Полный текст статьи
Печать

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено  несколькими  словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранить и преумножить богатство своей страны.

Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно ли говорить о нём применительно к детям  дошкольного возраста, особенно в сегодняшнее сумбурное время?

        Я считаю, говорить не только можно, но и нужно. Расширить интересы детей, вывести их из узкого личного мирка, показать через малое большое, показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, всей страны очень важно для воспитания патриотических чувств. 

        Одно из проявлений патриотизма  - любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства.

        Знакомя детей с природой, мы должны не только сообщить им конкретные знания, но и вызвать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик. Поэтому, считаю, важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства; сколько труда вкладывает, чтобы продолжали радовать своей красотой реки, озёра, леса и поля.

         Очень сложно решать эту задачу в то время, когда кардинально меняются взгляды и суждения на общечеловеческие ценности. Сегодня изменилось отношение к природе – оно стало потребительским, разрушительным, ведущим к непоправимым катастрофам. Я согласна с учёными, которые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на более высокий уровень. Оно предполагает, прежде всего, осознание человеком себя как части микромира, связанной с ним многочисленными связями.

            Таким образом, я подошла к основному вопросу моей работы «Как сформировать патриотические чувства у дошкольников через воспитание у них экологической культуры».

            Работать над этой проблемой я начала с детьми старшей возрастной группы. Определённый запас знаний у них уже имелся: дети знали о растениях и животных, населяющих природную зону Урала, имели  представление о том, что растение – живой организм (растёт, питается, двигается, размножается); о том, как животные и растения приспосабливаются к жизни в условиях суровой уральской зимы.

            Я поставила перед собой задачу: дать детям такой объем новых знаний, с помощью которых дети поймут как вести себя, чтобы не только сохранить, но и преумножить природные богатства нашего края, родного города.

            Из бесед и наблюдений выяснила, что дети затрудняются ответить на вопрос: для чего нужны растения (деревья, трава, цветы) или имеют знания только о потребительском использовании растений: из дерева строят дома, делают мебель, игрушки, посуду, цветы дарят на праздник, день рождения и т. д. 

            А как сохранить, вырастить новые деревья, зачем необходимо это делать, дети затруднялись ответить. Поставила перед собой следующие задачи:

            1.Формировать у детей экологические представления о ценности окружающих растений;

            2.Переносить полученные знания в практическую деятельность.

            3.Формировать эмпатию по отношению к растениям и окружающему миру через трудовые действия по уходу за объектами природы.

            Исходя из поставленных задач, составила тематический план работы. Одним из пунктов плана являлось обогащение развивающей среды, для этого были приобретены дидактические игры, комплект видео пособий на природоохранную тему, диски с виртуальными экскурсиями по знаменитым садам и паркам мира.

С их помощью дошкольники могли проследить путь превращения маленького семечка в росток, цветок, плод с множеством таких же семян. Мы проделывали такой опыт по выращиванию лимона из семян, но он занял длительное время, а здесь, в формате видео, всё происходило быстро, что очень нравилось детям.

            Чтобы показать, сколько труда нужно затратить на то, чтобы собрать реальный, а не игрушечный урожай, предложила детям вырастить овощи на подоконнике. Для этого выбрали несколько культур: укроп, огурцы, лук, помидоры. К этому времени дети знали: чтобы растение хорошо развивалось, ему нужны плодородная почва, свет, тепло и вода. Наблюдая за прорастанием семян, определили, что семена не все одинаково всходят: очень быстро появились ростки огурцов и стрелочки лука, затем ниточки помидоров и очень долго ждали появления укропа. Так как солнечного света в феврале, да и в марте очень мало,  растения вытянулись и некоторые погибли. Конечно, очень было жалко, дети искренне сожалели об этом, но зато сделали вывод: для того, чтобы укроп, помидоры хорошо развивались, им нужно много солнечного света. Огурцы хоть и вытянулись, но продолжали выпускать листик за листиком, и вскоре появились цветы, а следом и маленькие огурчики. Радости не было конца – мы долго не срывали огурцы: хотели, чтобы все увидели наш урожай. Подводя итог, мы говорили о том, сколько труда надо вложить овощеводам, чтобы накормить весь наш город овощами и фруктами, сколько заботы проявляют люди друг о друге, выращивая и лук, и  огурцы, и арбузы, и хлеб.

            Через год мы уже не ограничились посадкой овощных культур. Мы решили вырастить настоящее дерево. Для этого взяли семечко яблони и ели. Конечно, мы не профессионалы и не всё у нас получилось так, как мы хотели. Семечко яблони проросло, а вот ёлочка не выросла. Мы сделали вывод-предположение, что для ёлочки нужна другая почва – лесная, а может, воздух городской не понравился семечку, ведь ели растут в чистом лесном воздухе.

