Полный текст статьи
Печать

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования по специальностям, образовательная организация обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.

На выполнение внеаудиторной самостоятельной работы отводится 50% времени от учебной нагрузки обучающихся.

Для того, чтобы самостоятельная работа стала эффективной, её необходимо тщательно спланировать и обеспечить методическим сопровождением.

Затруднения преподавателей по организации самостоятельной работы студентов, прежде всего, состоят в том, что в учебных пособиях дано содержание материала и практически нет заданий, требующих от студентов самостоятельной познавательной деятельности, что заложено в концепции профессионального образования.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендованными видами заданий согласно рабочей программе учебной дисциплины или междисциплинарного курса.

В подготовке учителя начальных классов русский язык занимает особое место: он служит основой познания, образования, развития будущих учителей.

В учебном плане специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах междисциплинарный курс 01.02 Русский язык с методикой преподавания

(ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования) является обязательным, на его изучение отведено 546 часов: аудиторная нагрузка – 364ч., самостоятельная работа – 182ч.

В процессе освоения курса важное место отводится активной самостоятельной работе студентов. Самостоятельная работа рассматривается как связующее звено между теоретической подготовкой обучающихся и развитием комплекса профессиональных умений и навыков и личностно значимых качеств, которые являются составляющими профессиональной компетентности будущих специалистов.

Вся самостоятельная работа сопровождается методическим обеспечением со стороны преподавателя: разработаны методические рекомендации по разделам программы, тетради на печатной основе, словарь – справочник, сборник практических заданий.

На одном из первых занятий преподаватель обязательно знакомит студентов с порядком выполнения самостоятельной работы по МДК, дает методические указания по её выполнению,  называет сроки отчетности, предъявляет график групповых и индивидуальных консультаций.

В зависимости от изучаемого раздела студенты используют различные методические пособия. Особенность методических  рекомендаций по МДК.01.02 Русский язык с методикой преподавания состоит в том, что они могут быть   использованы не только при  выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, но и во время учебных занятий: представлен большой набор заданий, которые сопровождаются теоретическим обоснованием.  

В начале пособия представлен список всех отрабатываемых по разделу знаний и умений, каждому из них присвоен условный номер (например, З.1.1., У.3.2.). Перед выполнением каждого задания прописаны определенные номера, обучающийся обращается к их расшифровке и видит, на что должны быть направлены его усилия.

Работа с такими пособиями дает возможность экономить время: большинство заданий выполняется прямо на страницах пособий и рабочих тетрадей. Задания предлагаются разной степени сложности, но все они работают на профессиональную подготовку обучающихся.

Выполнение заданий позволяет расширять словарный запас студентов, материалы отдельных заданий могут быть применены ими во время практики и использованы в будущей профессиональной деятельности.

Работа с отдельными видами заданий предполагает обращение к словарям – толковым, орфоэпическим, фразеологическим, орфографическим и др. – а это позволяет развивать навыки работы со справочной литературой.

Прекрасно осознавая, насколько важно будущему учителю начальных классов быть грамотным, владеть языковыми практическими умениями, мы включили  в Программу подготовки специалистов среднего звена специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах  за счет вариативной части учебную дисциплину Практикум по русскому языку.

Ввиду того, что данная дисциплина в учебном плане входит в цикл ОГСЭ., объем самостоятельной работы небольшой и составляет менее половины от числа аудиторной нагрузки – 32 часа. По данной дисциплине также разработаны методические рекомендации.

            Цель методических рекомендаций – помощь обучающимся в организации самостоятельной работы  по изучению «трудных» тем курса Практикум по русскому языку, возможность проверить свои умения при выполнении конкретных заданий, подготовка к выполнению контрольных работ по дисциплине.  

Самостоятельная работа по  дисциплине  Практикум по русскому языку направлена, прежде всего, на совершенствование  правописной компетенции обучающихся.

Правописная компетенция– это знание системы орфографических и пунктуационных понятий, а также овладение системой правописных умений, обеспечивающих уровень относительной орфографической / пунктуационной грамотности.

            Для отработки практических умений взяты отдельные, наиболее сложные темы курса. Задания зачастую носят комплексный характер и ориентированы на применение различных правил русского языка.

Для отработки практических умений по дисциплине Практикум по русскому языку самостоятельную  работу рекомендуется организовать  путем выполнения различных упражнений практического характера, на что и направлены методические рекомендации по дисциплине. Пособие состоит их 2-х частей: упражнений-заданий и письменных консультаций  по «трудным» темам.

            Все задания рекомендуется выполнять письменно в тетради для самостоятельных работ. При выполнении заданий обучающиеся имеют возможность  обращаться к представленным в пособии консультациям, к различного рода памяткам.

            После выполнения заданий рекомендуется  проанализировать допущенные ошибки, провести работу по их устранению. В случаях затруднения следует задать вопросы преподавателю. Это можно сделать как во время аудиторных занятий, так и во время индивидуальных консультаций.

            В течение учебного семестра каждый обучающийся должен отчитаться перед преподавателем о выполненной внеаудиторной самостоятельной  работе, предъявить необходимые  записи, сдать тетради на проверку. Одно из условий допуска к промежуточной аттестации – положительная отметка за выполненную самостоятельную работу. 

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы используются тесты, контрольные работы, зачеты, защита творческих работ и т.д.

            Управление самостоятельной работой студентов осуществляется через различные формы контроля и обучения:

  • Следящий контроль на учебных занятиях. Проводится в форме собеседования, фронтальных опросов, выполнения практических письменных работ.
  • Текущий контроль осуществляется в ходе проверки и анализа отдельных видов самостоятельной работы, выполненных во внеаудиторное время. Это, как правило, работы индивидуального характера.
  • Консультации (групповые - установочные, тематические -  и индивидуальные).
  • Итоговый контроль осуществляется через систему зачетов и экзаменов, предусмотренных учебным планом.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются:

  • Уровень освоения обучающимися учебного материала:
  • Умение студентов использовать теоретические знания при выполнении практических заданий.

 

       Самостоятельная работа студентов играет важную роль в воспитании сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями по изучаемой дисциплине, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.

            Таким образом, для успешного руководства самостоятельной работой обучающихся необходим комплексный подход со стороны преподавателя к её организации, планированию и методической обеспеченности.

            На протяжении многих лет в колледже осуществляется планомерная деятельность, направленная на подготовку методических материалов для организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебным дисциплинам и междисциплинарным курсам. Систематическая работа по разработке и использованию их в учебном процессе приводит к неплохим результатам: качество подготовки будущих специалистов улучшается.