Качество системы образования
не может быть выше качества
работающих в ней учителей.
Майкл Барбер
Успешная образовательная деятельность в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования невозможна без решения проблемы профессионального роста педагога.
Мы рассматривали работу над единой научно-методической темой как возможность проводить методическую работу системно, целенаправленно, как возможность повысить ее эффективность.
Необходимость разработки методического проекта «Система методической поддержки педагогов Ялтинского экономико-технологического колледжа» была обоснована имеющимися противоречиями между традиционными методами осуществления методической работы в образовательных организациях среднего профессионального образования и динамически меняющимися запросами и потребностями членов педагогического коллектива. С 2012 года в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Крым «Ялтинский экономико-технологический колледж» (ГБПОУ РК «ЯЭТК») (на тот момент Крымское республиканское профессионально-техническое учебное заведение «Ялтинское высшее профессиональное училище строительных и пищевых технологий») была начата работа по реализации долговременного практикоориентированного методического проекта, рассчитанного на пять лет – с 2011 по 2016 годы.
В основе проекта - комплекс мероприятий для методической, дидактической, психологической поддержки педагогического коллектива Ялтинского экономико-технологического колледжа.
Были обозначены следующие цели проекта:
- Ø Организация эффективной работы педагогического коллектива образовательного учреждения над единой научно-методической темой.
- Ø Совершенствование профессиональных компетенций и обеспечение профессионального роста преподавателей и мастеров производственного обучения.
- Ø Повышение результативности образовательного процесса.
И, как итог - обеспечение конкурентоспособности выпускников колледжа.
И поставлены такие задачи:
- Ø Осуществлять дидактическую, методическую, психологическую помощь педагогам.
- Ø Внедрять в образовательный процесс перспективные педагогические технологии.
- Ø Создавать условия для инновационной деятельности членов педагогического коллектива.
Для достижения указанных целей методической службой Ялтинского экономико-технологического колледжа был разработан пятилетний перспективный план методической работы колледжа (на тот момент - училища).
Планом было предусмотрено проведение практикоориентированных мероприятий - семинаров, семинаров-практикумов, семинаров с элементами тренинга. Обязательно в течение каждого учебного года проводились психолого-педагогические тренинги.
Интеграция в образовательное пространство РФ потребовала коррекции и самой формулировки темы, и коррекции содержания работы над ней. Наименование темы видоизменилось минимально:
«Развитие профессиональной компетентности педагогов — основа формирования ключевых компетенций обучающихся», т.е. заменили термин «учащиеся» – на «обучающиеся».
Это говорит о том, что выбранная изначально тема актуальна для любого образовательного пространства.
Некоторые изменения были внесены и в тематику мероприятий, для наиболее быстрого и успешного перехода к работе по новым стандартам СПО.
Ежегодно конкретизировались задачи, исходя из сформулированной на каждый учебный год методической проблемы.
В 2014 году в план работы были внесены изменения, чтобы обеспечить комплексное организационно-методическое и информационно-коммуникационное сопровождение реализации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки квалифицированных рабочих и служащих и специалистов среднего звена в соответствии с требования ФГОС СПО Российской Федерации.
Таблица 1.
Этапы проекта
Этап работы над проектом |
Методическая проблема, разрабатываемая на данном этапе |
Ключевые мероприятия |
|
2011-2012 учебный год (1-й год реализации проекта) |
Самообразование – ключ к формированию профессиональных компетентностей педагога в условиях модернизации учебно-воспитательного и производственного процесса |
Тематические заседания педагогических советов, семинары, семинары-тренинги, семинары-практикумы, практикумы, круглые столы, занятия Школы молодого педагога, занятия
Школы педагогического мастерства |
|
2012-2013 учебный год (2-й год реализации проекта) |
Повышение качества образования путем формирования ключевых компетенций учащихся через интеграцию традиционных и нетрадиционных форм и методов работы в учебно-воспитательном и производственном процессе |
|
|
2013-2014 учебный год (3-й год реализации проекта) |
Внедрение инновационных технологий как условие развития компетентности педагога новой формации |
|
|
2014-2015 учебный год (4-й год реализации проекта) |
Компетентностный подход как средство развития общих компетенций и творческих способностей студентов в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов Российской Федерации |
|
|
2015-2016 учебный год (5-й год реализации проекта) |
Пути формирования готовности выпускников колледжа к успешной профессиональной деятельности в условиях современного рынка труда |
||
Отчет о выполнении проекта |
Особенности нашего проекта:
Во-первых, - массовость, весь педагогический коллектив участвует в событиях проекта, которые проводятся непосредственно в коллеже, при этом не тратится время на проезд к месту обучения.
