С 1 сентября 2011 года введены ФГОС нового поколения. Компетентностный подход стал ключевым составляющим новых государственных стандартов.
Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в деятельности преподавателя. Основной ценностью становится не усвоение суммы знаний, сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволили бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях.
Компетентностное образование, по своей сути, есть создание условий для развития личности. И это уже стратегия не только образования , но и стратегия развития общества. «Развитие человека — это основная цель и необходимое условие прогресса современного общества. Это наш абсолютный национальный приоритет». (В.В.Путин на расширенном заседании Госсовета «О стратегии развития России до 2020г.»).
Организация учебной деятельности в рамках компетентностного образования осуществляется таким образом, чтобы знания имели личностный смысл и чтобы при этом учитывались индивидуальные особенности учащихся.
Принципиально изменяется и позиция преподавателя. Он перестает быть носителем объективного знания. Его главой задачей становится мотивация учащихся к обучению, к проявлению инициативы и самостоятельности.
Мотивация - общее название для процессов, методов, средствпобуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Мотивационный компонент является ключевым в системе образования. Мотивационный компонент требует умения активизировать свой положительный интенциональный опыт (предпочтения, убеждения, умонастроения), видеть жизненный смысл в выполняемой работе, в использовании приемовстимулированияи настройки собственного интеллекта.
Основными аспектами мотивационной сферы студентов являются:
мотив самореализации - стремление к познанию, приобретению новых знаний и навыков, интерес к определенной области знаний, творческий поиск, познание самого себя, возможности творческого самовыражения и саморазвития;
мотив достижения - стремление к успеху, достижению цели, желание находить и решать проблемы, получение удовлетворения от учебы и исследовательской деятельности;
мотив принадлежности - общение с выдающимися людьми, педагогами, работа в коллективах;
мотив статуса - получение образования, желание занять достойное положение в обществе, стать профессионалом в избранной сфере деятельности.
Нами выделены следующие пути формирования мотивации на уроках русского языка:
-вовлечение эмоциональной сферы в процесс изучения русского языка;
-использование личностной индивидуализации по русскому языку;
-разработка системы внеклассной работы, усиливающей мотивационную сторону изучения языка (конкурсы, олимпиады, выпуск газет, театр, студии, литературные чтения);
-активное использование межпредметных связей;
-создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые учащиеся ощущают результат своей деятельности;
-широкое использование на уроках информационно-коммуникационных технологий, средств ТСО.
Вот некоторые упражнения по формированию мотивации на уроках русского языка:
Аналитическая пауза студент записывает (под диктовку, по индивидуальному заданию) предложение, объясняет орфограммы, пунктограммы (записанные на слух, вставленные, исправленные); выполняет задания, связанные с темой (например: тема «Лексика»: подобрать синонимы тема «Стилистика»: определить принадлежность текста к определенному стилю и т. д., «Синтаксис»: выписать словосочетания, дать характеристику и т. д.). Задания могут носить и опережающий характер.
Решение проблемных задач (порой провокационного характера):
- Какой вариант является правильным: полоскать-полоскать, изморозь-изморось, ожег - ожог.
- Проанализируйте скрытое использование синонимов в вариантах авторской стилистической правки. В скобках даны слова, которые автор употребил первоначально. Насколько обоснованна, по вашему мнению, такая правка?
- Я стоял сзади одной толстой (пышной) дамы, осененной розовыми перьями (М.Лермонтов).
- Они были очень смущены (сконфужены) таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю. (Н.Гоголь).
- Наш витязь падает к ногам... Целует (лобзает) руки. (А.С.Пушкин)
- Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми (матовыми) стеклами (Н.В.Гоголь).
- Несколько лет тому назад в одном из своих имений (поместий) жил старинный русский барин (помещик) Кирила (Кирилл) Петрович Троекуров. (А.С.Пушкин).
- Начни Пушкин иначе «Дубровского», переставь слова, замени «барин» на «помещик», «поместье» на «имение», убери слово «старинный» - и исчезнет музыка речи, не будет предвосхищения событий, их последующего объяснении, связанных не с барином, а с помещиком, и не просто барином, а старинным русским барином, то многое утратится.
А урок по изучению особенностей жанра публичного выступления можно начать так:
- В последнее время мы довольно часто слышим фразу: «Главное – дело, а говорить мы все умеем».
- Вы согласны с этим утверждением?
- Действительно, трудно согласиться с таким утверждением.
Ведь учебная, производственная, организаторская, управленческая, учебная и всякая иная деятельность состоит из встреч с разными людьми, разного уровня и ранга. Представьте, что вы руководитель предприятия.
Чем вы будете заниматься, какие действия предпринимать?
