Мы часто обращаемся к тексту, так как именно текст даёт нам возможность, работая с ним, извлекать из него необходимую информацию. В нашем случае, специально подобранные художественные тексты о животных, о животных и людях на нравственную тематику позволяют выбирать из них качества животных и людей, а также доказывать эти качества примерами из текста (точной выдержкой или собственной формулировкой), занося данную информацию в таблицу. В свою очередь, полученные данные таблицы должны стать неотъемлемой частью устного связного высказывания с элементами рассуждения, выстроенного в соответствии с заданной структурой. Всё это активно работает на говорение, что сегодня актуально, так как устная форма общения развита недостаточно. Таким образом, наша деятельность направлена на выявленную проблему - формирование навыков устной речи учащихся. Надеемся, что данный краткосрочный курс поможет словесникам направить свои усилия на говорение, как продуктивный вид речевой деятельности, и целенаправленно заниматься развитием контролируемой речи, обращая внимание как на её содержание, так и на форму.
Чаще всего мы обращались к текстам из журнала «Юный натуралист», которые интересны ребятам и доступны для их понимания.
Итак, краткосрочный курс «Оценивание предметного результата по русскому языку «Говорение».
Цель программы: разработать, подобрать и применить на практике упражнения, художественные тексты о животных на нравственную тематику, направленные на формирование навыков говорения у учащихся 5 класса
Задачи:
1) расширить теоретические знания по обучению говорению;
2) определить основные трудности обучения говорению и упражнения по их преодолению;
3) подобрать художественные тексты о животных, о животных и людях на нравственную тематику в зависимости от ожидаемого результата;
4) создать банк художественных текстов о животных, о животных и людях на нравственную тематику.
Теоретическая значимость работы – обобщение материала по данной теме.
Новизна и практическая значимость заключается в анализе тренировочных упражнений, разработке системы упражнений, подборе художественных текстов о животных, о животных и людях на нравственную тематику для развития навыков говорения на русском языке у учащихся 5 класса и создании банка художественных текстов о животных, о животных и людях на нравственную тематику.
Программа рассчитана на учеников 5 класса. Общее количество часов курса - 17. Занятия будут проводиться один раз в неделю в первом полугодии.
Монолог учащегося на занятиях курса специально планируется учителем. Монологическая речь выстраивается при устном развернутом ответе перед классом и при организации работы в группе, в паре.
В ходе такой подготовки к монологическому высказыванию у учащихся формируются такие важнейшие интеллектуально-речевые общеучебные умения, как умение определять цель и задачи устного связного высказывания, сообщения и реализовать их; умение отбирать материал и располагать его в соответствии с замыслом и содержанием монологического высказывания; умение заинтересовывать слушателей, используя клише, другие речевые средства; умение говорить выразительно, доходчиво, живо; умение передавать своё отношение к информации.
Слушая развернутые ответы, монологические высказывания выступающих, одноклассники выполняют дополнительные задания (это нацеливает их на слушание, заставляет быть внимательными): оценивание выступлений; предъявление согласия или несогласия, приведение своих примеров, иллюстрирующих глубину понимания предложенного текста; формулирование вопросов к выступающему и пр.
Ожидаемые результаты программы
Образовательный результат, на формирование которого направлен модуль учебной программы (в терминологии стандарта).
- создавать устное монологическое высказывание (в том числе оценочного характера) на нравственно-этическую тему;
- извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения.
Конкретизированный образовательный результат (в чем проявляется
этот результат у учеников 5 класса):
- создавать и передавать устное монологическое высказывание-рассуждение оценочного характера на нравственно-этическую тему, извлекая, систематизируя и анализируя материал из художественного текста.
Таким образом, учащиеся научатся и будут совершенствовать умения создавать и передавать устное монологическое высказывание-рассуждение оценочного характера на нравственно-этическую тему, извлекая, систематизируя и анализируя материал из художественного текста.
Форма подведения итогов реализации программы: контрольное мероприятие по оценке монологического выступления на основе самостоятельно найденных ребёнком качеств животного (человека) и доказательств качеств по художественному тексту нравственной тематики; игра «Крутой подъём».
Объект оценивания:
монологическое высказывание-рассуждение оценочного характера на нравственно-этическую тему в соответствии с определённой структурой с опорой на заполненную таблицу (качества, доказательства).
