Полный текст статьи
Печать

В настоящее время одним из ведущих направлений развития системы среднего профессионального образования признается совершенствование воспитания как неотъемлемой части целостного образовательного процесса на основе следующих принципов: гуманистической направленности воспитания, эффективности социального взаимодействия, концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности.

Воспитательная система учреждения СПО – это ядро педагогической деятельности  образовательного учреждения, которая рассматривается как целостная динамическая система, целями  которой является:

 - воспитание творческой индивидуальности студента, владеющего культурой умственного труда, знакомого с историей ОУ, со спецификой его образовательной системы;

- воспитание члена коллектива, владеющего культурой межличностных отношений, готового реализовывать и защищать свои права и интересы в среде сверстников и взрослых, способного к сотрудничеству, к проявлению заботы и милосердия к другим людям;

-   воспитание профессионала специалиста высокой квалификации;

-   воспитание семьянина – носителя, хранителя и создателя семейных традиций.

- воспитание гражданина, знающего и поддерживающего исторические и культурные традиции своей страны.

Для достижения этих целей  педагогический коллектив  образовательного учреждения  должен вести работу по следующим направлениям: нравственно-эстетическое, патриотическое, спортивно-оздоровительное, трудовое. Данные направления воспитательной работы реализуются через учебный процесс и внеурочную деятельность.

В «Концепции модернизации российского образования» подчеркивается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди способные самостоятельно принимать  ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Организацию системы воспитания, ее деятельность и контроль  осуществляют  ряд социальных  институтов, которыми  являются: государство, семья, образовательные  учреждения, молодежные организации и т.д.

Воспитательный процесс предусматривает включение в него каждого студента. При решении конкретной воспитательной задачи необходимо осуществлять выбор сочетания форм взаимодействия преподавателей  и обучающихся  в их совместной деятельности.

Воспитательные  системы  в  учреждениях  СПО включают в себя несколько направлений. На характеристике некоторых  из них хотелось бы остановиться поподробнее и связать направление  деятельности системы  с  конкретными примерами воспитательных  мероприятий и методик  работы.

- Профессиональное направление  связано  с   реализацией  требований к уровню подготовки  специалистов среднего звена  согласно  ФГОС СПО (встреча с выпускниками, конкурсы и недели  профессионального мастерства,  олимпиады,  классные часы, интересные встречи с деятелями науки, культуры, искусства, спорта, участие в работе  студенческих творческих  объединений).

- Эгосферическое  - нормализация, самооценки развитие мотивации к самовоспитанию (самоанализ, психологические тренинги и тесты, адаптация анкетирование, дискуссионный клуб).

- Культуроведческое – реализация комплексного подхода к развитию эстетического и творческого потенциала обучающихся (декады учебных дисциплин, выставки творческих работ,  клубы по интересам,  посещение театра, концертных  выступлений творческих  самодеятельных и профессиональных коллективов,  исполнителей эстрадной  и народной песни,  классической, современной и народной музы).

- Коллективоведческое – формирование здорового студенческого сообщества , создание оптимальных условий для личностного развития каждого студента (нравственное и трудовое воспитание, самоуправление, работа старостата, традиции ОУ, корпоративная культура). 

В условиях образовательного  учреждения   среднего профессионального  образования  возникает  инновационная воспитательная система  которая, с одной стороны - это   психолого-педагогическая организация деятельности, с другой стороны-  социально- педагогическая деятельность,   включающую  педагогический социальный фактор.

            Теперь проанализируем критерии оценки эффективности воспитательной системы:

  1. Владение педагогами современными технологиями воспитания.
  2. Доминирование демократического стиля в отношениях со студентами.
  3. Развитие студенческого самоуправления.
  4. Включенность студентов в подготовку и проведение массовых мероприятий.
  5. Познавательная ценность воспитательных мероприятий.

Конечный результат системы воспитания ОУ СПО, выпускник, умеющий продуктивно мыслить, быстро обучаться заниматься самообразованием и саморефлексией, применять  полученные знания в различных жизненных условиях и ситуациях, осваивать новые знания и виды деятельности.

