Полный текст статьи
Печать

С введением в современное образование новых ФГОС изменяются требования к качеству и результатам обучения, где важнейшим элементом школьного образования, наряду с решением задач усвоения знаний конкретных предметов школьной программы, становится принципиально новый для школы элемент – развитие УУД и подготовка к условиям жизни в конкурентной среде.

В связи с этим учитель должен быть подготовлен к работе на другой результат. С одной стороны, это предполагает осознание места учителя в учебном процессе. Наряду с традиционной ролью появляются следующие роли: учитель-консультант, учитель-модератор, учитель-тьютор. На уроках на первый план выходит свободная самостоятельная деятельность учащихся, в ходе которой происходит «присвоение знаний»: знания являются его собственными, он их пережил и обдумал, совершая собственное открытие, исследование, путешествие во времени и пространстве.

С другой стороны, это предполагает владение учителем новым содержанием, новыми методами работы: формирование инновационного образовательного пространства и использование для этого активных методов обучения в учебном процессе. Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Герменевтическая модель, выступающая в контексте интеграции инновационных подходов и технологий в преподавании истории в школе. Предметной основой герменевтической методологии является текст, понимаемый как знаково-символическая система в её социокультурном и историческом контексте [1]. Изучение исторического материала выстраивается по цепочке «текст – ситуация непонимания – реконструкционная гипотеза – восполняющая интерпретация теоретическая модель – понимание текста», которая позволяет «истории» выступать как метапредмет: учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала [2].

В качестве примера возьмем урок истории в 5 классе по теме «Древнейшие предки человека».

В начале урока ребята выступают в роли археологов, проводящие археологические раскопки. Для этого они делятся на семь групп, рабочее место которых оборудовано для проведения раскопок. В ходе раскопок они обнаруживают различные артефакты (орудия труда древнего/первобытного человека), которые выступают в качестве «текста» (см. схема 1). 

Схема 1

  

После этого ребятам необходимо будет «прочитать» данный текст и интерпретировать его. Результаты парной работы отражаются в Протоколе (см. таблица 1). 

Таблица 1

Характеристика «текста»

Получение информации из «текста»

Построение гипотезы

Проверка гипотезы

Подведение итогов (выводы)

1. Тип источника – _______________

2. Описание источника – _______________

3. Роль в жизни человека /общества – _______________

Материал (из чего они сделаны?) – ______________

Территория, климат, рельеф ______________

Просмотр видеоматериала/работа с картой и источниками/и т.д. (зависит от уровня класса и возможностей учителя)

 

Назначение (что ими можно делать?) – ______________

Виды деятельности, занятия ______________

 

Уровень и качество изготовления (насколько совершенны эти орудия труда?) – ______________

 

Тип хозяйства ______________

Тип и характер труда – ______________

форма социальной организации – ______________

 

В конце работы ребята заполняют «Дневник самонаблюдений и самооценки» (см. Рис.1). Ребята оценивают результат совместной работы и вклеивают изображение, соответствующее полученной оценки.

 

Рис. 1

 
1 – все получилось, ошибки отсутствуют, участвовали оба;
2 – все получилось, допущено 2-3 ошибки, есть над, чем поработать;
3 – получилось не все, допущено более 3 ошибок, придти к общему решению было сложно
4 – получилось не все, допущено более 3 ошибок, работа в паре не получилась

 

Таким образом, урок строится на самостоятельной деятельности учащихся, во время которой роль учителя сводится к тому, чтобы помочь овладеть способами деятельности, которые указывают путь решения возникшей проблемы, а также к осуществлению педагогического сопровождения учащихся.

Орудия труда выступают «ключом» к пониманию целой эпохи, а работа с герменевтической цепочкой позволяет формировать у учащихся метапредметные результаты, такие как:

  • Регулятивные: умение анализировать свои результаты и их фиксировать, планировать и корректировать деятельность, оценивать свою работу.
  • Познавательные: умение строить логическую цепь размышлений, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, выделять информацию по проблеме.
  • Коммуникативные: умение работать в паре и группе, вести квазинаучный диалог.
  • Личностные: принятие правил ведения научного диалога, уважительное отношение к труду ученых.

Созданное инновационное образовательное пространства с помощью герменевтической модели позволяет изменить характер деятельности и роль учителя в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку, и достичь основного результата, лежащего в основе ФГОС.