогут словари.

Словарь - это книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике.

(показать примеры словарей)

  1. Исследовательская деятельность.

«Энциклопедия одного слова»

Ребята, скажите, что вы знаете об этих животных? (называют…)

Исходя из ваших предложений, мы предлагаем два тезиса: «Собака – друг человека» и «Лев – царь зверей». Работу над энциклопедией мы организуем по плану:

План-оглавление «Энциклопедия одного слова»:

1. Загадка, ответом которой является словарное слово. Рисунок слова (по количеству значений слова).

2. Особенности слова (орфоэпические, фонетические, морфологические и т.д.).

3. Этимология (происхождение) слова (работа со словарями).

4. Родственные слова.

5. Фразеологизмы (работа со словарями)

6. Использование слова в пословицах, поговорках, сказках, песнях, стихотворениях и т.д.

7. Аргументы к тезисам

Согласно плану, энциклопедия будет содержать 7 страниц, дети сами выбирают пункт, над которым будут работать и режим деятельности (в паре или индивидуально).

Дети совместно с учителем собирают информацию о слове с опорой на источники. Один ученик отыскивает лексическое значение слова; другой – загадку к этому же слову, рисует отгадку; третий подбирает фразеологизмы и т.д. Таким образом, над одним словом работают все, оформляя каждый свою страничку. В конце занятия, прочитав свою страничку, учащийся прикрепляет ее к доске. В результате на доске появляется вся энциклопедия, собранная коллективно детьми.

  1. Рефлексия, презентация альбомов.

«Бортовой журнал»

 


Группа ________________________________

Тема   «Почемучкин»

Дата ___________________________________  

Время работы ____30 мин________________

Ключевые понятия:

Энциклопедия – научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в энциклопедии располагается в алфавитном порядке или по систематическому принципу.

Памятка по работе с энциклопедией:

1.Выбери энциклопедию по нужной теме («Живая природа», «Космос» и др.)

2.Откройте страницу с буквенным указателем.

3.Найди нужную букву, выбери в списке требующийся термин (понятие).

4.Посмотри номер страницы.

5.Открой страницу, найди на ней нужную статью. Прочитай.

Словарь - это книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике.

Тезис – положение, утверждение, выставляемое и потом доказываемое в каком-нибудь рассуждении.

Аргумент – суждение, приводимое в подтверждение истинности тезиса.

 

«Собака – друг человека» (1 команда)

«Лев – царь зверей» (2 команда)

 

План-оглавление «Энциклопедия одного слова»:

1. Загадка, ответом которой является словарное слово. Рисунок слова (по количеству значений слова).

2. Особенности слова (орфоэпические, фонетические, морфологические и т.д.).

3. Этимология (происхождение) слова (работа со словарями).

4. Родственные слова.

5. Фразеологизмы (работа со словарями)

6. Использование слова в пословицах, поговорках, сказках, песнях, стихотворениях и т.д.

7. Аргументы, подтверждающие тезис.

 

Оценка ________    

Впечатление от занятия

Мы похвалили бы себя за …

 

Нам было сложно …

 

После занятия нам захотелось …


 

Занятие №5. «Кладовая солнца»

На заключительном этапе проводится контрольное мероприятие по выявлению уровня сформированности умения подбирать аргументы в поддержку предложенного тезиса (на основе текста).

Форма работы: индивидуальная.

Учащимся раздаются бланки с текстом «Деревья в лесу» М. Пришвина и техническим заданием к нему. На основе данного текста учащиеся должны подобрать аргументы и привести собственные примеры к тезису «Деревья как люди».

По окончании контрольного мероприятия проводится оценивание сформированности заявленного метапредметного умения на основе критериев оценки.

Контрольное мероприятие

Техническое задание:

  1. внимательно прочитайте текст;
  2. прочитайте тезисы в таблице;
  3. на основе текста подберите к каждому тезису по 3 аргумента;
  4. приведите собственные примеры;
  5. заполните таблицу; 
  6. время выполнения -15 минут.

«Деревья в лесу»/М. Пришвин/

Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна елка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза плачет.

В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: «Отчего, думаешь, они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?» И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шепот снежинок, как разговор между странными фигурами.

Мутовка – группа листьев, ветвей или части цветка, расположенных на стебле на одной высоте (толковый словарь) 

Критерии оценки

 

Критерии оценки

Параметры

Баллы

1

Аргументация по сформулированному тезису

С опорой на исходный текст приведены 3 аргумента, подтверждающих тезис; соблюдается причинно-следственная связь аргумента с тезисом

2

С опорой на текст приведены 1-2 аргумента, подтверждающих тезис; соблюдается причинно-следственная связь аргумента с тезисом

1

Участник не приводит аргументов для подтверждения тезиса или аргумент неуместен

0

2

Дополнение приведенных аргументов собственными примерами

Примеры логично вписываются в развитие аргументации, дополняют построение доказательства

1

Собственный пример не подтверждает аргумент или отсутствуют собственные примеры

0