Во-вторых, - возможность постоянного мониторинга деятельности коллег и, по его итогам, оперативная коррекция «дорожной карты» реализации проекта.
Для успешной реализации перспективного плана методической работы нами были разработаны, подготовлены и успешно проведены мероприятия, обеспечивающие коллективную методическую работу над единой научно-методической темой. Акцент при подготовке и проведении всех мероприятий делался на практическую составляющую, на включение элементов тренинга, на максимальное приближение к реальным профессиональным ситуациям, при этом учитывались потребности педагогов колледжа. Неоднократно проводилось диагностическое анкетирование – для выявления уровня владения составляющими профессиональной компетентности педагога, для выявления динамики профессиональных затруднений и потребностей членов педагогического коллектива Ялтинского экономико-технологического колледжа.
За период работы над темой для коллектива педагогов нашего колледжа были проведены следующие ключевые мероприятия.
Психолого-педагогический семинар с элементами тренинга «Техника общения преподавателя с учащимися» проводился для формирования у педагогов способности использовать профессионально-личностный потенциал в развитии эмоционально-положительной «Я-концепции» обучающихся, развития коммуникативной составляющей профессиональной компетентности, совершенствования техники общения и формирования стиля педагогического общения.
Семинар «Формы и методы работы учащихся с учебником» проводился в форме методического квеста «Определение основных приемов организации самостоятельной работы учащихся с учебником».
Психолого-педагогический семинар-тренинг «Синдром профессионального выгорания» познакомил педагогических работников колледжа с признаками профессионального и эмоционального выгорания педагога, причинами этого явления, путями преодоления.
Семинар-практикум «Обучающая дифференциация: модели и принципы» познакомил педагогов с психологическими основами дифференцированного обучения, моделями и принципами обучающей дифференциации, способствовал развитию навыков применения дифференцированного обучения на различных этапах урока, создания ситуаций успеха.
Семинар-практикум с элементами тренинга «Проектно-технологическая деятельность педагогов в образовательном процессе» способствовал повышению эффективности работы педагогов над учебными, педагогическими проектами, дальнейшему внедрению проектных технологий в их деятельность.
Семинар-тренинг «Формирование педагогического коллектива» помог совершенствованию коммуникативных компетенций, формированию и развитию навыков предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов: формированию толерантного подведения педагогов к участникам образовательного процесса, сплочение педагогического коллектива.
Семинар-практическая работа «Использование табличного процессора для оптимизации отчетной деятельности педагога» познакомил педагогов с работой в программах электронных таблиц, актуализировал навыки ввода и обработки данных разными способами, подготовки диаграмм.
Результатом семинара-практикума с элементами тренинга «Модели, методы и технологии обучения как основа качественной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС СПО» стало совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников в части рационального подбора технологий, современных методов обучения в условиях освоения ФГОС СПО, изменившихся подходов к формированию нового содержания образования, современных требований к образовательным результатам в условиях реализации модульно-компетентностного подхода.
В ходе обучающего семинара-практикума «Особенности проектирования компетентностно-ориентированного урока (учебного занятия)» педагоги выявили отличия традиционного урока от учебного занятия, подготовленного в соответствии с требованиями ФГОС, изучили особенности и требования к компетентностно-ориентированному учебному занятию, характеристику основных этапов его проектирования, обсудили современные подходы к целеполаганию при планировании учебных занятий, возникающие при этом трудности.