      В условиях гуманизации воспитательного процесса, стоит учитывать признание личности, самоценностью и своеобразием каждого индивида. Необходимо создавать условия для развития личности и новых поколений молодежи как субъектов культуры и собственного жизнетворчества – самоопределения, самоутверждения, самореализации. Оказывать помощь студентам молодежи в развитии их склонностей и способностей. Важна социальная защита и охрана здоровья, достоинства и прав, социальной и природной среды обитания новых поколений. Приобщать студентов к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, создавать в обществе и коллективе  атмосферы духовности. Стоит уделить внимание гуманизации межличностных отношений преподавателей и студентов, родителей и детей, воспитателе и воспитанников и т.п. на принципах уважения, сострадания терпимости, внимания и доброты.

На сегодняшний день существуют ряд  проблем функционирования системы воспитания: разрушение системы традиционных ценностей и традиционного механизма социализации поколений; активное навязывание российскому обществу западных ценностей; возникновение феномена бездуховности, проявляющегося в частности, в агрессивном невежестве, которое уничтожает духовный «код» нации; возникновение новой системы требований общества к личности, порожденных новыми социальными реалиями; переоценка роли образования и недооценка роли воспитания в становления новых поколений Россиян.        

Следующий аспект который на сегодняшний день стал особо актуален, духовно нравственное воспитание,- это организованная и целенаправленная деятельность преподавателей и родителей, священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов. Пути духовно-нравственного становления и развития являются: приобщение студентов к искусству, живописи, музыке, театру, литературе, а также к различным видам деятельности. Развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей «Недоросля». Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Митрофанушки, пережили подлинное перерождение: стали прилежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны. 

            Произведения искусства – это особый мир, подразумевающий восприятие, отличающееся от ощущений в реальной жизни.

Искусство воздействует не на одно какое-либо человеческое свойства или силу, будь то интеллект или эмоция, а в целом на человека. Его целью не является побудить человека к какому-то конкретному поступку. Оно формирует, порой безотчетно, подспудно, саму систему человеческих ценностей и установок, действие которых рано или поздно проявится и зачастую непредсказуемо. Сила искусства заключается как раз в том, чтобы взывать к человеческой совести и пробуждать духовные способности человека, проявлять все лучшее, что в нем есть. Слушая чудесную музыку, вглядываясь в прекрасную картину или другое произведение искусства, человек расширяет границы однозначной рациональности: искусство открывает нечто загадочное, необъяснимое научным познанием. В этом и заключается тайна мощного воздействия искусства на нравственный мир человека, его образ жизни и поведение. Именно поэтому человек остро нуждается в искусстве. 

Существуют и критерии уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности: наличие научного мировоззрения; наличие внутренней свободы которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом; стремление к самореализации; адекватность самооценки; сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности и религиозными ценностями.

Рассмотрим в следствии «выходящее» понятие толерантности.

Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурой. 

Основные показатели толерантности 

Критерии

Показатели

Устойчивость личности

Эмоциональная стабильность, доброжелательность, вежливость, ответственность, самостоятельность, социальная релаксация.

Эмпатия

Чувственность партнера, высокий уровень сопереживания, учтивость, экстравертность, способность к рефлексии.

Дивергентность мышления

Отсутствие стереотипов, предрассудков, гибкость мышления, критичность мышления.

Мобильность поведения

Отсутствие напряженности в поведении, отсутствие тревожности, контактируемость, общительность, умение найти выход из сложной ситуации, прогностицизм, динамизм.

Социальная активность

 

Социальная адаптированность, креативность; социальный оптимизм, инициативность.

 

  Воспитание человека возникает и осуществляется только в человеческом обществе и находится в глубокой зависимости от особенностей и уровня развития общества. Человек не только биологическое существо, но и социальное, значит его формирование зависит от организации общества, от системы образования страны. Структура и характер системы, так или иначе обуславливаются состоянием, тенденциями развития общества. Государство, органы власти выражают эти тенденции и создают соответствующие системы образования, условия для воспитания.