(- Советоваться, доказывать, поручать, приказывать, хвалить, порицать).
Действительно, и каждый раз нужно найти необходимую форму для выражения своих мыслей и определенный тон.
Использование межпредметных связей:
- При изучении темы «Правописание приставок на -з и -с»можно предложить задание:подберите эпитеты к образу Тихона из пьесы А.Н.Островского «Гроза», используя слова с приставками без- бес- (бесхарактерный,безвольный, безвольный,бесхребетный,бессловесный и т.д.).
Использование в речевом поведении языковых средств выражения интеллектуальных эмоций.
В образовательном процессе, насыщаясь интеллектуальным смыслом, эмоции становятся специфическими переживаниями, окрашивающими мыслительную деятельность человека.
Ученые особо выделяют интеллектуальные эмоции, стимулирующие усвоение информации: интерес, удивление, эмоции догадки, чувство юмора, чувство уверенности, сопричастности понимания (И.А.Васильев, А.К.Маркова, Д.Б.Эльконии, Г.И.Щукина, Е.П.Яковлева и др.). Доказано, что полученные учениками эмоционально-интеллектуальные стимулы приводят в движение сложнейшие психологические связи. Восприятие информации на чувственно-интеллектуальном уровне оптимизирует обучение, повышает его результативность и эффективность.
Зачастую педагог в своей практике интуитивно использует языковые средства эмоционально-интеллектуального воздействия. Однако мы говорим о целенаправленном и осмысленном их применении. Это могут быть слова-одобрения, удивления, догадки и.т.д.).
Например: «Молодец, умница, какое красивое предложение, как удивительно точно..., оказывается..., ваша догадка верна и т.д».
Но это могут быть и устные лирические отступления (отрывок из художественного произведения, стихотворения, афоризм, пример из истории, жизни, личного опыта).
Пример из жизненного опыта:
Иду на работу. Серое утро. Хмуро и неуютно. Впереди идут девочка с мамой. Прислушиваюсь к разговору.
-Мама, а Бог есть?
-Да, детка.
-А какой он?
-Добрый и сильный.
-А где он живет?
-На небе, в воде...
-И у меня?
-И у тебя.
-Ну ладно тогда.
И пошел ребенок с Богом в душе. И моя душа как-то оттаяла, просветлела, оживилась.
Посмотрите, как важно для человека вовремя услышать нужное слово. А для этого просто необходимо о нем знать очень много. Мы сегодня продолжаем работу над Словом в разделе «Лексикология».
Пример из истории:
На 1 уроке у 1 курсов рассказываю историю, которая произошла во время ВОв в Орле. (Молодая учительница, рискуя жизнью открыла экспозицию И.С.Тургенева в имении Спасское-Лутовиново, поместив на стене стихотворение в прозе «Русский язык»)
«Любите ли вы русский язык так, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей? Вы не ослышались, речь идет о русском языке, о том самом, который для многих из вас является родным и на котором вы каждый день говорите с друзьями, родителями, учителями, который слышите по радио и телевидению, на котором читаете книги, пишите лекции и письма.
Но сегодня мало кого тронут просто слова о высоких достоинствах русского языка.
Поэтому я просто хочу рассказать вам одну историю. Произошло это во время Великой Отечественной войны в Орле. Наши части оставили пылающий город.
Фашисты разместили штаб и кабаре для офицеров в доме- музее И.С. Тургенева.
И все-таки в городе нашелся человек, не побоявшийся оккупантов. Молодая учительница добились разрешения открыть музей Ивана Сергеевича Тургенева и в маленький комнате подготовила небольшую экспозицию. Захватчики смеялись над ее затеей: кому придет в голову в такое время ходить по музеям.
Но люди пошли. Полуголодные, измученные тяжелыми раздумьями, они входили в тесную комнатушку. Здесь горожане будто перерождались. Они выходили окрыленные, с высоко поднятыми головами.
Обеспокоенные враги ворвались в музей. Здесь, над экспозицией, висел лист бумаги, на котором крупными буквами было написано: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».
Действительно, русский язык – это язык удивительного народа, великой страны с богатейшей культурой и многострадальной историей.
Я очень люблю свою страну и свой язык, изучению которого посвятило всю свою жизнь.
Но русский я выучила бы только за те слова И.С Тургенева, которые не побоялась вывесить в страшном 41 молоденькая учительница. Выучила бы, чтобы пережить сомнения, не впасть в отчаяние, обрести веру».
Вначале было слово...С этим не поспоришь. Как не поспоришь с поэтом, который сказал: «Все начинается с любви». С любви к близким, к Родине, к родному языку, к детям, к профессии. Без этого все начинания и нововведения теряют смысл.