Главной ценностью человека, а в особенности, ребенка дошкольного возраста является здоровье. Приятно видеть любознательного малыша, у которого блестят глаза, движение приносит ему радость, а, следовательно, положительно сказывается на его психологическом состоянии. В законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано о предоставлении каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. [1].
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Одной их наиболее эффективных форм укрепления здоровья детей является закаливание.
Закаливание - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами. [3, с.84]
Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни и специальные мероприятия: воздушные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, физические упражнения. [2, с. 15]
Закаливание детей - это не только обливания водой, физические упражнения и прогулки на свежем воздухе. Укрепление растущего детского организма можно проводить и путем массажа особых «жизненных» точек, которые влияют на работу внутренних органов.
В своей практике по закаливанию детского организма мы отводим ведущее место одному из нетрадиционных видов - это закаливание при помощи массажных ковриков и дорожек. Выбранный нами метод закаливания помогает решить следующие задачи:
- Закаливать организм ребенка;
- Восполнить нехватку тактильных ощущений у детей;
- Проводить профилактику и коррекцию плоскостопия ребенка;
- Развивать чувства равновесия и координацию у дошкольников.
Упражнения с нестандартным оборудованием способствуют совершенствованию функции равновесия и двигательного контроля, формируют правильную осанку. И, что особенно важно, такие упражнения нравятся детям, они выполняют их на высоком эмоциональном уровне.
Массажные дорожки – отличная возможность организации совместной деятельности с детьми, особенно в старшем дошкольном возрасте. Мы, например, практикуем изготовление простых дорожек в совместной трудовой деятельности.
Детям нравится подбирать губки для дорожек или ковриков по форме, цвету, величине, раскладывать их на дорожках, подсчитывая сколько губок понадобится. Они любят выкладывать из губок узоры, чередуя из по цвету и направлению. А потом с гордостью говорят: «Мы сами сделали дорожку для закаливания».
Таким образом мы решаем и разные образовательные задачи в процессе подготовки и использования очередной массажной дорожки или коврика.
В своей работе мы используем следующие виды массажных ковриков.
- Массажный коврик из губок. Коврик представлен поролоновыми губками, разных размеров, и плотностью, что способствует различному воздействию на стопу. Коврик может быть длинный или квадратный. Основой для такого коврика может служить кусок линолеума, фанеры или ковролина. Размер выбирается произвольно, но с учетом возможности пройти не менее 3х метров. Ходить можно вперед-назад или по периметру.
- Комплексный массажный коврик. Коврик оформлен подручными средствами использованные фломастеры, резиновые квадраты, крышки, камешки и т.д.). Такой коврик укрепляет мышцы и связки голени и стопы, способствует правильной работе внутренних органов путем массирования активных точек стопы, а также дарит детям необычные ощущения.
- Дорожка здоровья. Такая дорожка не только способствует предотвращению плоскостопия, но и развитию у ребенка внимания, устойчивости, правильной постановке стопы при ходьбе, способствует улучшению координации движений.
Для выполнения этой дорожки можно использовать более «мягкие» материалы: жгуты и веревки разной толщины, клеенчатые следочки и пуговицы разного размера, фетр и клеевую пленку.
При использовании массажных ковриков и дорожек, мы не забываем и об эмоциональном настрое ребенка. Очень важно помнить, что ребенку дошкольного возраста нравится визуализировать, воплощать в действительность, возникающие в его сознании образы. Мы со своими детьми во время движения выполняем озвученные действия.
Например
Я иду, я иду. Поднимаю ножки. У меня на ногах новые сапожки. Ой-ой-ой, посмотри, лужа – то какая. Ай-ай-ай, ай-ай-ай, лужа-то большая. Высоко-высоко-высоко, подпрыгну. Не боюсь, не боюсь, лужу перепрыгну! Да-да-да, да-да-да, высоко подпрыгну. Да-да-да, да-да-да, лужу перепрыгну |
Бурый мишка топал, топал, топал, Громко ножками стучал. Он стучал так! Мишка головой вертел, Все вертел, все вертел. Бурый мишка расшалился И на месте закружился. И свалился – бах! |
Очень часто мы с детьми играем в различные фантазийные игры. Детям очень интересно воображать сказочную дорогу, в которой нужно преодолеть разные препятствия (спуски с горки, переплыв реки, бег по каменистой дороге). Дети могут представлять себя любимыми героями мультипликационных фильмов, персонажами прочитанных сказок. Мы стараемся дать полную свободу детской фантазии.
При использовании данного метода закаливания мы опираемся на следующие рекомендации:
- Возраст для занятий на массажном коврике рекомендован с 1 года.
- Занятия на массажных ковриках и дорожках лучше проводить после дневного сна.
- На занятия отводим 5 – 7 минут.
Как показала практика использования массажных ковриков и дорожек, за период их применения нам удалось значительно сократить уровень заболеваемости наших воспитанников. У детей наблюдается положительная динамика показателей роста, формируется правильная осанка. Разнообразие массажных ковриков положительно сказывается не только на профилактике здоровья детей, но происходит заметное улучшение общего эмоционально – психического состояния. Развивает зрительную активность, восприимчивость цветовой гаммы, развитию воображения у ребят. Многих родителей заинтересовал данный метод оздоровления организма детей и они практикуют его в домашних условиях. Использование массажных ковриков и дорожек здоровья пойдет на пользу абсолютно всем детям.