            Дети задумались: в лесу воздух чистый, а городе значит грязный, и мы дышим грязным воздухом? Почему? Кто делает его грязным в городе, а в лесу – чистым? После объяснения заметила на прогулке, что дети с интересом рассматривают листья: где же у них те отверстия, через  которые грязный воздух попадает в лист и выходит уже чистым.

            Но они такие маленькие эти отверстия, что увидеть их можно только через сильное увеличение под микроскопом. Таким образом, дети поняли: чтобы дышать чистым воздухом, необходимо оберегать зелёные насаждения – ведь это они являются зелёной фабрикой по очистке воздуха на всей земле.

            Работая над экологическим проектом «Космея», я поставила задачи, связанные с тем, чтобы вызвать у детей желание сделать свой город, улицу, территорию детского сада ещё красивее, позаботиться о том, чтобы всем жителям города было приятно любоваться на красоту разных цветов.

            Рассматривая космею на фотографии (пакетике с семенами), мы вместе размышляли: почему цветы назвали Космея, и сделали предположение, что растение это прилетело к нам из космоса, ведь растение похоже на звёздочки с длинными лучами. Это вызвало бурный интерес у детей, особенно у мальчишек, а девочкам и так нравилась эта разноцветная красота. В рисунках некоторых мальчиков появилась цветочно-космическая тема, а девочки рисовали цветы так, как увидели их на рисунке. Это было признаком того, что дети заинтересовались данным проектом.

            Чтобы интерес к космее не пропал, предложила детям сочинить сказочную историю о том, как этот красивый цветок попал к нам в детский сад. Конечно, хотелось, чтобы ребята в большей степени самостоятельно придумывали сюжет, но фантазировать у них, к сожалению, получилось слабо, и мы совместными усилиями создали красивую сказку про добрых инопланетян, которые позаботились о нас, землянах, чтобы наш детский сад и улицы города стали цветными, весёлыми.

            Продолжая тему цветущих растений, мы с детьми нашей группы приготовили представление для малышей детского сада

 «Не    рвите   цветы,   не рвите,

Пусть будет прекрасней земля».

            Каждый ребёнок смог почувствовать себя красивым цветком, к которому прилетают бабочки и пчёлы и, наверное, узнать, как страшно быть сорванным.

            После завершения работы над проектом заметила, что дети стали чаще останавливаться у клумб с цветами, интересоваться названием тех или иных растений и не рвали цветы, как это было раньше.

            Одним из приёмов по воспитанию патриотических чувств у детей явилась работа на экологической тропе. Организуя работу на экологической тропе, я старалась таким образом подобрать приёмы, чтобы дети не только наблюдали, рассматривали за растениями, но и действовали: трудились, сравнивали, ухаживали за растениями,

            Чтобы интереснее преподнести материал об объектах тропы, я рассказывала им сказки собственного сочинения о красавце принце (шиповник), бабушке Липе, путешественнике Клёне, подружках Ивах и др. Объектами для моих сказок становились деревья, растущие на участке детского сада.     После прослушивания этих сказок дети относились к деревьям, как живым людям, разговаривали с ними, и желание помочь им (окопать приствольный круг, засыпать снегом ствол) было искренним.

            Так проявилось чувство эмпатии к окружающим растениям на территории детского сада и, думаю, перенесётся на другие растения. Так постепенно, шаг за шагом, формируется у дошколят любовь, бережное отношение к окружающей природе, а главное – они теперь могут предвидеть, прогнозировать результат своих действий!

            Одним из важных звеньев моей работы по формированию экологической культуры является работа с родителями, ведь, чтобы и в семье продолжалась работа, начатая в детском саду, необходимо увлечь данной проблемой и мам, и пап моих воспитанников. Из бесед с родителями я сделала вывод, что большинство из них понимают, как важно беречь природу. А проведённая викторина «В гостях у Красной шапочки» показала, какие хорошие знания о природе родного края имеются у детей и взрослых. Интересно было наблюдать, как мамы и папы вместе с детьми решают экологические задачи, представляют домашнее задание, поют песни и читают стихи о природе, хотя, надо сказать, что взрослые отстали в этом вопросе от своих детишек.

            С некоторых пор в группе стали популярны газеты, выполненные в семейной редакции. Тематика разнообразна: «Дары природы», «Во саду ли в огороде», «Маленькие помощники», «Весёлые туристы». Взрослые показывают себя с разных сторон – это и редакторы, и оформители, и поэты, и художники. А главное, что дети видят своих мам и пап увлечёнными теми же проблемами, которые знакомы им самим, а значит, есть темы для разговора, для общения.

            Подводя итог проделанной работы, могу сделать вывод, что все приёмы, использованные мной для формирования патриотических чувств через экологическую культуру у дошкольников в полной мере соответствуют требованиям сегодняшних стандартов дошкольного образования. Ведь мы вместе реализуем задачи образовательной программы, ориентируясь на интерес каждого отдельно взятого ребенка. А родители становятся настоящими единомышленниками и участниками образовательной деятельности.