Полный текст статьи
Печать

Зеница ока – Родина моя,
Что без тебя на белом свете я?
Без белых рощ, без пушкинской строки
Я не жилец, я сгину от тоски.
 А.Решетов

В каждой эпохе, у каждого народа, были и есть свои певцы природы, которые, возможно, иногда мало известны другим народам. Но есть Земля, есть наша общая родина. И если в нас воспитывается мало-помалу чувство этой общей родины… если мы осознаем, что красивее нашей планеты, может быть, и нет ничего в мироздании, то этим мы тоже обязаны нашим воспитателям: художникам, поэтам, музыкантам, которые помогли нам понять красоту, воспитывали в нас любовь к ней.

 Художник говорит цветом, линиями, мазками. Музыкант – звуками. Поэт – словами. Но поэзия – это особый вид искусства, в котором соединяются возможности и живописи, и музыки, потому что слово может обладать музыкальным эффектом, может раскрасить изображаемую картину в самые разнообразные тона. Послушайте:

На траве золотистые блики,

Ствол сосновый в душистой смоле...

И румяной щекой земляника

Прикоснулась к прогретой земле.

И над Камой, жарой опаленные,

Низко-низко склонились кусты.

Им бы сбросить рубашки зеленые.

И поплыть, догоняя плоты…

                                                     А.Решетов

Такая поэзия формирует душу ребенка. Она способна наиболее тонко воздействовать на мир человеческих чувств, на чувство любви к родному краю, окружающей природе. С ранних лет нужно воспитывать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к тому месту, где он родился и живёт; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории; формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.                  

Чтоб любить свой край надо его узнать, изучить. Изучать можно по – разному. Так и делают ученые краеведы. Я же, как педагог театральной студии, предложила ребятам посмотреть на родное Прикамье глазами наших пермских писателей и поэтов.  

С чего все началось? Изучая материалы по литературе и готовясь к занятиям, я натолкнулась на слова известного русского писателя Дмитрия Сергеевича Мамина – Сибиряка, который еще, оказывается, в XIX веке сказал «…ни в одной губернии нет столько литературы, как в Пермской….». Я решила проверить эти слова и обратилась к интернету. Заглянув в календарь знаменательных дат Пермского края и узнала, что знаковыми событиями  этого года в литературном творчестве, станут юбилеи  пятнадцати замечательных пермских писателей:

220 - лет со дня рождения великого поэта, драматурга, баснописца, уроженца г.Перми Павла Емельяновича Размахнина (1796– 1835),

100- лет со дня рождения пермского писателя, автора сказок и повестей для детей  Владимира Ивановича Воробьева (1916 – 1992),

90 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Минина (1926– 1990), коми-пермяцкого писателя,

75 лет со дня рождения Виктора Мартыновича Болотова (1941–1994), пермского поэта, члена Союза писателей СССР,

95 лет со дня рождения Михаила Дмитриевича Вавилина (1921– 1992), коми-пермяцкого поэта,

75 лет со дня рождения Валерия Леонидовича Возженникова (1941– 2011), пермского поэта,

105 лет со дня рождения Бориса Николаевича Михайлова (1911– 1976), пермского поэта и журналиста,

80 лет со дня рождения Ивана Михайловича Байгулова (1936– 1981), пермского писателя,

75 лет со дня рождения Анатолия Григорьевича Гребнева (1941), пермского поэта,

115 лет со дня рождения Клавдии Васильевны Рождественской, уральской писательницы (1901–1963),

 90 лет со дня рождения Валериана Яковлевича Баталова (1926– 1998), коми-пермяцкого писателя,

 80 лет со дня рождения Семена Алексеевича Федосеева (1936), коми-пермяцкого писателя,

90 лет со дня рождения Андрея Павловича Ромашова (1926– 1995), пермского журналиста, писателя

115 лет со дня рождения Михаила Павловича Лихачева (1901– 1937), коми-пермяцкого писателя, одного из основоположников коми-пермяцкой литературы,

 70- лет со дня рождения пермского детского писателя Владимира Васильевича Виниченко (1946).

         Узнав, какое количество писателей и поэтов – наших земляков, творили и творят по сегодняшний день, я ощутила чувство гордости и уважения к истории своей малой родины, к людям, которые действительно не на словах, а на деле являются патриотами своей земли. Мне, в первую очередь, захотелось самой пополнить копилку знаний о наших писателях и конечно же познакомить с их творчеством   ребят студийцев.

Передо мной встает задача: как, каким способом и формами я могу заинтересовать детей и познакомить с творчеством наших пермских писателей. Для решения этого проблемного вопроса был проведен опрос среди обучающихся образовательного процесса театральной студии «Сказка». В своём опроснике были заданы всего два вопроса:

- Знаете ли Вы писателей, которые связаны с нашим Пермским краем? Если да, то назовите их имена.

- Знаете ли Вы произведения пермских писателей, если да, то какие?

