В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует весь процесс организации образовательной деятельности в ДОУ. Одним из ключевых моментов этого документа является важность взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагоги, воспитанники и их семьи и др.)
Не секрет, что для результативной совместной деятельности необходимым условием можно считать применение инновационных подходов к организации деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Одним из таких подходов является разработка и реализация краткосрочных образовательных практик (КОПов). Данная форма деятельности рассматривается как практико-ориентированная образовательная деятельность, выбираемая участниками образовательных отношений, в соответствии с их интересами и образовательными потребностями, позволяющая получить (увидеть) конкретный результат.
КОПы призваны создавать условия для:
- формирования способности и готовности к осознанному выбору образовательной деятельности;
- удовлетворения познавательных интересов и действий дошкольников;
- освоения дошкольниками способов деятельности, необходимых в дальнейшем образовании;
- повышения мотивации приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- активизации роли семьи в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Реализуя программы КОПов в нашем детском саду, мы используем следующий алгоритм:
- Создание программ КОПов (темы выбираются с учетом интересов детей, запросов родителей, а также на основе увлечений педагогов в той или иной области).
- Организация процедуры выбора для детей (в игровой форме педагоги предлагают детям содержание своих программ. Программы КОПов могут быть представлены в форме «Город мастеров», «Ярмарка идей», «Экран выбора» и др. Дети с помощью именных жетонов выбирают один из предложенных КОПов).
- Организация процедуры выбора для семей воспитанников (семьи воспитанников получают информацию о содержании программ КОПов на родительских встречах, либо через специальные буклеты, виртуальное консультирование на сайте ДОУ и др.).
- Фиксация и анализ результатов выбора (полученный результат выбора помещается в фиксационную карту. В ходе анализа мы определяем перечень актуальныхдля участников процедуры выбора программ КОПов, которые будут реализованы).
- Составление графика реализации КОПов (определение времени и места проведения КОПов в режиме дня).
На выборе программы КОПов роль семей воспитанников не заканчивается. Для них мы предлагаем детско-родительские КОПы, в которых особенностью является совместная деятельность взрослых и детей для получения единого результата. Кроме того, мы практикуем КОПы, непосредственно предназначенные для семей воспитанников, и даже программы, которые реализуют сами родители.
В качестве примера приведем 4 типа программ КОПов, которые мы реализовали в нашем учреждении (представлена в Приложении).
Приложение
Программа краткосрочной образовательной практики для детей
Название |
«Кукла, оживи!» |
Автор |
Золотухина Т.Ю., музыкальный руководитель |
Формальные характеристики |
Контингент, возраст: дети МБДОУ № 6, 5-7 лет |
Срок реализации: ноябрь 2016 г. |
|
Место проведения: групповая комната |
|
Время проведения: первая и вторая половина дня |
|
Количество занятий: 8 |
|
Форма организации |
«Театральная гостиная» |
Актуальность |
О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Л.Макаренко называл театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости, что, безусловно, помогает повысить культуру ребёнка, сформировать духовно развитую личность, активизировать творческий потенциал. Привлечение детей к участию в кукольных спектаклях позволяет маленьким исполнителям проявлять врожденные, естественные актерские способности. Ребенок, как участник творческого коллектива, попадает в новый информационный пласт, который создает оптимальные условия для активного раскрытия его индивидуальных задатков и способностей, а так же развития его интеллектуальной и творческой деятельности. |
Цель |
Формирование умений и навыков (артистических, эмоциональных, театрализованных) необходимых для кукловождения у детей старшего дошкольного возраста. |
Задачи |
|
Этапы реализации КОПа |
I. Информация о видах тетра, театрализованных постановках и куклах. Просмотр видеоотрывка кукольного спектакля театра С.Образцова (педагог знакомит детей с некоторыми видами театра, имеющимися в ДОУ: кукольным «би-ба-бо», плоскостными – театр с водой, магнитный).
IV.– VI. Работа над целостной картиной спектакля. (Развитие памяти детей посредством заучивания текста. Разыгрывание диалогов. Самостоятельный подбор движений для передачи образа. Учить детей, инсценируя сказку, взаимодействовать между собой, ориентироваться в пространстве. Пересказывание сказки по ролям (отдельные эпизоды), используя соответствующую мимику, интонацию, жесты. Упражнять в выразительном интонировании. Учить самостоятельно импровизировать в создании движений персонажей.)
