Полный текст статьи
Печать

С 1 сентября 2011 года введены ФГОС нового поколения. Компетентностный подход стал ключевым составляющим новых государственных стандартов.

Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в деятельности преподавателя. Основной ценностью становится не усвоение суммы знаний, сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволили бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях.

Компетентностное образование, по своей сути, есть создание условий для развития личности. И это уже стратегия не только образования , но и стратегия развития общества. «Развитие человека — это основная цель и необходимое условие прогресса современного общества. Это наш абсолютный национальный приоритет». (В.В.Путин на расширенном заседании Госсовета «О стратегии развития России до 2020г.»).

Организация учебной деятельности в рамках компетентностного образования осуществляется таким образом, чтобы знания имели личностный смысл и чтобы при этом учитывались индивидуальные особенности учащихся.

Принципиально изменяется и позиция преподавателя. Он перестает быть  носителем объективного знания. Его главой задачей становится мотивация учащихся к обучению, к проявлению инициативы и самостоятельности.

Мотивация - общее название для процессов, методов, средствпобуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Мотивационный компонент является ключевым в системе образования. Мотивационный компонент требует умения активизировать свой положительный интенциональный опыт (предпочтения, убеждения, умонастроения), видеть жизненный смысл в выполняемой работе, в использовании приемовстимулированияи настройки собственного интеллекта.

Основными аспектами мотивационной сферы студентов являются:

мотив самореализации - стремление к познанию, приобретению новых знаний и навыков, интерес к определенной области знаний, творческий поиск, познание самого себя, возможности творческого самовыражения и саморазвития;

мотив достижения - стремление к успеху, достижению цели, желание находить и решать проблемы, получение удовлетворения от учебы и исследовательской деятельности;

мотив принадлежности - общение с выдающимися людьми, педагогами, работа в коллективах;

мотив статуса - получение образования, желание занять достойное положение в обществе, стать профессионалом в избранной сфере деятельности.

Нами выделены следующие пути формирования мотивации на уроках русского языка:

 -вовлечение эмоциональной сферы в процесс изучения русского языка;

 -использование личностной индивидуализации по русскому языку;

 -разработка системы внеклассной работы, усиливающей мотивационную сторону изучения языка (конкурсы, олимпиады, выпуск газет, театр, студии, литературные чтения);

 -активное использование межпредметных связей;

 -создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущают результат своей деятельности;

 -широкое использование на уроках информационно-коммуникационных технологий, средств ТСО.

Вот некоторые упражнения по формированию мотивации на уроках русского языка:

Аналитическая пауза студент записывает (под диктовку, по индивидуальному заданию) предложение, объясняет орфограммы, пунктограммы (записанные на слух, вставленные, исправленные); выполняет задания, связанные с темой (например: тема «Лексика»: подобрать синонимы тема «Стилистика»: определить принадлежность текста к определенному стилю и т. д., «Синтаксис»: выписать словосочетания, дать характеристику и т. д.). Задания могут носить и опережающий характер.

Решение проблемных задач (порой провокационного характера):

- Какой вариант является правильным: полоскать-полоскать, изморозь-изморось,  ожег - ожог.

        - Проанализируйте скрытое использование синонимов в вариантах авторской стилистической правки. В скобках даны слова, которые автор употребил первоначально. Насколько обоснованна, по вашему мнению, такая правка?

  1. Я стоял сзади одной толстой (пышной) дамы, осененной розовыми перьями (М.Лермонтов).
  2. Они были очень смущены (сконфужены) таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю. (Н.Гоголь).
  3. Наш витязь падает к ногам... Целует (лобзает) руки. (А.С.Пушкин)
  4. Окна  в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми (матовыми) стеклами (Н.В.Гоголь).
  5. Несколько лет тому назад в одном из своих имений (поместий) жил старинный русский барин (помещик)  Кирила (Кирилл)  Петрович Троекуров. (А.С.Пушкин).

  - Начни Пушкин иначе «Дубровского», переставь слова, замени «барин»  на «помещик», «поместье» на «имение», убери слово «старинный» - и исчезнет музыка речи, не будет предвосхищения событий, их последующего объяснении, связанных не с барином, а с помещиком, и не просто барином, а старинным русским барином, то многое утратится.

А урок по изучению особенностей жанра публичного выступления можно начать так:

- В последнее время мы довольно часто слышим фразу: «Главное – дело, а говорить мы все умеем».

        - Вы согласны с этим утверждением?

- Действительно, трудно согласиться с таким утверждением.

Ведь учебная, производственная, организаторская, управленческая, учебная и всякая иная  деятельность состоит из встреч с разными людьми, разного уровня и ранга.      Представьте, что вы руководитель предприятия.

Чем вы будете заниматься, какие действия предпринимать?

