Полный текст статьи
Печать

Современные тенденции дошкольного образования и нормативные изменения, выраженные в принятии ФГОС, требуют от педагога построения образовательной деятельности, основываясь на принципе индивидуализации, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Однако при декларировании необходимости поощрения позиции ребенка, в практике детского сада зачастую превалирует активность взрослого, которая не позволяет строить образовательный процесс на основе субъект – субъектных отношений, препятствуя развитию детской инициативы, самостоятельности, затрудняя движение ребенка к осознанию себя, снижая возможности его к саморазвитию. Что соответственно мешает индивидуализации образовательного процесса.

Наблюдая за детьми, поступающими ко мне из разных дошкольных учреждений, с целью коррекции речевых нарушений видела, что они имеют недостаточный опыт в проявлении и развитии своих интересов, отстаивании своего мнения, умения делать выбор. При реализации деятельности ждут прямых указаний педагога, предпочитают следовать его словам, воспринимая их как образец правильного выбора и выполнения.

Поэтому было принято решение о включении в образовательный процесс игр, направленных на раскрытие ребенком себя, технологии проектирования, портфолио, форм совместной деятельности – коллекционирования, мастерской.

Понимая, что деятельность ребенка напрямую зависит от того как организована развивающая предметно-пространственная среда, создала в группе пространство возможностей. Так, в группе появился уголок уединения – место, в котором ребенок может побыть один или со своим товарищем, рассмотреть свои фотографии, проанализировать коллекции, обогатить личные сокровищницы. Полифункциональность материалов, ширм, мягких модулей, позволяет изменять объем и геометрию уголка, предоставляя детям большие возможности. Например, пригласить к себе в «гости» друзей обсудить с ними проблемы, ситуации, задумать сюжет игры, проекта. Предпочитая «дорогим игрушкам безделицу, которую смастерили сами» (М. Монтессори) дети реализуют свои замыслы в творческой мастерской. Сосредоточенные здесь материалы хранятся в разных накопителях с условным обозначением названий «Для всех ребят» и «Мое творчество». Назначение детских накопителей сводится к развитию умения отбирать материалы, исходя из собственных представлений об их ценности, и принимать решение о переводе их в разряд общих или подаренных другим детям. Свои креативные решения дети хранят в папках творчества, которые помогают ребенку составить мнение о собственных интересах, возможностях, развивают навыки планирования и прогнозирования.

 Центр «Я знаю, я умею» позволяет детям обобщить свои знания в виде социальной презентации, которая направлена на демонстрацию приложенных усилий, на их значимость для себя и окружающих. Оборудованный магнитной доской «Стена открытий», игрушечным микрофоном, шапочкой ученого он создает эффект игры. Здесь ребенок чувствует себя первооткрывателем, который сообщает другим людям важные сведения. Собранные в центре материалы: энциклопедии, развивающие игры, опытное оборудование, картотеки стимулируют детскую активность, позволяют проверить услышанные открытия, сделать собственные выводы, придумать свое новое решение.

Для систематизации педагогического процесса разработала тематический план коллективных проектов на учебный год по блокам: «Я среди людей», «Мир вокруг нас», «Общение и культура поведения», «Мир прекрасного». Учитывая мнение Н.Е.Вераксы, А.Н.Вераксы, на первых порах для проектирования выделила один день в две недели. В дальнейшем один, два дня в неделю в зависимости от типа и продолжительности проекта. Стимулируя развитие индивидуальной проектной деятельности, большое значение придаю вопросам ребенка. Они являются отправной точкой к формулировке задачи проекта, например, «Какой подарок подарить маме?». «Как появились фантики?», «Куда делись динозавры?», «Где живет Дед Мороз?» и другие. Четко придерживаюсь этапов проведения проектов, выделенных исследователями Н.Ю.Пахомовой Н.Е.Вераксы, А.Н.Вераксы, Е.С.Евдокимовой. Их смысловое содержание можно вывести в одну линию: формулировка задачи (постановка проблемы) – реализация проекта – презентация – систематизация знаний (выход на новую проблему).  На начальной стадии овладения детьми метода проектов, применяю модель «Шагай-ка», сочетающую в себе зрительные, слуховые и двигательные образы. Опираясь на наглядное изображение этапов выполнения проекта, которые представлены в виде действий Незнайки, дети проговаривают слова, одновременно выполняя движения:

- Если ты задумал дело – это очень хорошо! (дети кончиками пальцев растирают виски)

- Но сначала не спеши, все обдумай и реши (дети совершают указательное движение пальцем руки, согнутой в локте).

- Раз шагаешь – размышляешь, материалы подбираешь (дети поворачиваются из стороны в сторону, пожимая плечами).

- Два шагаешь – план в уме ты составляешь, что сначала, что потом, ты продумай все путем (дети поочередно загибают пальцы рук).

