Полный текст статьи
Печать

Качество системы образования
не может быть выше качества
работающих в ней учителей.
                                                                                           Майкл Барбер

Успешная образовательная деятельность в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования невозможна без решения проблемы профессионального роста педагога.

Мы рассматривали работу над единой научно-методической темой как возможность проводить методическую работу системно, целенаправленно, как возможность повысить ее эффективность.

 Необходимость разработки методического проекта «Система методической поддержки педагогов Ялтинского экономико-технологического колледжа» была обоснована имеющимися противоречиями между традиционными методами осуществления методической работы в образовательных организациях среднего профессионального образования и динамически меняющимися запросами и потребностями членов педагогического коллектива. С 2012 года в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении  Республики Крым  «Ялтинский экономико-технологический колледж» (ГБПОУ РК «ЯЭТК») (на тот момент Крымское республиканское профессионально-техническое учебное заведение «Ялтинское высшее профессиональное училище строительных и пищевых технологий») была начата работа по реализации долговременного практикоориентированного методического проекта, рассчитанного на пять лет – с 2011 по 2016 годы.

В основе проекта - комплекс мероприятий для методической, дидактической, психологической поддержки педагогического коллектива Ялтинского экономико-технологического колледжа.

Были обозначены следующие цели проекта:

  • Ø Организация эффективной работы педагогического коллектива образовательного учреждения над единой научно-методической темой.
  • Ø Совершенствование профессиональных компетенций и обеспечение профессионального роста преподавателей и мастеров производственного обучения.
  • Ø Повышение результативности образовательного процесса.

И, как итог - обеспечение конкурентоспособности выпускников колледжа.

И поставлены такие задачи:

  • Ø Осуществлять дидактическую, методическую, психологическую помощь педагогам.
  • Ø Внедрять в образовательный процесс перспективные педагогические технологии.
  • Ø Создавать условия для  инновационной деятельности членов педагогического коллектива.

Для достижения указанных целей методической службой Ялтинского экономико-технологического колледжа был разработан пятилетний перспективный план методической работы колледжа (на тот момент - училища).

Планом было предусмотрено проведение практикоориентированных мероприятий - семинаров, семинаров-практикумов, семинаров с элементами тренинга. Обязательно в течение каждого учебного года проводились психолого-педагогические тренинги.

Интеграция в образовательное пространство РФ потребовала коррекции и самой формулировки темы, и коррекции содержания работы над ней. Наименование темы видоизменилось минимально:

«Развитие профессиональной компетентности педагогов — основа формирования ключевых компетенций обучающихся», т.е. заменили термин «учащиеся» – на «обучающиеся».

Это говорит о том, что выбранная изначально тема актуальна для любого образовательного пространства.

Некоторые изменения были внесены и в тематику мероприятий, для наиболее быстрого и успешного перехода к работе по новым стандартам СПО.

Ежегодно конкретизировались задачи, исходя из  сформулированной на каждый учебный год методической проблемы.

В 2014 году в план работы были внесены изменения, чтобы обеспечить комплексное организационно-методическое и информационно-коммуникационное сопровождение реализации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки квалифицированных рабочих и служащих и специалистов среднего звена в соответствии с требования ФГОС СПО Российской Федерации.

Таблица 1.

Этапы проекта 

Этап работы над проектом

Методическая проблема, разрабатываемая  на данном этапе

Ключевые мероприятия

 

2011-2012 учебный год

(1-й год реализации проекта)

Самообразование – ключ к формированию профессиональных компетентностей педагога в условиях модернизации учебно-воспитательного и производственного процесса

Тематические заседания педагогических советов, семинары, семинары-тренинги, семинары-практикумы, практикумы, круглые столы, занятия Школы молодого педагога, занятия

 

Школы педагогического мастерства

 

2012-2013 учебный год

(2-й год реализации проекта)

Повышение качества образования путем формирования ключевых компетенций учащихся через интеграцию традиционных и нетрадиционных форм и методов работы в учебно-воспитательном и производственном процессе

 

2013-2014 учебный год

(3-й год реализации проекта)

Внедрение инновационных технологий как условие развития компетентности педагога новой формации