При озвучивании (говорении) учеником данная таблица превращается в текст-выступление.(Техническое задание ученикам по подготовке объекта оценивания, структура высказывания, процедура оценивания, критерииданы ниже)
Результаты реализации программы
Кроме конкретизированного образовательного результата, обозначенного выше, в результате изучения краткосрочного курса «Оценивание предметного результата по русскому языку «Говорение» («Умение строить монолог-рассуждение по художественному тексту о животных, о животных и людях на нравственную тематику») у учеников будут сформированы и другие предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
У ученика будут сформированыличностные результаты:
• осознание ценности природы и животного мира, уважительное отношение к ним;
•способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на ситуацию в животном мире и на негативные поступки людей, соотносить поступки в соответствии с нравственными ценностями;
• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);
• готовность оценивать своё поведение на занятиях, учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
• понимание ценности семьи в животном мире и жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами, двумя мирами;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;
• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач из предложенного текста, наблюдений, анализа информации, общения с учителем и одноклассниками;
• понимать информацию, представленную в письменной форме (в виде художественного текста); уметь переводить её в словесную форму в новых условиях;
• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
Учебно-тематический план
Этап |
Раздел |
Тема |
Кол-во часов |
|
|
|
|
теория |
практика |
1 |
Введение. Входная диагностика. |
1.Контрольное мероприятие |
|
1 |
|
|
2.Анализ контрольного мероприятия |
|
1 |
2 |
Работа над структурой монологического выступления |
1.Структура монологического выступления. Вступление |
1 |
2 |
|
|
2.Основная часть |
|
6 |
|
|
3.Вывод |
|
2 |
3 |
Моделирование речевого высказывания |
1.Варианты-подходы к моделированию речевого высказывания на основе предложенного текста. |
1 |
|
|
|
2.Моделирование речевого высказывания через ситуативные упражнения. |
|
1 |
4 |
Итоговая диагностика. |
1.Итоговое контрольное мероприятие – игра «Крутой подъём» |
|
1 |
|
|
2.Анализ контрольного мероприятия. Подведение итогов, результатов. |
|
1 |
|
Итого |
|
|
17 часов |
Содержание изучаемого курса
1 этап (2 часа). Контрольное мероприятие (диагностика, отслеживание результатов по направлениям, выявление проблем).
Анализ контрольного мероприятия (анализ найденных детьми качеств животных и доказательств к ним, выстраивание выступления).
2 этап (11 часов). Работа над структурой монологического выступления:
Вступление как структурная и содержательная часть монологического выступления - 3 часа: как можно начать монологическое высказывание:
- · примеры клише – демонстрация на примере текста; оригинальное (своими словами-находками) начало…
- · отработка клише на предложенном тексте (практикум).
- · отработка своих находок на предложенном тексте (практикум).
Основная часть как структурная и содержательная часть монологического выступления – 6 часов:
- · совместная работа детей и педагога по выявлению качества животного и подбора примеров из текста (работа в группе, в паре, чтобы более слабые учились данному умению, помощь учителя – показ примеров из текста, цитаты); замена точной формулировки из текста своим переформулированным вариантом. На первоначальном этапе можно выделять определённый фрагмент текста для определения качества, рассматривать фрагмент с разных позиций, чтобы дети могли увидеть, что разные качества (или более точные) могут быть продемонстрированы на данном примере текста, почему?; один и тот же пример из текста может доказывать разные качества;
- · отработка по выявлению качества животного и подбора примеров из текста и собственных формулировок (практикум); снятие трудностей - лексическая работа с непонятными словами; обогащение словарного запаса «Какое качество раскрывается в следующем фрагменте? Почему? (подбери более точное слово»; из предложенного ряда слов, синонимов)
- · отработка усложнённого варианта по выявлению определённого качества не одного животного (героя), а, например, двух.
