С введением в современное образование новых ФГОС изменяются требования к качеству и результатам обучения, где важнейшим элементом школьного образования, наряду с решением задач усвоения знаний конкретных предметов школьной программы, становится принципиально новый для школы элемент – развитие УУД и подготовка к условиям жизни в конкурентной среде.
В связи с этим учитель должен быть подготовлен к работе на другой результат. С одной стороны, это предполагает осознание места учителя в учебном процессе. Наряду с традиционной ролью появляются следующие роли: учитель-консультант, учитель-модератор, учитель-тьютор. На уроках на первый план выходит свободная самостоятельная деятельность учащихся, в ходе которой происходит «присвоение знаний»: знания являются его собственными, он их пережил и обдумал, совершая собственное открытие, исследование, путешествие во времени и пространстве.
С другой стороны, это предполагает владение учителем новым содержанием, новыми методами работы: формирование инновационного образовательного пространства и использование для этого активных методов обучения в учебном процессе. Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Герменевтическая модель, выступающая в контексте интеграции инновационных подходов и технологий в преподавании истории в школе. Предметной основой герменевтической методологии является текст, понимаемый как знаково-символическая система в её социокультурном и историческом контексте [1]. Изучение исторического материала выстраивается по цепочке «текст – ситуация непонимания – реконструкционная гипотеза – восполняющая интерпретация теоретическая модель – понимание текста», которая позволяет «истории» выступать как метапредмет: учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала [2].
В качестве примера возьмем урок истории в 5 классе по теме «Древнейшие предки человека».
В начале урока ребята выступают в роли археологов, проводящие археологические раскопки. Для этого они делятся на семь групп, рабочее место которых оборудовано для проведения раскопок. В ходе раскопок они обнаруживают различные артефакты (орудия труда древнего/первобытного человека), которые выступают в качестве «текста» (см. схема 1).
Схема 1
После этого ребятам необходимо будет «прочитать» данный текст и интерпретировать его. Результаты парной работы отражаются в Протоколе (см. таблица 1).
Таблица 1
Характеристика «текста» |
Получение информации из «текста» |
Построение гипотезы |
Проверка гипотезы |
Подведение итогов (выводы) |
1. Тип источника – _______________ 2. Описание источника – _______________ 3. Роль в жизни человека /общества – _______________ |
Материал (из чего они сделаны?) – ______________ |
Территория, климат, рельеф ______________ |
Просмотр видеоматериала/работа с картой и источниками/и т.д. (зависит от уровня класса и возможностей учителя) |
|
Назначение (что ими можно делать?) – ______________ |
Виды деятельности, занятия ______________
|
|||
Уровень и качество изготовления (насколько совершенны эти орудия труда?) – ______________
|
Тип хозяйства ______________ |
|||
Тип и характер труда – ______________ |
форма социальной организации – ______________ |
В конце работы ребята заполняют «Дневник самонаблюдений и самооценки» (см. Рис.1). Ребята оценивают результат совместной работы и вклеивают изображение, соответствующее полученной оценки.
Рис. 1
Таким образом, урок строится на самостоятельной деятельности учащихся, во время которой роль учителя сводится к тому, чтобы помочь овладеть способами деятельности, которые указывают путь решения возникшей проблемы, а также к осуществлению педагогического сопровождения учащихся.
Орудия труда выступают «ключом» к пониманию целой эпохи, а работа с герменевтической цепочкой позволяет формировать у учащихся метапредметные результаты, такие как:
- Регулятивные: умение анализировать свои результаты и их фиксировать, планировать и корректировать деятельность, оценивать свою работу.
- Познавательные: умение строить логическую цепь размышлений, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, выделять информацию по проблеме.
- Коммуникативные: умение работать в паре и группе, вести квазинаучный диалог.
- Личностные: принятие правил ведения научного диалога, уважительное отношение к труду ученых.
Созданное инновационное образовательное пространства с помощью герменевтической модели позволяет изменить характер деятельности и роль учителя в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку, и достичь основного результата, лежащего в основе ФГОС.