Одним из недостатков существующей в нашей стране классно-урочной системы обучения является неподготовленность выпускников к жизни, неумение применять полученные и получаемые знания на практике. Современному обществу нужны специалисты, способные работать в коллективе, способные осуществлять поиск решений проблем и умеющие эти решения внедрять в жизнь. Для решения этих задач нужны новые подходы к обучению.
Практический опыт преподавания показывает, что только при теоретическом изложении дисциплин «Экономика» и «Менеджмент» они обычно воспринимается студентами, как абстрактные дисциплины, далекие от реальной жизни. В этой связи существует необходимость наполнения теоретических курсов практическим содержанием. Поэтому в преподавании экономических дисциплин эффективен метод ситуационного анализа (кейс-стади). Активные образовательные практики повышают интерес к дисциплине и позволяют студентам за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания и компетенции.
Есть определенные трудности, связанные с написанием кейсов на базе отечественного материала. Сам отечественный материал очень неустойчив, что создает значительные трудности для создания «долгоиграющих» кейсов, которые можно было бы применять в течение нескольких лет, постоянно методически совершенствуя их содержание. Поэтому очень удобно для формирования кейсов использовать художественную и публицистическую литературу, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейса. Например, на основе 12 главы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», составлен кейс к уроку по теме «Деньги и инфляция», события этой главы сделали его интересным, динамичным. Значительная часть разработанных кейсов, базируются на материалах СМИ Пермского края. Они освещают опыт национальных предприятий, например, АО «Камкабель», АО «Мотовилихинские заводы», АО «Машиностороитель» и др. Составляю кейсы по компаниям, чьи товары и услуги присутствуют на национальном рынке (например, «Де Бирс», «Колгейт», «Ариель» и др.) Для таких кейсов оперативную информацию беру из СМИ это значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны студентов. Научность и строгость кейсу придают статистические материалы, сведения о состоянии рынка, социально-экономические характеристики предприятия. Так при изучении темы инфляция, безработица, экономический рост составляю кейсы с использованием последних статистических данных. При использовании статистических материалов студенту необходимо осмыслить эти материалы, ответив на несколько вопросов: «Какую роль играют эти материалы в характеристике ситуации?», «Что в самих материалах непосредственно характеризует ситуацию?», «Как рассчитываются или выделяется эти характеристики?» и т.д. Статистические материалы размещаю либо в самом тексте кейса, либо в приложении. Хорошие материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме. Если произведения публицистики и художественной литературы придают эмоциональную насыщенность и предметную осязаемость кейсу, то произведения науки придают ему большую строгость и корректность. Так на основании научной статьи «Россия в ВТО: плюсы и минусы» разработан кейс по теме «Международная торговля»,а по материалам статьи «Налоги: платить или не платить» - кейс по теме «Доходы и расходы государственного бюджета» и т. д.
Многие специалисты считают, что эффект от кейс-метода достигается только тогда, когда кейсов достаточно много, конкретное число при этом никто не называет. На сегодняшний день все темы курса экономики и менеджмента охвачены кейс-стадиями, различными по объему, некоторые являются сквозными и охватывают несколько тем.Размеры кейса могут быть от нескольких предложений до 50-60 страниц. Учитывая специфику аудитории(студентам СПО сложно работать с большим объёмом информации), на учебных занятиях лучше составлять кейс от 1 до 3 страниц.
Часто задают вопрос: «Предполагает ли данная практика особый стиль обучения?» Речь идет о роли преподавателя, т.е. о степени его вмешательства в процесс обучения. На мой взгляд, роль преподавателя должна быть минимальной, он - дирижер, консультант. Внедрение кейсов в практику должно быть постепенным в меру практической апробации и накопления опыта.
Эффективность занятия с помощью кейс-технологии во многом зависит от умения преподавателя организовывать групповую работу, направлять беседу в нужное русло, контролировать время в процессе интерактивного взаимодействия, вовлекать в дискуссию всех участников учебного процесса, организовывать корректную обратную связь с участниками занятия, обобщать полученные результаты и подводить конструктивные итоги.
Примечание. Чтобы развить конкретные навыки и умения, необходимо многократное повторение данной технологии. Этот метод можно регулярно использовать практически по любой теме, причем в начале её изучения, в процессе или в конце. По данным психологов в памяти человека в среднем фиксируется услышанной информации - 10 %, того, что он видит - до 50 % и до 90 % того что он делает. Прямо по древнекитайской мудрости: "Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, включи меня в действие, и я тогда пойму".