|
Планируемые результаты |
Дети освоили основные приемы кукловождения, уверенно держат себя на сцене, не боятся импровизировать. |
Итоговое событие |
Кукольное представление |
Перспективы |
Постановка следующей сказки с другими детьми. |
Учебно-дидактическое оснащение |
Презентация «Театр. Какой он?», видео кукольного спектакля «По щучьему веленью» театра им.С.Образцова. Фонограммы, куклы би-ба-бо, атрибуты к спектаклю. |
Программа краткосрочной образовательной практики для детей и их родителей
Название |
«Дом моей мечты» |
Автор |
Москатова С.М., зам.зав.по ВМР |
Формальные характеристики |
Контингент, возраст: дети МБДОУ № 6 5-7 лет, родители |
Срок реализации: октябрь 2016 |
|
Место проведения: групповая комната |
|
Время проведения: вторая половина дня |
|
Количество занятий: 5 |
|
Форма организации |
В парах, ребенок-родители |
Актуальность |
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, конструктивная деятельность включена в перечень основных видов детской деятельности, в ходе которых у ребенка формируются представления об окружающей действительности, развиваются личностные качества, а также проявляется его индивидуальные возможности и способности. Известно, что конструирование может быть организовано в различных формах, но для более активного проявления детьми творческого потенциала целесообразно использовать конструирование по замыслу. Данная форма конструирования позволяет активизировать самостоятельность детей, различные стороны их мыслительной деятельности, а также может способствовать успешной социализации в будущем. Не секрет, что дом и семья – это самые важные ценности в жизни ребенка. Поэтому конструирование дома своей мечты мы рассматриваем как наиболее действенный способ для активизации и проявления внутреннего эмоционального состояния детей, их привязанности к дому, их представления об идеальном ближайшем окружении. А привлечение к этой деятельности родителей может явится действенным способом активизации их роли в организации образовательного процесса. |
Цель |
Создание условий для активизации творческих способностей и индивидуальных возможностей детей, взаимодействия детей и их родителей, установления между ними доброжелательных отношений через конструирование по замыслу. |
Задачи |
1. Активизировать ранее приобретенные представления и навыки конструктивной деятельности через рассматривание иллюстраций построек, диалог, обсуждение. 2. Помочь детям и их родителям с определением замысла постройки через индивидуальные беседы, изобразительной деятельности (рисование, аппликация). 3. Создавать условия выбора детьми и их родителями материалов для конструирования. |
Этапы реализации КОПа |
1 час – определение замысла, изображение его на листе бумаги (рисование, аппликация, по выбору ребенка). 2 час – конструирование домов с использованием мягкого крупногабаритного конструктора. 3 час – конструирование домов с использованием блочного конструктора (геометрические фигуры разного размера). 4 час – конструирование домов с использованием магнитного конструктора (пластины различной формы или палочки с шариками разного цвета). 5 час – конструирование домов с использованием природного материала бересты. |
Планируемые результаты |
Дети: - могут определить и четко аргументировать замысел; - конструировать постройку с помощью различного вида конструктора Родители: - проявляют интерес и активность, оказывают помощь в определении замысла и выборе конструктора; - принимают участие в представлении построек |
Итоговое событие |
Интерактивный фотоальбом. Сюда приглашаются дети, не посещающие данный КОП, их родители, а участники представляют свои продукты в качестве фото на презентации, сопровождая небольшим рассказом о выборе вида конструктора, дизайна и др. |
Перспективы |
При результативном прохождении КОП, в дальнейшем можно организовать дополнительное образование в виде кружка с применением других форм конструирования, а также с привлечением детей из других возрастных групп. |
Учебно-дидактическое оснащение |
Различные виды конструктора, материалы для конструирования (природный материал) |
Программа краткосрочной образовательной практики для родителей воспитанников
Название |
«Новая жизнь старым вещам (техника Шибори)» |
Автор |
Воспитатель Ширяева Елена Леонидовна |
Формальные характеристики |
Срок реализации: октябрь 2016 год |
Место проведения: групповая комната |
|
Время проведения: II половина дня |
|
Количество часов: 6 |
|
Контингент, возраст: родители |
|
Количество участников: 10 человек |
|
Форма организации |
«Творческая мастерская» (работа в парах, индивидуально) |
Актуальность |
