Полный текст статьи
Печать

На сегодняшний момент проблема профессионального самоопределения молодежи является одной из важнейших в плане становления человека как полноценного члена современного общества. Современная рыночная экономика сформировала новую модель занятости и новые требования к работнику. Чтобы быть востребованными на рынке труда, молодым людям необходимо обладать мобильностью, адаптивностью, профессионализмом [1].

Одним из существенных факторов, затрудняющих профессиональное самоопределение обучающихся, является недостаточная сформированность устойчивых мотивов к овладению обучающимися видами трудовой деятельности, соответствующими наиболее востребованным в регионе профессиям; выработке навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности и построения своей профессиональной карьеры [1].

С целью оптимизации работы по данному направлению на базе Череповецкого химико-технологического колледжа создано новое структурное подразделение - Учебный центр профессиональной квалификации (УЦПК).

 

Рисунок 1. Инновационная структура Череповецкого химико-технологического колледжа

Учебный центр профессиональной квалификации (далее - УЦПК) БПОУ ВО «ЧХТК» сегодня – современный  практикоориентированный, многофункциональный центр, выполняющий ряд стратегически важных задач колледжа, с целью реализации непрерывного опережающего профессионального образования по модели «Школа» - «Колледж» - «ВУЗ» - «Предприятие». Опережающее непрерывное профессиональное образование утверждено системообразующим существенным свойством образовательного процесса колледжа. Задача УЦПК – обеспечить возможность образования человека в течение всей его жизни начиная со школьной скамьи, предоставив ему право осуществлять выбор собственной образовательной траектории в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями, а также потребностями рынка труда и перспективами развития современного рынка труда.

 

Рисунок 2. Элементы системы непрерывного опережающего образования по модели «школа-колледж-ВУЗ-предприятие» 

Важной составляющей реализации непрерывного опережающего образования является профориентационная работа с двумя целевыми группами:  учащимися образовательных учреждений и профессиональное самоопределение обучающихся образовательных организаций. Решение данных задач стало возможным благодаря сетевому взаимодействию с базовым предприятием, муниципальными органами исполнительной власти.

Данное направление работы представлено двумя проектами:

- проект «Одаренные дети»;

- проект «Технические классы».

План работы с одаренными детьми школ г.Череповца предполагает совместную с Управлением образования мэрии г.Череповца и АО «ФосАгро-Череповец» реализацию:

- мероприятий направленных на углубленное изучение отдельных предметов, подготовку к школьному, муниципальному и региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по двум возрастным группам (7-9 класс, 10-11кл.) по направлениям: математика; физика, химия;

- интеллектуальных конкурсов «Химбаттл» (команды по 4 участника), «МатФизбаттл»;

- межрегиональной научно-практической конференции школьников и студентов по естественнонаучным дисциплинам;

-  конкурс «Развитие» на выявление лидерской активности и командообразвание.

Эффективное взаимодействие с Управлением образования и Компанией «ФосАгро» позволяет провести централизацию работы и привлечь большее количество участников проектов.

 

Рисунок 3.  Охват целевой аудитории по проекту «Одаренные дети» 

Технический класс обеспечивает обучающимся условия для формирования устойчивого интереса и расширенного изучения предметов (математика, физика, химия, информатика, черчение) по программам основного общего образования.

Переход к профильному обучению, преследует, как указывается в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», принятой Минобразования РФ, следующие основные цели:

  • создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным группам обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;
  • расширить возможности углубленного изучения отдельных учебных предметов;
  • обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к поступлению в организации среднего профессионального образования.