В настоящее время одним из ведущих направлений развития системы среднего профессионального образования признается совершенствование воспитания как неотъемлемой части целостного образовательного процесса на основе следующих принципов: гуманистической направленности воспитания, эффективности социального взаимодействия, концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности.
Воспитательная система учреждения СПО – это ядро педагогической деятельности образовательного учреждения, которая рассматривается как целостная динамическая система, целями которой является:
- воспитание творческой индивидуальности студента, владеющего культурой умственного труда, знакомого с историей ОУ, со спецификой его образовательной системы;
- воспитание члена коллектива, владеющего культурой межличностных отношений, готового реализовывать и защищать свои права и интересы в среде сверстников и взрослых, способного к сотрудничеству, к проявлению заботы и милосердия к другим людям;
- воспитание профессионала специалиста высокой квалификации;
- воспитание семьянина – носителя, хранителя и создателя семейных традиций.
- воспитание гражданина, знающего и поддерживающего исторические и культурные традиции своей страны.
Для достижения этих целей педагогический коллектив образовательного учреждения должен вести работу по следующим направлениям: нравственно-эстетическое, патриотическое, спортивно-оздоровительное, трудовое. Данные направления воспитательной работы реализуются через учебный процесс и внеурочную деятельность.
В «Концепции модернизации российского образования» подчеркивается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Организацию системы воспитания, ее деятельность и контроль осуществляют ряд социальных институтов, которыми являются: государство, семья, образовательные учреждения, молодежные организации и т.д.
Воспитательный процесс предусматривает включение в него каждого студента. При решении конкретной воспитательной задачи необходимо осуществлять выбор сочетания форм взаимодействия преподавателей и обучающихся в их совместной деятельности.
Воспитательные системы в учреждениях СПО включают в себя несколько направлений. На характеристике некоторых из них хотелось бы остановиться поподробнее и связать направление деятельности системы с конкретными примерами воспитательных мероприятий и методик работы.
- Профессиональное направление связано с реализацией требований к уровню подготовки специалистов среднего звена согласно ФГОС СПО (встреча с выпускниками, конкурсы и недели профессионального мастерства, олимпиады, классные часы, интересные встречи с деятелями науки, культуры, искусства, спорта, участие в работе студенческих творческих объединений).
- Эгосферическое - нормализация, самооценки развитие мотивации к самовоспитанию (самоанализ, психологические тренинги и тесты, адаптация анкетирование, дискуссионный клуб).
- Культуроведческое – реализация комплексного подхода к развитию эстетического и творческого потенциала обучающихся (декады учебных дисциплин, выставки творческих работ, клубы по интересам, посещение театра, концертных выступлений творческих самодеятельных и профессиональных коллективов, исполнителей эстрадной и народной песни, классической, современной и народной музы).
- Коллективоведческое – формирование здорового студенческого сообщества , создание оптимальных условий для личностного развития каждого студента (нравственное и трудовое воспитание, самоуправление, работа старостата, традиции ОУ, корпоративная культура).
В условиях образовательного учреждения среднего профессионального образования возникает инновационная воспитательная система которая, с одной стороны - это психолого-педагогическая организация деятельности, с другой стороны- социально- педагогическая деятельность, включающую педагогический социальный фактор.
Теперь проанализируем критерии оценки эффективности воспитательной системы:
- Владение педагогами современными технологиями воспитания.
- Доминирование демократического стиля в отношениях со студентами.
- Развитие студенческого самоуправления.
- Включенность студентов в подготовку и проведение массовых мероприятий.
- Познавательная ценность воспитательных мероприятий.
Конечный результат системы воспитания ОУ СПО, выпускник, умеющий продуктивно мыслить, быстро обучаться заниматься самообразованием и саморефлексией, применять полученные знания в различных жизненных условиях и ситуациях, осваивать новые знания и виды деятельности.