Семинар-практикум «Создание электронных образовательных ресурсов как инновационный метод преподавания» способствовал повышению эффективности использования педагогическими работниками ЯЭТК электронных образовательных ресурсов для совершенствования образовательного процесса, развития информационной культуры педагогов.
Семинар-круглый стол «Значение новых средств оценивания для успешной реализации требований ФГОС СПО» проводился с целью систематизации знаний педагогов об основных принципах подготовки оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС СПО; определения роли новых средств оценивания для качественной подготовки выпускников, обобщение опыта педагогического коллектива по созданию комплектов и фондов оценочных средств.
Психолого-педагогический семинар с элементами тренинга «Ключ к успеху: эффективное управление образовательным процессом» предусматривал психологическое тестирование, выполнение тренинговых упражнений, которые направлены на определение путей к успешному достижению намеченных целей на каждом учебном занятии; ознакомление педагогов с приемами преодоления неуверенности обучающихся, создания ситуации успеха на каждом учебном занятии.
Психолого-педагогический семинар-практикум с элементами тренинга «Гармония командной работы» был направлен на создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе для повышения эффективности работы команды педагогов в реальных условиях.
Для наших коллег нами подготовлены к каждому проводимому событию рекомендации для использования в ежедневной практической педагогической деятельности. Все материалы педагоги накапливают в своих «Методических копилках».
Помимо этого, в рамках реализации проекта в ЯЭТК проводились тематические заседания педагогических советов, была предусмотрена и проводилась работа Школы молодого педагога, её работу продолжила Школа педагогического мастерства. Работали они по отдельным утвержденным планам, тематика занятий корректировалась в зависимости от возникающих проблем и затруднений у педагогов, результатов анкетирования, результатов изучения личного педагогического опыта преподавателей и мастеров производственного обучения.
По окончании 2015-2016 учебного года работа над единой научно-методической темой завершена. Система коллективной методической работы обеспечила положительные результаты этой работы.
Мы можем выделить такие итоги:
- Созданы условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, что в свою очередь, обеспечивает повышение качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями ФГОС СПО и работодателей. Повышение уровня профессиональной компетентности и мастерства педагогов колледжа подтверждается результатами аттестации.
- Создано в целом комплексное организационно-методическое и информационно-коммуникационное обеспечение разработанных основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки квалифицированных рабочих и служащих и специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по реализуемым профессиям и специальностям колледжа.
- Достижения наших студентов и выпускников – среди них есть призеры и победители региональных и Всероссийских конкурсов по профессиям, Всероссийских олимпиад профессионального мастерства, финалист Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) – 2016, который вошел в десятку лучших профессионалов по компетенции «Поварское дело».
- Активное участие наших коллег – преподавателей и мастеров производственного обучения – в конкурсах среди педагогов как на уровне Республики Крым, так и на Всероссийском уровне, и, безусловно, их достижения - победы и призовые места.
- Достижения колледжа в целом - наш колледж стал лауреатом Национального конкурса «Лучшие колледжи РФ 2016».
Такие результаты - наиболее яркое подтверждение эффективности системного подхода в осуществлении методической работы в образовательных организациях среднего профессионального образования.
Опыт работы по реализации нашего проекта станет основой для внедрения персонифицированных программ развития профессиональных компетенций педагогических работников; организации исследовательской работы преподавателей и обучающихся по приоритетным направлениям среднего профессионального образования; создания и совершенствования системы непрерывного образования педагогов.
Постоянный профессиональный рост педагогического коллектива может обеспечить успешное формирование профессиональных, общих компетенций наших выпускников. Ведь они должны быть готовы эффективно применять сформированные компетенции в практической деятельности, удовлетворять стандартам качества отраслевых и региональных рынков услуг, эффективно осваиваться в меняющихся условиях реальной профессиональной деятельности, осваивать производственные инновации, быть готовым нести ответственность за свои действия.
Только тогда выпускники колледжа будут конкурентоспособны с точки зрения современного работодателя, а Ялтинский экономико-технологический колледж будет конкурентоспособен на сегодняшнем рынке образовательных услуг.