- · отработка умений на упражнении «Логическая цепочка»: разделить текст на несколько частей (они будут последовательно разбираться, следовательно, будет поддерживаться детский интерес «что дальше?», дети могут предполагать дальнейшее развитие действия, видеть, «работают» ли отобранные качества, имеют ли продолжение, возможно ли подобрать доказательства…); на упражнении «Мозаика» (части текста вразброс);
- · игра «Кто больше?» (кто больше найдёт качеств с доказательствами) или «Он такой? Да?» («Да-нет»). Если ребёнок отвечает «да», то доказывает, если «нет» - тоже доказывает (в тексте я не вижу, чтобы он был таким…) Учатся формулировать монологическое высказывание (я думаю, я нашёл – докажу, могу подтвердить, попробую доказать…) (ребёнок учится быть внимательным к тексту, слову, обращает внимание, казалось бы, на незначительные, незаметные моменты, делать другие умозаключения, выводы на основе уже предложенного фрагмента, услышанного);
- · игра «Ловушка» (предлагаются качества животного и примеры из текста или переформулированные, дети должны найти ошибки-ловушки, как в качествах (неточности, ошибки), так и в приведённых примерах, и доказать свою правоту, точку зрения. Учатся монологическим высказыванием формулировать согласие-несогласие. Примеры клише. (Мне кажется, точнее будет, я не соглашусь, попробую, постараюсь объяснить и т.д.);
- · соединение вступления и основной части.
- · работа над оценкой, отношением к названным качествам, тексту в целом или фрагментам текста.
- · работа «продолжи, закончи клише» и «придумай свои варианты, которые можно использовать в данной части». Игра «Куда пойти клише?» (учитель предлагает, озвучивает клише, ребёнок предлагает ответ, где данное клише может быть использовано).
Вывод как структурная и содержательная часть монологического выступления – 2 часа:
- · примеры клише, собственные формулировки вывода;
- · тренировочные выступления с «разбором полёта».
3 этап (2 часа) Моделирование речевого высказывания.
- · варианты-подходы к моделированию речевого высказывания на основе текста как альтернатива предложенному варианту выстраивания монологического высказывания.
- · моделирование речевого высказывания через различные виды ситуативных упражнений-текстов, основанных на зависимости содержания и речевого оформления высказываний от речевой ситуации (с выходом на выступление в другой ситуации, на уроке и т.д.); возможности изменений, определения главного, расставления акцентов;
- · отработка при помощи ситуативных упражнений речевой культуры учащихся и культуры их поведения в целом;
- · представление учащимися промежуточных итогов работы по прочитанным художественным текстам нравственной тематики в виде презентации, защиты творческих, проектных работ «В мире животных».
4 этап (2 часа). Итоговая диагностика. Контрольное мероприятие - игра «Крутой подъём». Игра «Крутой подъём» (даётся несколько текстов, необходимо найти 2 качества, которые есть во всех текстах. Если ребёнок из одного текста – 1 уровень, если из двух 1 качество – 2 уровень, если из двух 2 качества – 3 уровень, если из трёх 1 качество – 4 уровень, если из трёх 2 качества – 5 уровень, и т.д. Могут объединяться, свои баллы не теряют, а совместные - засчитываются) Каждый старается продемонстрировать более «крутой» уровень.
Анализ контрольного мероприятия (самоанализ детьми, анализ детей работы друг друга, обобщение учителя). Подведение итогов, результатов.
Итого: 17 часов
Формы проверки и оценки результатов обучения: представление монологического высказывания, оценка выступления одноклассниками и учителем в соответствии с критериями, обмен мнениями, промежуточный и итоговый контроль в виде презентации, защиты творческих работ.
При обучении говорению программой предусматриваются следующие этапы
при организации учебных занятий:
1. подбор материала (художественного текста) и его организация,
2. подготовка учащихся к восприятию художественного текста (наличие таблицы как опоры; снятие трудностей - лексическая работа с непонятными словами; обогащение словарного запаса),
3. работа с текстом (знакомство-чтение, отбор материала, заполнение таблицы);
4. представление монологического выступления;
5. организация контроля.
Основным средством обучения говорению как цели является художественный текст.
Приложение 1
Техническое задание ученикам по подготовке объекта оценивания
- Прочитай текст.
- Найди в тексте 2 качества животного и подтверди их примерами из текста (либо точной выдержкой из текста, либо своими словами).
- Построй своё выступление-рассуждение в соответствии со структурой: вступление, основная часть, вывод (как начнёшь, продолжишь, закончишь своё выступление?).
- Оцени текст и качества животного (вырази своё отношение).
- Представь своё выступление (время твоего выступления – 1-1,5 минуты).
Структура высказывания:
- Вступление.
- Основная часть.
- Вывод.
