Полный текст статьи
Печать

        Согласно стандарту второго поколения, «особенностью сегодняшнего этапа развития России является то, что происходящие в стране социально-экономические преобразования совпали по времени с общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу».                                                           Таким образом, построение информационного общества, которое характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий, их активным использованием гражданами и различными структурами общества является приоритетным направлением развития нашей страны. Одна из задач школы - воспитание нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества.    С другой стороны, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», направленная на постепенный переход к новым образовательным стандартам, изменение инфраструктуры школьной сети, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей, сохранение и укрепление здоровья школьников, говорит о том, что школа должна «раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни».Как же совместить увлеченность современных подростков компьютерными технологиями и требования к состоянию здоровья человека, подразумевающие, в первую очередь, компетентность самого обучающегося в вопросах здорового образа жизни, присвоение ценностей ЗОЖ личностью школьника?

     Несколько лет назад информатизация образования заключалась в использовании обучающимися готовых цифровых ресурсов, однако сейчас Интернет становится средой для самостоятельных действий ученика по созданию и преобразованию информационных продуктов, а так же для сетевого взаимодействия с другими пользователями Сети.                                                                                                                 Поскольку веб-блоги и процессы в них происходящие, уже стали значительным явлением в общественно-политической и культурной жизни страны и общества, то можно сделать вывод о возможности формирования и развития коммуникативной и информационной компетентностей у обучающихся при использовании глобального информационного пространства через создание и ведение веб-блогов.                                                                                                                            В МОУ СШ с углубленным изучением отдельных предметов № 49  действует программа внеурочной деятельности «Юный блогер»,  предоставляющая обучающимся возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам, позволяя создать личностно-значимый для ученика информационный продукт  - блог, посвященный определенной теме, или блог – личный дневник.                   Википедия определяет блог «как веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке». Блоги создаются быстро и не требуют специальных навыков программирования и знания языков программирования. Существует возможность комментирования сообщений другими пользователями, есть возможность устанавливать ссылки между блогами, образуя социальную сеть. Учитывая эти особенности, курс «Юный блогер» делает акцент на формирование рефлексивной культуры и коммуникативных компетенций в Интернет-пространстве, в частности, умения письменно выражать свои мысли, идеи, чувства. Значительное место в содержании курса уделяется специфическим неязыковым средствам коммуникации при ведении блога: аудио-визуальные средства Интернета (картинки, смайлики, выбор стиля текущего сообщения, аудио-файлы и т.д.).                                             Ученые-психологи в своих исследованиях обращают внимание на значительную роль ведения блога в становлении индивидуальности, на рефлексивную, коммуникативную и психотерапевтическую функцию блога по отношению к автору.                                                                                                                 Рассмотрим влияние  ведения on-line – дневника на развитие ценностно – смысловой, коммуникативной, информационной компетентностей, а также компетенций личного самосовершенствования школьника и определим возможности использования этого вида  деятельности педагогом с тьюторской позицией.                В процессе написания сообщения автор анализирует пережитое им событие, дает внутреннюю оценку своего участия, и этот «внутренний» взгляд есть рефлексивное действие. Другая сторона рефлексивного действия заключается во внешней оценке, которую мог бы дать посторонний читатель автору  как персонажу события, т. е. «взгляд на себя со стороны».  Описывая собственный поступок, школьник подсознательно совершает личностный выбор, опровергая или утверждая сложившуюся у него систему ценностей. В процессе такой внутренней работы происходит формирование индивидуальности.                                                                                 Наиболее актуальной в подростковом возрасте является проблема самоидентификации и деятельность по выбору своего будущего, возможностей самореализации и самоутверждения. Успешность выбора зависит от того, насколько точно сформированный собственный образ  в сознании подростка соответствует реально существующему. Одним из средств самопознания является оценка человека другими людьми или сравнение себя с ними. Универсальной средой для формирования самооценки является блогосфера, учитывая возможность одновременного ведения дневника  и общения с читателями блога через комментарии.                                                                                                                                         