Возрастание роли внеаудиторной самостоятельной работы является одним из важнейших факторов перестройки образовательного процесса в системе СПО. Самостоятельная внеаудиторная работа – это не только средство роста интеллектуального потенциала, профессиональной культуры, она создаёт дополнительные условия для удовлетворения запросов и интересов каждого учащегося в той мере, в какой нельзя это сделать в учебном процессе.
Внеаудиторная самостоятельная работа играет важную роль в воспитании сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями по изучаемой дисциплине, формировании ответственности, овладении средствами самовоспитания, самообразования.
Внеаудиторная работа в ряде исследований рассматривается как деятельность, обеспечивающая формирование у студентов профессионально значимых свойств и качеств личности (И.В.Кондрашова, Г.Г.Горелова, В.В.Горбенко и др.) [2]. Мы определяем внеаудиторную работу как деятельность, где наиболее полно проявляются творческие возможности учащихся. Во внеаудиторной работе опора на самостоятельность, активность, инициативность, творчество является важнейшей её особенностью.
Можно ли научить творчеству? Или же творческие качества передаются по наследству и их невозможно воспитать?
Отметим, что эта проблема не нова в истории науки. В результате исследования учёных (Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин) было установлено, что независимо от рода деятельности творческая личность обладает следующими основными качествами [1, 13]:
-умение поставить творческую (достойную) цель и подчинить свою деятельность её достижению;
- умение планировать и контролировать свою деятельность;
- высокая работоспособность;
- умение находить и решать проблемы, составляющие основу цели;
- умение защищать свои убеждения.
Как видим, все эти качества являются приобретёнными, то есть реальное становление творческой личности происходит в процессе самообразования и самовоспитания в течение всей жизни.
Для актуализации развития творческого потенциала личности во внеаудиторной деятельности необходимо активное включение учащихся в деятельность творческого характера.
В педагогической науке определены, а в практике получили широкое распространение различные формы проведения внеаудиторной работы: выполнение домашних заданий, научно-исследовательская работа, участие в конференциях, соревнованиях, играх, кружках, диспутах, круглых столах, педагогическая практика.
Рассмотрим использование некоторых из них в процессе преподавания педагогики.
Например, к моменту окончания изучения раздела «Введение в педагогическую
деятельность» (примерно за неделю), студентам 1 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах предлагается выполнить проект на тему «Моё педагогическое кредо» (с краткими текстами, рисунками, фото, отражающими самое существенное содержание темы). В процессе «мозговой атаки» был разработан примерный план:
- Почему я выбрала профессию педагога?
- Что нового я узнала о профессии педагога?
- Портрет современного учителя.
- Я как учитель, буду стараться всегда…
- Я никогда не буду…
- Способности, ведущие меня к успеху…
- Я буду развивать в себе…
- Творчество в моей профессии.
- Ступени карьерного роста.
Условились о едином формате буклетов: каждый пункт плана – не более одной странички размером половины листа - А-4.
Презентация и последующая выставка работ стали настоящим событием в жизни студентов.
Эта же темав другой группе, где студенты оказались более подготовлены, выносится на групповое проектирование. Предлагаются темы (по выбору):
1.«Что нового я узнал о профессии педагога?» (здесь могут быть представлены изречения педагогов, интервью с преподавателями колледжа, со школьными учителями, анкетирование студентов, фотографии, вырезки из газет и журналов);
2. «Учитель III тысячелетия»; «Портрет современного учителя» (в этой рубрике должны быть отражены особенности педагогической деятельности, личностные качества, пожелания будущим педагогам);
3. «Школа XXI века» (педагогическая реклама учебного заведения);
4. Тему формулируют сами студенты (предварительно поставив в известность преподавателя).
Результаты проектной деятельности представляются в форме газеты, сочинения, буклета, устного журнала, презентации, сценического выступления.