№ |
Качество животного (какое животное? - прилагательное) |
Доказательства из текста данного качества (словами текста (цитата) или своими словами) |
1 |
1. |
1. |
2. |
||
2 |
2. |
1. |
2. |
Ты можешь использовать (можешь не использовать) при подготовке следующие подсказки:
- Вступление. (В тексте (автор, название) рассказывается о… , автор показывает… (Нужно выразить своё отношение к прочитанному тексту)
- Основная часть. (Я могу назвать (увидел) в данном тексте такие качества животного (какого именно?). Первое качество можно подтвердить следующим примером…(данные таблицы соедини в предложения). Я рассказал о качествах, которые меня восхищают, которые смог найти, к которым отношусь с уважением, которые автор более ярко показал…
- Вывод. (таким образом, я попробовал доказать… )
Процедура оценивания
- Каждому выдать вариант текста (с указанием названия и автора), в конце которого даны слова, значение которых может оказаться для пятиклассников неизвестным. От начала работы (чтения текста) до публичного выступления отводится 20-25 минут. Объём текста - одна-две страницы. (тексты можно сократить)
- Предложить учащимся для облегчения работы и права выбора (возможности развития самостоятельности при формулировании мыслей от занятия к занятию): варианты начала выступления, словесного оформления основной части, вывода; клише, опорные слова.
- Предложить учащимся после чтения текста индивидуально найти и внести в таблицу два качества животного и соответствующие каждому качеству примеры-доказательства.
- Предложить учащимся составить индивидуальное устное связное высказывание в соответствии со структурой, используя наработанные материалы своей таблицы и оценивая качества и текст в целом или части текста.
- Предложить учащимся выступить со своим монологом-рассуждением (время выступления – 1-1,5 минуты) и оценить в соответствии с предложенными критериями и параметрами (учитель русского языка).
Обрати внимание: твоё высказывание будет оцениваться по следующим критериям:
№ |
Критерии |
Параметры |
Показатели |
1 |
Соответствие высказывания структуре и времени. |
Оригинальное (т.е. своими словами) высказывание, состоящее из связанных между собой по смыслу предложений, полностью соответствует структуре. |
10 |
Высказывание полностью соответствует структуре, но использованы клише. |
10 |
||
Высказывание полностью соответствует структуре, но вывод дан по определённому качеству. |
7 |
||
В высказывании отсутствует одно структурное звено. |
5 |
||
В высказывании представлена только основная часть. |
3 |
||
Логика высказывания нарушена полностью. |
0 |
||
2 |
Правильность, точность найденных качеств. |
Правильно указано два качества животного |
5 |
Правильно указано одно качество животного |
3 |
||
Оба качества животного указаны неверно |
0 |
||
3 |
Соответствие доказательств-примеров выбранным качествам животного (выдержка из текста или собственная формулировка). |
Найдено по два доказательства-примера каждому выбранному качеству животного (всего 4) |
10 |
Найдено в сумме три доказательства-примера выбранному качеству животного |
7 |
||
Найдено в сумме два доказательства-примера (или по одному) выбранному качеству животного или примеры неточно соответствуют качеству. |
5 |
||
Найдено одно доказательство-пример выбранному качеству животного |
3 |
||
Нет ни одного доказательства-примера выбранному качеству животного |
0 |
||
4 |
Собственное отношение |
Собственная оценка прозвучала |
5 |
Собственная оценка отсутствует |
0 |
||
5 |
Грамотность речи. |
Монологическое высказывание выстроено грамотно: грамматические, речевые ошибки, слова-«паразиты», заминки-паузы отсутствуют (допустима 1 ошибка) |
5 |
В монологическом высказывании прозвучали 2-3 ошибки (грамматические, речевые, слова-«паразиты», заминки-паузы - в сумме) |
3 |
||
В монологическом высказывании прозвучало более 3 ошибок (грамматические, речевые, слова-«паразиты», заминки-паузы) |
0 |
||
|
Всего |
|
35 баллов |
Пример текста: В.Жуков «Мама, я с тобой!»
Медведицу разбудили голоса охотников. Они раздавались далеко, но благодаря эху горные обитатели слышат звуки за несколько миль, а ее имя Чуа-Унья на местном наречии означало «чуткая, осторожная».
Чуа-Унья поняла, что через каких-нибудь два часа охотники будут здесь, значит, надо быстро уходить. Она была истощена, но не после долгой спячки, а от бескормицы. Очковый, он же андский, медведь – единственный вид из семейства косолапых, который вообще не впадает в зимнюю спячку.