- Три – теперь  ты не спеши, что задумал, соверши (дети постукивают кулачками рук).

- А четвертый твой шажок к концу дела приведет (дети подпрыгивают).

            При реализации исследовательского проекта основную трудность по обучению детей формулирования исследовательской задачи преодолеваю через вопросы « Что бы ты хотел узнать?», « Ты знаешь, почему так произошло?», «Что делать?», «Ты знаешь, что такое…? и другие. На этапе реализации проекта спрашиваю «Каково твое мнение?», «Что ты думаешь об этом?», «Что тебе кажется важным?». За день до презентации  проекта помогаю организовать доклад ребенка – подготовить речь, рисунки, обсудить ответы на возможные вопросы. Такая поддержка придает ему чувство уверенности, помогает раскрыться с новой стороны, обогатить свои отношения со сверстниками.  Реализуя коллективный творческий проект, учу преодолевать  эгоцентризм детей через использование голосования – воспитанники кладут фишку на тот вариант проекта, в котором выражена наиболее интересная, с их точки зрения, идея. Преимущество такой формы заключается в том, ребенок получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что его идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

В ходе осуществления деятельности отдаю предпочтение самостоятельному выполнению работы детьми. Инициируя работу в группах, привлекаю в качестве «педагога» детей, владеющих   той или иной  деятельностью для создания результата проекта. Для этого использую  вопросы «Кто такое умеет делать?», «Кто может научить других?». На заключительном этапе подвожу итоги с помощью вопросов: «Как вы думаете, у нас получилось то, что мы задумали?», «Что не получилось?» «Почему?», «Что нужно изменить в будущем?».

Развитию творческой активности детей помогают установки «Такое тоже может быть», «Так тоже можно сделать». Правила «Дать ребенку время на ответ. Слушать. Ждать», «Разговаривать с ребенком о том, что его интересует», «Поддерживать разговор естественным способом» способствуют выстраиванию субъект – субъектных отношений.

Авторские игры Е.В.Рылеевой, Н.В.Краснощековой, Д.Родари, Г.С. Альтшулера применяемые в совместной деятельности, помогают в развитии у детей самопознания, самооценки, раскрытии личного потенциала, навыков речевого этикета.

Создание мастерской и применение коллекционирования как формы совместной деятельности позволяет организовать образование детей в единый непрерывный процесс самовоспитания и саморазвития. В основе, которого лежит идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение. Специально созданные условия, при которых дети самостоятельно делают выбор в пользу той или иной деятельности, имеют возможность начать и закончить работу в зависимости от индивидуального темпа, могут изменить решение о результате своей деятельности, позволяют реализовывать принцип индивидуализации процесса образования. Результатами мастерской и коллекционирования становятся индивидуальные и коллективные выставки детских работ, собирательств материал для которых отбирается самими детьми. Позиция педагога в данной совместной деятельности меняется от инициатора до участника диалога.

Помогая ребенку оценить его истинные достижения, всмотреться в себя, применяю технологию портфолио. Основной смысл которой, по мнению Т.Г.Новиковой, - «показать все, на что ты способен». Для формирования культуры портфолио работа с ним проводится один раз в две недели. В этот день в зависимости от этапа ведения портфолио дети самостоятельно или с помощью педагога, родителя рассказывают о себе, заполняют странички с помощью условных обозначений, картинок, проводят анализ своих достижений. Такая работа позволяет ребенку увидеть свою уникальность и уникальность других людей, научиться слышать свои желания, стремления, самостоятельно оценивать себя, сравнивая свои предыдущие достижения с настоящими. Стимулируя детскую творческую активность, организовала стену славы, на которой размещены детские грамоты, благодарности и положительные отзывы взрослых и детей. В уголке для родителей оформлена рубрика «Ребенок недели». Здесь кроме обычных данных ребенка указаны его индивидуальные предпочтения, интересы, отзывы, пожелания детей, специалистов детского сада,  тема над, которой работает ребенок, например, коллекция фотографий «Посвящается дню Победы», дата и время организации экспозиции. Организовывая различные формы демонстрации портфолио, провожу конкурс «Хвастунов», «Умельцев», рекламный проект «Чего я достиг за год», в ходе которого дети рассказывают о  своих достижениях в виде доклада, презентации, видеоролика.  При подготовке такого мероприятия провожу мастер-класс для родителей. Их участие в ведении портфолио позволяет им понять индивидуальные особенности своего ребенка, принимать его успехи, заглянуть в его  внутренний мир, направить вектор его развития.

Я убеждаюсь в эффективности применения данных средств воспитания в процессе индивидуализации образования, так мои как воспитанники научаются свободно выражать свое мнение, знают о себе и своих интересах, могут их развивать, делать выбор в пользу получения качественного результата, то есть способны к саморазвитию.