Каждая тема предусматривает проведение микроисследований. Для выполнения заданий учащиеся составляют программы исследования, формулируют цели и задачи, разрабатывают соответствующие анкеты, комментируют полученные данные, оформляют текст с результатами исследования (с привлечением таблиц, диаграмм, графиков).
Подобная деятельность позволяет студентам видеть практическую пользу от изучения педагогики, следствием чего является повышение интереса к предмету.
Естественным и основным педагогическим результатом проектной внеаудиторной деятельности является усвоение и присвоение студентами коммуникативной компетенции.
Особое значение во внеаудиторной работе по педагогике уделяется организации курсового и дипломного проектирования студентов.
Главное здесь - развитие у студентов исследовательского типа мышления, обучение их алгоритму ведения исследования, навыкам, которые затем могут пригодиться в профессиональной деятельности и в жизни [1,45]:
- формулировка целей исследования, исследовательских задач;
- постановка проблемы; выдвижение гипотезы;
- составление плана работы;
- анализ литературы и теоретическое решение проблемы;
- опытная проверка решений проблем;
- составление выводов и оформление работы.
Безусловно, подобная работа требует от учащихся и преподавателя значительных затрат сил и времени. Но … ничто так не инициирует развитие самостоятельности, творческого потенциала личности, как собственный успех в конкретном деле, пусть даже и достигнут этот успех при некоторой тактичной помощи преподавателя.
При этом меняется характер взаимодействия учителя и учащихся. Педагог становится организатором деятельности учащихся и сотрудничества, консультантом, управляющим поисковой работой, руководителем, соучастником учебного процесса, построенного как диалог обучающихся с познаваемой реальностью.
Отдельно хочется отметить роль учебного кабинета во внеаудиторной работе со студентами, создание на его базе современной и удобной информационно-образовательной среды, ориентированной на учебные и профессиональные потребности обучающихся. На базе кабинета сосредоточены нормативно-правовые документы, картотека журнальных статей в электронном варианте по рубрикам, что значительно облегчает поиск нужной информации, организована работа информационного стенда«Уголок студента», где помещаются различные методические рекомендации: «В помощь практиканту», «Учись учиться», «Требования к современному уроку», «Готовимся к экзамену», «Анализ и самоанализ урока», «Анализ и самоанализ воспитательного мероприятия», «Структура педагогического микроисследования», тематика курсового и дипломного проектирования.
При кабинете действует лаборатория по проблеме использования ИКТ в изучении и преподавании общепрофессиональных дисциплин. В итоге, значительно пополнился Банк дидактических материалов в электронном варианте (ЦОР), в том числе, для проведения тематического контроля ЗУН и промежуточной аттестации с использованием игровых технологий.
Считаем очень важным, чтобы кабинет стал местом неформального общения учащихся и преподавателей.Так, на базе кабинета педагогики с этой целью проводятся интеллектуальные игры, конкурсы, встречи с бывшими выпускниками, выставки творческих работ:
- интеллектуальный конкурс: «Учитель, ты - эрудит!»
-конкурс эссе: «Моё педагогическое будущее»
- конкурс проектов: «Великая дидактика»
- интеллектуальная игра: «Знатоки педагогики».
Используя информационные ресурсы кабинета, консультативную помощь преподавателей, студенты принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах и НПК разного уровня, и довольно успешно.
Взаимодействие преподавателей и студентов по совершенствованию образовательного процесса, организации досуга, планированию исследовательской деятельности, по выбору наиболее удобных способов получения, запоминания, предъявления информации исключает манипулирование личностью, позволяет установить более доверительные отношения, лучше изучить особенности характера, индивидуализировать воспитательную работу.
Контроль за самостоятельной и внеаудиторной работой может быть косвенным или органично вписанным в учебный процесс.
Таким образом, во внеаудиторной работе закрепляется потребность студентов в профессиональном самовоспитании, самореализации и, что особенно важно, их деятельность всё больше приобретает творческий характер.