Она думала не о себе, а о крохотном угольно-черном медвежонке, которого мы будем называть Чуа-Кьи, что значит «улыбающийся». У него и правда очень обаятельная мордочка с характерными белыми отметинами вокруг глаз и на груди, а еще – легкий и добродушный нрав. С возрастом он мог бы превратиться в красавца, отца большого семейства и гордость горных лесов. Но для этого им надо было, не теряя ни минуты, подниматься еще выше в горы, все дальше за пределы благодатного пояса, к «холодной» земле.
Охотников вели проводники. Неделю назад медведица слышала, как поблизости прострекотал вертолет. Испугавшись, она оставила привычное укрытие на дереве и спустилась с малышом сюда, под толстые корни в расщелине скалы, напоминавшие растопыренную пятерню, где и обустроила новую берлогу.
Медведица еще раз недоверчиво потянула воздух – нет, человечьего духа она не учуяла. Но от охотников можно было ожидать любого коварства. И Чуа-Унья решила во что бы то ни стало держать свой чуткий нос по ветру. Для этого медвежьему семейству надо было чуть спуститься навстречу охотникам и уж потом, сделав крюк, повернуть назад, к перевалу.
Чуа-Унья шла уже около часа. Медвежонок рядом с ней. Нельзя сказать, что она слишком устала, просто, наверное, на мгновение ослабила внимание. И вот что произошло потом. Под ее передней правой лапой, на которую она уже перенесла всю тяжесть тела, неожиданно оказалась пустота. И оба зверя скатились в скрытую зарослями молодого папоротника расщелину.
Здесь царил полумрак, но Чуа- Унья – зоркий ночной охотник поняла, что они в западне. До поверхности было добрых пять футов, и их шансы выкарабкаться стали призрачными.
Чуа-Унья попробовала было зацепиться за каменистые стены, чтобы взобраться по ним наверх, как по стволу дерева, но ее мощные кривые когти оказались бессильными. И она сообразила, что ей остается вытолкнуть малыша наверх.
По дрожащему хвостику Чуа-Кьи было видно,как сильно он уже озяб и ему страшно. Он не мог понять, чего от него хочет мать. Всегда ласковая и заботливая, она раз за разом, угрожающе рыча, выталкивала его наверх, а он упрямо скатывался пушистым мячиком обратно в ее объятия. Наконец, Чуа-Унье пришлось подкрепить свое недовольство хорошим шлепком. Жалобно заскулив, Чуа-Кьи в очередной раз сверкнул розовыми, будто свежевымытыми пяточками, и, словно выпущенный катапультой, взлетел на край расщелины. Теперь он глядел оттуда своими черными глазенками на мать. Та еще раз грозно рыкнула на него из ямы.
В этот момент вдали послышались какие-то звуки. Они были все ближе и ближе. Мать снова издала негромкий протяжный рык, на этот раз предупреждающий о близкой опасности. И Чуа-Кьи, кажется, ее понял.
Инстинкт подсказывал ему: надо быстро уходить в противоположную сторону. Ему было очень страшно, и он не знал, что ему делать. А Чуа-Унья тем временем пригнула голову – приняв позу, в которой медведицы бросаются на защиту потомства, и приготовилась встретить врага.
Между тем охотники должны были быть здесь уже через час.
То, что произошло потом, проводники, прочитавшие по тем же следам эту историю, покачивая головами, назовут чудом. Дрожа от холода и страха, Чуа-Кьи попытался залезть на тонкое, не выше трех метров гибкое деревце, росшее на краю злополучной расщелины.
Но по неопытности малыш забрался слишком высоко. Под тяжестью его тельца верхушка деревца согнулась, как лоза, и опустила медвежонка… обратно в яму. И теперь он висел на нем, как на конце удочки, не решаясь разжать лапы и зажмурившись от страха перед гневом матери. А она глядела на этот спасительный канат, брошенный ей судьбой. Весила она, наверное, не более ста фунтов, чуть больше десятилетнего ребенка, так что на «удочку» вполне можно было положиться – выдержит. Остальное уже было делом техники.
После чудесного вызволения судьба, конечно, не могла дать матери и ее детенышу погибнуть. Петляя, им удалось тогда измотать преследователей и уйти у них из-под самого носа.