 

2014-2015 учебный год

(4-й год реализации проекта)

Компетентностный подход как средство развития общих компетенций и творческих способностей студентов в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов Российской  Федерации

 

2015-2016 учебный год

(5-й год реализации проекта)

Пути формирования готовности выпускников колледжа к успешной профессиональной деятельности в условиях современного рынка труда

 

Отчет о выполнении проекта

 

 

Особенности нашего проекта:

Во-первых, - массовость, весь педагогический коллектив участвует в событиях проекта, которые проводятся непосредственно в коллеже, при этом не тратится время на проезд к месту обучения.

Во-вторых, - возможность постоянного мониторинга деятельности коллег и, по его итогам, оперативная коррекция «дорожной карты» реализации проекта.

Для успешной реализации перспективного плана методической работы нами были разработаны, подготовлены и успешно проведены мероприятия, обеспечивающие коллективную методическую работу над единой научно-методической темой. Акцент при подготовке и проведении всех мероприятий делался на практическую составляющую, на включение элементов тренинга, на максимальное приближение к реальным профессиональным ситуациям, при этом учитывались потребности педагогов колледжа. Неоднократно проводилось диагностическое анкетирование – для выявления уровня владения составляющими профессиональной компетентности педагога, для выявления динамики профессиональных затруднений и потребностей членов педагогического коллектива Ялтинского экономико-технологического колледжа.

За период работы над темой для коллектива педагогов нашего колледжа были проведены следующие ключевые мероприятия.

Психолого-педагогический семинар с элементами тренинга «Техника общения преподавателя с учащимися» проводился для формирования у педагогов способности использовать профессионально-личностный потенциал в развитии эмоционально-положительной «Я-концепции» обучающихся, развития коммуникативной составляющей профессиональной компетентности, совершенствования техники общения и формирования стиля  педагогического общения.

Семинар «Формы и методы работы учащихся с учебником» проводился в форме методического квеста «Определение основных приемов организации самостоятельной работы учащихся с учебником».

Психолого-педагогический семинар-тренинг «Синдром профессионального выгорания» познакомил педагогических работников колледжа с признаками профессионального и эмоционального выгорания педагога, причинами этого явления, путями преодоления.

Семинар-практикум «Обучающая дифференциация: модели и принципы» познакомил педагогов с психологическими основами дифференцированного обучения, моделями и принципами обучающей дифференциации, способствовал развитию навыков применения дифференцированного обучения на различных этапах урока, создания ситуаций успеха.

Семинар-практикум с элементами тренинга «Проектно-технологическая деятельность педагогов в образовательном процессе» способствовал повышению эффективности работы педагогов над учебными, педагогическими проектами, дальнейшему внедрению проектных технологий в их деятельность.

Семинар-тренинг «Формирование педагогического коллектива» помог совершенствованию коммуникативных компетенций, формированию и развитию навыков предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов: формированию толерантного подведения педагогов к участникам образовательного процесса, сплочение педагогического коллектива.

Семинар-практическая работа «Использование табличного процессора для оптимизации отчетной деятельности педагога» познакомил педагогов с работой в программах электронных таблиц, актуализировал навыки ввода и обработки данных разными способами, подготовки диаграмм.

Результатом семинара-практикума с элементами тренинга «Модели, методы и технологии обучения как основа качественной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС СПО» стало совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников в части рационального подбора технологий, современных методов обучения в условиях освоения ФГОС СПО, изменившихся подходов к формированию нового содержания образования, современных требований к образовательным результатам в условиях реализации модульно-компетентностного подхода.

В ходе обучающего семинара-практикума «Особенности проектирования  компетентностно-ориентированного урока  (учебного занятия)» педагоги выявили отличия традиционного урока от учебного занятия, подготовленного в соответствии с требованиями ФГОС, изучили особенности и требования к компетентностно-ориентированному учебному занятию, характеристику основных этапов его проектирования, обсудили современные подходы к целеполаганию при планировании учебных занятий, возникающие при этом трудности.