В реальной жизни коллектив класса (или группы) может сдерживать становление индивидуальности члена коллектива, препятствуя происходящим в нем изменениям, стремлениям сформировать свою систему ценностей. Блогосферу можно рассматривать  как виртуальную модель реальности, полигон для апробации различных моделей поведения, где автор блога имеет возможность примерять на себя различные «маски», различные стили поведения. В процессе смены «масок», различных образов и рефлексии человек осуществляет выбор своего образа-идеала. Среда блогосферы побуждает автора блога активно творить в режиме проб и поиска, обеспечивая ему конфиденциальность и безопасность.                                               Блог - благоприятная среда для создания педагогом с тьюторской позицией ситуации осмысления учеником своих выборов и действий.                                                    К созданию блога подростков побуждает любопытство, желание самоутвердиться через создание информационного продукта. Молодежь интересуется техническими новинками, активна в досуговом потреблении, склонна к знакомству и тесному общению. Но при создании блога подросток оказывается в ситуации неопределенности: неопределенности цели, стоящей перед человеком, собирающимся стать писателем Интернета и неопределенности в отсутствии обязательных задач деятельности, но при предоставлении возможностей. Задача педагога на этапе создания блога -  осуществить поддержку подопечного в формулировании проблемы и постановке целей и задач через описание перспектив развития блога определенной тематики и возможных рисков. Учитель может предложить школьнику совершить путешествие по существующим, активно посещаемым блогам, и совместно выявить условия, обеспечивающие их успешность.                                                                                                                       Англоязычный интернет,например, буквально переполнен  блогами о здоровом образе жизни. Спектр тем и философий очень широк: еда, спорт, йога, медитация и тому подобные направления. И главное, это авторские блоги, то есть написаны они конкретными людьми, которые меняют свою жизнь к лучшему и делятся трудностями и успехами с читателями. На личном опыте мы неоднократно убеждались, что такие истории намного лучше мотивируют, чем просто беседа, классный час или информационный сайт, даже очень авторитетный. В качестве возможной темы блога, способной заинтересовать русскоязычных читателей(а возможно, и мировую сеть), предлагаем воспитанникам выбрать одно из направлений, формирующих здоровый образ жизни: правильное питание подростка,  вкусные и полезные рецепты, зеленый образ  жизни, режим спортивных занятий и т.п.                                                                                                                                                                Для ведения собственного блога о здоровом образе жизни необходимо многое: знания, умение структурировать новую информацию, отбирая то, что действительно полезно, готовность взять интервью у интересных людей и т.п. Заинтересовавшись, школьник начинает  собирать как можно больше информации о своём новом увлечении и, в конце концов, находит  небольшую группу единомышленников, возможно, экспертов или, по крайней мере, убедительных блогеров, которым доверяет. Общение с единомышленниками заставляет ощутить ответственность за содержание блога: если подросток  хочет поделиться каким-то знанием, он должен для себя — и своих читателей — знать то, о чём говорит. Юному блогеру приходится подвергать сомнениям свои собственные мысли, читать других авторов, которые выходят за круг его предпочтений, и, прежде чем писать, хотя бы на секунду задуматься, какой вклад он на самом деле вносит своим очередным постом.                                                                                                                               Начинающему блогеру предстоит самостоятельно выявить особенности и нормы коммуникации, исследовать палитру возможностей, предоставляемых средой, сформировать собственные способы организации деятельности. Неопределенность среды может вызвать негативную реакцию, привести к потере интереса, тогда педагогу, организующему внеурочную деятельность, предстоит демонстрировать готовность оказать помощь в технических и содержательных вопросах, инициировать творческий настрой в решении возникающих вопросов. В каждом случае обсуждается со школьником вопрос: каким образом освоение определенного сервиса Интернет будет способствовать достижению цели создания блога или насколько освоенный сервис оправдал ожидания школьника?                                   Блог можно рассматривать как  портфолио развития познавательного интереса ребенка по определенной теме или дневник личностного самосовершенствования.                                                                                                                    От педагога требуется проявление многих высоких личностных качеств, что обусловлено, прежде всего, особыми взаимоотношениями между учителем и обучающимися. Личный дневник  - особая сокровенная область и не всякий взрослый «из реальности» может быть допущен в это пространство. Компетентность педагога проявится в понимании и правильном   отношении к этому вопросу, поэтому очень важно ценить доверие, которое оказывает учителю подросток.         Таким образом, методом проб и ошибок, через общение и присвоение ценностей группы единомышленников  в социально ориентированной деятельности в сознании подростка  прочно утверждается мнение, что здоровый образ жизни каждого человека в отдельности и общества в целом представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни нации.