(- Советоваться, доказывать, поручать, приказывать, хвалить, порицать).

       Действительно, и каждый раз нужно найти необходимую форму для выражения своих мыслей и определенный тон.

Использование межпредметных связей:

- При изучении темы  «Правописание приставок на -з и -с»можно предложить задание:подберите эпитеты к образу Тихона из пьесы А.Н.Островского «Гроза», используя слова с приставками без- бес- (бесхарактерный,безвольный, безвольный,бесхребетный,бессловесный и т.д.).

Использование в речевом поведении языковых средств выражения интеллектуальных эмоций.

В образовательном процессе, насыщаясь интеллектуальным смыслом, эмоции становятся специфическими переживаниями, окрашивающими мыслительную деятельность человека.

Ученые особо выделяют интеллектуальные эмоции, стимулирующие усвоение информации: интерес, удивление, эмоции догадки, чувство юмора, чувство уверенности, сопричастности понимания (И.А.Васильев, А.К.Маркова, Д.Б.Эльконии, Г.И.Щукина, Е.П.Яковлева и др.). Доказано, что полученные учениками эмоционально-интеллектуальные стимулы приводят в движение сложнейшие психологические связи. Восприятие информации на чувственно-интеллектуальном уровне оптимизирует обучение, повышает его результативность и эффективность.

Зачастую педагог в своей практике интуитивно использует языковые средства эмоционально-интеллектуального воздействия. Однако мы говорим о целенаправленном и осмысленном их применении. Это могут быть слова-одобрения, удивления, догадки и.т.д.).                                 

Например: «Молодец, умница, какое красивое предложение, как удивительно точно..., оказывается..., ваша догадка верна и т.д».

 Но это могут быть и устные лирические отступления (отрывок из художественного произведения, стихотворения, афоризм, пример из истории, жизни, личного опыта).

Пример из жизненного опыта:

Иду на работу. Серое утро. Хмуро и неуютно. Впереди идут девочка с мамой. Прислушиваюсь к разговору.

           -Мама, а Бог есть?

           -Да, детка.

           -А какой он?

           -Добрый и сильный.

           -А где он живет?

           -На небе, в воде...

           -И у меня?

           -И у тебя.

           -Ну ладно тогда.

И пошел ребенок с Богом в душе. И моя душа как-то оттаяла, просветлела, оживилась.

Посмотрите, как важно для человека вовремя услышать нужное слово. А для этого просто необходимо о нем знать очень много. Мы сегодня  продолжаем работу над Словом в разделе «Лексикология».

Пример из истории:

На 1 уроке у 1 курсов рассказываю историю, которая произошла во время ВОв в Орле. (Молодая учительница, рискуя жизнью открыла экспозицию И.С.Тургенева в имении Спасское-Лутовиново, поместив на стене стихотворение в прозе «Русский язык»)

«Любите ли вы русский язык так, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей? Вы не ослышались, речь  идет о русском языке, о том самом, который для многих из вас является родным и на котором вы  каждый день говорите с друзьями, родителями, учителями, который слышите по радио и телевидению, на котором читаете книги, пишите  лекции и письма.

Но сегодня мало кого тронут просто слова о высоких достоинствах русского языка.

Поэтому я просто хочу рассказать вам одну историю. Произошло это во время Великой Отечественной войны в Орле. Наши части оставили пылающий город.

Фашисты разместили штаб и кабаре для офицеров в доме- музее И.С. Тургенева.

  И все-таки в городе нашелся человек, не побоявшийся оккупантов. Молодая учительница добились разрешения открыть музей Ивана Сергеевича Тургенева и в маленький комнате  подготовила небольшую экспозицию. Захватчики смеялись над ее затеей: кому придет в голову в такое время ходить по музеям.

Но люди пошли. Полуголодные, измученные тяжелыми раздумьями, они входили в тесную комнатушку. Здесь горожане будто перерождались. Они выходили окрыленные, с высоко поднятыми головами.

Обеспокоенные враги ворвались в музей. Здесь, над экспозицией, висел лист бумаги, на котором крупными буквами было написано: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».

Действительно, русский язык – это язык удивительного народа, великой страны с богатейшей культурой и многострадальной историей.

Я очень люблю свою страну и свой язык, изучению которого посвятило всю свою жизнь.

Но русский я выучила бы только за те слова И.С Тургенева, которые не побоялась вывесить в страшном 41 молоденькая учительница. Выучила бы, чтобы пережить сомнения, не впасть в отчаяние, обрести веру».

Вначале было слово...С этим не поспоришь. Как не поспоришь с поэтом, который сказал: «Все начинается с любви». С любви к близким, к Родине, к родному языку, к детям, к профессии. Без этого все начинания и нововведения теряют смысл.