Семинар-практикум «Создание электронных образовательных ресурсов как инновационный метод преподавания» способствовал повышению эффективности использования педагогическими работниками ЯЭТК электронных образовательных ресурсов для совершенствования образовательного процесса, развития информационной культуры педагогов.  

Семинар-круглый стол «Значение новых средств оценивания для успешной реализации требований ФГОС СПО» проводился с целью систематизации знаний педагогов об основных принципах подготовки оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС СПО; определения роли новых средств оценивания для качественной подготовки выпускников, обобщение опыта педагогического коллектива по созданию комплектов и фондов оценочных средств. 

Психолого-педагогический семинар с элементами тренинга «Ключ к успеху: эффективное управление образовательным процессом» предусматривал психологическое тестирование, выполнение тренинговых упражнений, которые направлены на определение путей к успешному достижению намеченных целей на каждом учебном занятии; ознакомление педагогов с приемами преодоления неуверенности обучающихся, создания ситуации успеха на каждом учебном занятии.  

Психолого-педагогический семинар-практикум с элементами тренинга «Гармония командной работы» был направлен на создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе для повышения эффективности работы команды педагогов в реальных условиях.

Для наших коллег нами подготовлены к каждому проводимому событию рекомендации для использования в ежедневной практической педагогической деятельности. Все материалы педагоги накапливают в своих «Методических копилках».

Помимо этого, в рамках реализации проекта в ЯЭТК проводились тематические заседания педагогических советов, была предусмотрена и проводилась работа Школы молодого педагога, её работу продолжила Школа педагогического мастерства. Работали они по отдельным утвержденным планам, тематика занятий корректировалась в зависимости от возникающих проблем и затруднений у педагогов, результатов анкетирования, результатов изучения личного педагогического опыта преподавателей и мастеров производственного обучения.

По окончании 2015-2016 учебного года работа над единой научно-методической темой завершена. Система коллективной методической работы обеспечила положительные результаты этой работы.

Мы можем выделить такие итоги:

  • Созданы условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, что в свою очередь, обеспечивает повышение качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями ФГОС СПО и работодателей. Повышение уровня профессиональной компетентности и мастерства педагогов колледжа подтверждается результатами аттестации.
  • Создано в целом комплексное организационно-методическое и информационно-коммуникационное обеспечение разработанных основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки квалифицированных рабочих и служащих и специалистов среднего звена в соответствии с  ФГОС  СПО по реализуемым профессиям и специальностям колледжа.
  • Достижения наших студентов и выпускников – среди них есть призеры и победители региональных и Всероссийских конкурсов по профессиям, Всероссийских олимпиад профессионального мастерства, финалист Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) – 2016, который вошел в десятку лучших профессионалов по компетенции «Поварское дело».
  • Активное участие наших коллег – преподавателей  и мастеров производственного обучения – в конкурсах среди педагогов как на уровне Республики Крым, так и на Всероссийском уровне, и, безусловно, их достижения -  победы и призовые места.
  •  Достижения колледжа в целом  - наш колледж стал лауреатом Национального конкурса «Лучшие колледжи РФ 2016».

Такие результаты - наиболее яркое подтверждение эффективности системного подхода в осуществлении методической работы в образовательных организациях среднего профессионального образования.

Опыт работы по реализации нашего проекта станет основой для внедрения персонифицированных программ развития профессиональных компетенций педагогических работников; организации исследовательской работы преподавателей и обучающихся по приоритетным направлениям среднего профессионального образования; создания и совершенствования системы непрерывного образования педагогов.

Постоянный профессиональный рост педагогического коллектива может обеспечить успешное формирование профессиональных, общих компетенций наших выпускников. Ведь они должны быть готовы эффективно применять сформированные компетенции в практической деятельности, удовлетворять стандартам качества отраслевых и региональных рынков услуг, эффективно осваиваться в меняющихся условиях реальной профессиональной деятельности, осваивать производственные инновации, быть готовым нести ответственность за свои действия.

Только тогда выпускники колледжа будут конкурентоспособны с точки зрения современного работодателя, а Ялтинский экономико-технологический колледж будет конкурентоспособен на сегодняшнем рынке образовательных услуг.