В условиях гуманизации воспитательного процесса, стоит учитывать признание личности, самоценностью и своеобразием каждого индивида. Необходимо создавать условия для развития личности и новых поколений молодежи как субъектов культуры и собственного жизнетворчества – самоопределения, самоутверждения, самореализации. Оказывать помощь студентам молодежи в развитии их склонностей и способностей. Важна социальная защита и охрана здоровья, достоинства и прав, социальной и природной среды обитания новых поколений. Приобщать студентов к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, создавать в обществе и коллективе атмосферы духовности. Стоит уделить внимание гуманизации межличностных отношений преподавателей и студентов, родителей и детей, воспитателе и воспитанников и т.п. на принципах уважения, сострадания терпимости, внимания и доброты.
На сегодняшний день существуют ряд проблем функционирования системы воспитания: разрушение системы традиционных ценностей и традиционного механизма социализации поколений; активное навязывание российскому обществу западных ценностей; возникновение феномена бездуховности, проявляющегося в частности, в агрессивном невежестве, которое уничтожает духовный «код» нации; возникновение новой системы требований общества к личности, порожденных новыми социальными реалиями; переоценка роли образования и недооценка роли воспитания в становления новых поколений Россиян.
Следующий аспект который на сегодняшний день стал особо актуален, духовно нравственное воспитание,- это организованная и целенаправленная деятельность преподавателей и родителей, священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов. Пути духовно-нравственного становления и развития являются: приобщение студентов к искусству, живописи, музыке, театру, литературе, а также к различным видам деятельности. Развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей «Недоросля». Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Митрофанушки, пережили подлинное перерождение: стали прилежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны.
Произведения искусства – это особый мир, подразумевающий восприятие, отличающееся от ощущений в реальной жизни.
Искусство воздействует не на одно какое-либо человеческое свойства или силу, будь то интеллект или эмоция, а в целом на человека. Его целью не является побудить человека к какому-то конкретному поступку. Оно формирует, порой безотчетно, подспудно, саму систему человеческих ценностей и установок, действие которых рано или поздно проявится и зачастую непредсказуемо. Сила искусства заключается как раз в том, чтобы взывать к человеческой совести и пробуждать духовные способности человека, проявлять все лучшее, что в нем есть. Слушая чудесную музыку, вглядываясь в прекрасную картину или другое произведение искусства, человек расширяет границы однозначной рациональности: искусство открывает нечто загадочное, необъяснимое научным познанием. В этом и заключается тайна мощного воздействия искусства на нравственный мир человека, его образ жизни и поведение. Именно поэтому человек остро нуждается в искусстве.
Существуют и критерии уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности: наличие научного мировоззрения; наличие внутренней свободы которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом; стремление к самореализации; адекватность самооценки; сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности и религиозными ценностями.
Рассмотрим в следствии «выходящее» понятие толерантности.
Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурой.
Основные показатели толерантности
Критерии |
Показатели |
Устойчивость личности |
Эмоциональная стабильность, доброжелательность, вежливость, ответственность, самостоятельность, социальная релаксация. |
Эмпатия |
Чувственность партнера, высокий уровень сопереживания, учтивость, экстравертность, способность к рефлексии. |
Дивергентность мышления |
Отсутствие стереотипов, предрассудков, гибкость мышления, критичность мышления. |
Мобильность поведения |
Отсутствие напряженности в поведении, отсутствие тревожности, контактируемость, общительность, умение найти выход из сложной ситуации, прогностицизм, динамизм. |
Социальная активность
|
Социальная адаптированность, креативность; социальный оптимизм, инициативность. |
Воспитание человека возникает и осуществляется только в человеческом обществе и находится в глубокой зависимости от особенностей и уровня развития общества. Человек не только биологическое существо, но и социальное, значит его формирование зависит от организации общества, от системы образования страны. Структура и характер системы, так или иначе обуславливаются состоянием, тенденциями развития общества. Государство, органы власти выражают эти тенденции и создают соответствующие системы образования, условия для воспитания.