 И вот результат, из двадцати шести опрошенных на первый вопрос положительно ответили 5 человек, они назвали имена таких поэтов, как Лев Давыдычев, Лев Кузьмин, Евгения Трутнева, Виталий Бианки, на второй — 3 человека.  Но больше меня удивил   тот факт, что многие ребята не знали, что писатель Лев Иванович Кузьмин жил в Перми, и что в этом городе, в его честь, существует детская городская библиотека, все это стало открытием для многих детей. Подведя такие неутешительные итоги, сразу же возникает идея - привлечение учащихся к изучению лучших произведений литературного наследия Пермского края. Я понимала, что обрушить такое многообразие литературы на детей сразу нельзя, нужно это делать постепенно. Поэтому свою работу я начала с малого, нужно было подробнее познакомиться с материалами по творчеству и биографии самого популярного пермского детского писателя Л.И Кузьмина. Я считаю, что творчество Л.И. Кузьмина достойно признания не только у нас, но и во всем мире. Интерес к творчеству писателя не случаен. На книгах Льва Кузьмина выросло не одно поколение Пермского края. Кто не знает Звездочета или Капитана Коко?

  Тут же был сделан звонок в нашу городскую библиотеку. К слову надо сказать, что работники библиотеки доброжелательно отозвались на мою просьбу поделиться материалами о писателе. Так в моих руках появился бесценный источник информации, к которому я обращаюсь по сегодняшний день.  

  Так же, для решения этой проблемы, я предложила разработать и реализовать проект «Шагал один чудак!» -внутристудийный конкурс художественного слова и меня поддержали. В первый год 2012, конкурс был посвящен только литературному творчеству Л.И. Кузьмина. Со следующего года, проект решили проводить ежегодно, первоначально в форме внутристудийного конкурса, далее предполагалось расширение этого конкурса с привлечением других детских образовательных учреждений.

 Так и случилось, в 2013 году проект успешно стартовал. В его открытии участвовал Дроздов Владимир Валерьевич, заслуженный работник РСФСР, преподаватель актерского мастерства Колледжа культуры г.Перми. Первыми участниками стали студийцы нашего коллектива 17 человек.

В период подготовки к конкурсу, учащиеся, совместно со мной, подбирали поэтические произведения, анализировали содержание, работали над рифмой, понятийным материалом, ударными словами (по замыслу автора), предлагали авторский вариант прочтения стихов. В ходе неформального общения, на уровне педагог-ученик, создавался образ стихотворения, в который учащиеся вживались, становясь, таким образом, соавторами выбранных произведений. Вместе с педагогом учащиеся должны были реально оценить свои возможности и выбрать чтецкую программу, соответственно возрасту и индивидуальности исполнителя. В исполняемый репертуар детей вошли произведения из творчества пермских писателей: Л. Кузьмина, В. Воробьева, Л. Давыдычева, Е. Трутневой. Жюри тогда отметило: «Замечательно, что дети студии учатся сценической культуре, работе на публику, умению справиться с волнением, а больше всего радует, что этим детям прививается любовь к художественному слову, понимание литературного произведения и прививается гордость за свою маленькую Родину».

Прошло четыре года, с каждым разом участников конкурса становиться больше, с 2015 года этот проект становится открытым муниципальным. Участниками III конкурса чтецов художественного слова «Шагал один чудак!»  стали 44 человека, из них 24 человека, это ребята из  других образовательных учреждений нашего Звездного: ЦРР Детские сады «Звездочка», «Радуга» , «детский сад № 4»,   средней общеобразовательной школы.

За это время дети выросли, улучшается их исполняемое мастерство, пополняется репертуар творчеством других пермских писателей: П. Размахина, Е. Пермяка, С. Володиной, В. Винниченко, А. Зеленина, А. Решетова и т.д. Мы отмечали такие события как 200-летний юбилей великого писателя Павла Ершова, 110-летие Пермского писателя-журналиста Льва Николаевича Правдина.

 Мне кажется, сейчас ребята с интересом изучают материал, связанный с родным краем, охотно читают стихи, подчеркивающие их ощущения и впечатления, используют метафоры и эпитеты для передачи особенно ярких чувств. С каждым разом они убеждаются, с какой искренностью и душевной теплотой наши поэты пишут о любви к природе, о любви к родному краю.

   Рассказы В. Бианки, Б. Ширшова, В. Астафьева, П. Бажова, А. Тубосова, С.Силина и т.д.– яркие зарисовки из жизни натуральной природы и её обитателей, таких живых и понятных. Эти рассказы учат восприятию природы не только как полезного ресурса, но и как части живого, чувствующего мира.

  В этом, 2016 году, наш конкурс вновь стал муниципальным и проводится в конце октября. Я думаю, что, наработав такой опыт, в следующем году мы можем организовать уже межмуниципальный конкурс.

   Сегодня театральная студия «Сказка», - постоянный участник муниципальных мероприятий и краевых конкурсов, за успехи ребят можно только порадоваться. В финале XII краевого конкурса художественного творчества детей    и юношества имени Д.Б.Кабалевского «Наш пермский край» в 2016 году трое обучающихся студии стали обладателями Бронзовой медали: Владимир Мышкин, Мялицина Ксения, Мария Мялицина. Активное участие ребята принимают и в работе литературных гостиных, проводимых совместно с нашей Городской библиотекой, продолжая изучение творчества замечательных пермских писателей.

   Работа по данному проекту захватила не только ребят, но и меня. Я считаю её очень нужной, научив детей чувствовать себя едиными с природой, можно быть спокойными, что они не сломают дерево, не будут засорять водоём, не обидят кошку, собаку или маленького ежика. И, конечно, если ребята будут знать, сколь необычна история нашего края, какими славными делами прославили себя земляки, я думаю, им будет, чем гордиться, за что любить свою маленькую Родину.

 

«Как в сон, как в омут, падал я в Москву,

Она с меня провинцию стирала.

А на вопрос привычный – где живу?

Я отвечал, что родиной с Урала…»

В.Радкевич