Не секрет, что дети – великие модники и любители ярких красок. Легко и просто зайти в магазин и купить ребенку новую вещь. Ту вещь, которую выбрал сам ребенок. Но через некоторое время она будет забыта. Другое дело, вещь, сделанная или украшенная для любимого чада своими руками. Такую одежду он будет не просто носить долго и с удовольствием, но и с гордостью рассказывать друзьям о ней. Одной из особенностей маленьких детей является умение «ставить» оригинальные не выводимые пятна на белой одежде. И в этой непростой ситуации приходит на помощь эта техника. Она предполагает складывание, скручивание, свертывание ткани с последующим перевязыванием ее нитью. Полученный сверток окрашивается специальными красками по ткани, просушивается, убирается нить, и получается яркий неповторимый рисунок. Это лишь один из способов работы в технике Шибори. Но именно он лежит в основе организации этого КОПа. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, одной из функций образовательного учреждения является повышение уровня компетентности родителей в вопросе личностного развития детей. Поэтому данный вид техники позволит родителям не только порадовать своих детей новыми вещами, но и совместно с ними дома создать новые модели. |
Цель |
Создание условий для активизации творческих способностей участников образовательных отношений через украшение одежды в технике Шибори. |
Задачи |
1. Представить особенности техники Шибори через презентационный материал и ее демонстрацию. 2. Создать условия для выбора способов скручивания и нанесения краски на ткань через предоставление схематических карт, а также для подбора цветовых решений и непосредственно изготовления продукта. 3. Помочь в организации дефиле с представлением работ. |
План занятий |
1 час – показ презентации о технике с примерами, диалог с целью выявления уровня заинтересованности после показа. 2 час – выполнение домашнего задания в форме подбора одежды для мастерской. 3-5 час – работа творческой мастерской. Родителям предоставляется возможность выбрать способы скручивания, складывания и т.д., краски. Практическая деятельность. Рефлексия. 6 час – красочное дефиле для родителей и детей, не выбравших данный КОП. |
Планируемые результаты |
- могут задумывать и объяснять свой замысел дизайна; - проявляют интерес и активность; - принимают активное участие в демонстрации изделий.
|
Итоговое событие |
Показ моды «Красочное дефиле». |
Перспективы |
При высоком уровне заинтересованности возможен набор следующей группы родителей, привлечение других членов семьи. |
Учебно-дидактическое оснащение |
Презентация «Это удивительная техника «Шибори», альбом «Модники», иллюстрации готовых изделий. |
Программа краткосрочной образовательной практики, составленная и реализованная родителями
Название |
«На морском дне» (пластилинография) |
Автор |
Родитель: Латыпова Екатерина Владимировна Тьютор: воспитатель Мишарина Алла Евгеньевна |
Формальные характеристики |
Срок реализации: октябрь 2016 г. |
Место проведения: групповая комната |
|
Время проведения: вторая половина дня |
|
количество часов: 4 |
|
контингент, возраст: дети старшего дошкольного возраста, 5-7 лет |
|
количество участников: 7 |
|
Форма организации |
Индивидуальная, групповая |
Актуальность |
Все мы умеем рисовать карандашами, красками. Рисовать чудесные картины можно и при помощи пластилина. Пластилинография - это создание из пластилина выпуклых, полуобъемных объектов на поверхности. Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Работа с пластилином развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, активизирует мыслительную и речевую деятельность ребенка. |
Цель |
Создание условий для активизации творческих способностей и развития мелкой моторики рук детей посредством пластилинографии. |
Задачи |
- Сформировать у детей навыки лепки; освоить разные способы и приёмы работы с пластилином при изготовлении плоскостных, полуобъемных поделок; - Развивать мелкую моторику рук детей, фантазию, воображение, пространственное мышление (сочетать цвета; создавать необходимые цвета путём смешивания, композиции). - Воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение организовать своё рабочее место. |
План занятий |
1 час - просмотр презентации «Обитатели морского дна», видеофильм «Живая планета» серия «Подводный мир морей и океанов». Беседа по прослушанному и увиденному. 2 час - загадывание загадки про пластилин, уточнение знаний детей о пластилине, о способах и правилах работы с пластилином; демонстрация работы на картоне, созданной педагогом в технике «пластилинография» и рассказ о данной технике. - определение замысла, изображение его на картоне. (композиция) 3 час - выполнение работы, показ способа получения сложных цветов путем смешивания пластилина. 4 час - рассказ о том, как можно внести исправление в работу с помощью стеки; продолжение работы «На морском дне»
|
Планируемые результаты |
- Дети освоят некоторые приемы и способы лепки пластилином при изготовлении плоскостной, полуобъемной картины; - Будут развивать мелкую моторику рук детей, - Научатся сочетать цвета, создавать необходимые цвета путём смешивания, композиции. - Закрепят умение организовывать своё рабочее место. |
Итоговое событие |
выставка работ детей «На морском дне» (оформление выставки предполагается в старшей группе). |
Перспективы |
В дальнейшем предполагается реализация данной программы КОПа с родителями и другими членами семей воспитанников. |
Учебно-дидактическое оснащение |
Презентация «Обитатели морского дна» Видеофильм
|