Цель похода и восхождения для начинающих альпинистов — освоение норм поведения в высокогорье, которые граничат с требованиями постулатов: применение и закрепление начальных навыков в технике передвижения по различному горному рельефу. Применение на практике способов обеспечения безопасности при движении в связках и с использованием приемов массовой страховки, ознакомление с характером реальных препятствий, уяснение понятия «категория сложности», закрепление альпинистской геоморфологической терминологии.
Особенности начальной подготовки альпинистов – это проверка физической, технической и моральной подготовки, закрепление приемов и навыков индивидуальной техники, приобретение навыков взаимодействия и обеспечения безопасности. Выбор объекта восхождения для начинающих альпинистов принимаются во внимание:
-трудность и протяженность подходов;
-наличие удобного места для исходного бивака;
-надежность связи с базовым лагерем;
-положение вершины как обзорного пункта района и маршрутов предполагаемых восхождений.
В программе подготовки на 3-й разряд увеличивается число учебных восхождений по маршрутам, повторяющим характер отработанных приемов передвижения по различному рельефу. Во время учебно-тренировочного восхождения проверяются полученные практические навыки и закрепляются знания, приобретенные в учебном цикле текущего сезона. Одновременно осуществляется тренировка к более сложным учебным восхождениям, которая позволяет выявить соответствие физической и технической готовности альпинистов к выполнению более сложной работы при постоянно увеличивающихся физических нагрузках. Здесь же проверяются морально-волевые качества, желание совершать восхождения в данном составе группы, слаженность действий и взаимопонимание участников учебного отделения, техническая грамотность понимание мер безопасности, приобретение навыков во взаимодействии связке между участниками группы. Тренировочное восхождение совершается в составе всей группы.
При учебных восхождениях на горную возвышенность категории сложности «2А» продолжается закрепление навыков учебного цикла, приобретаются навыки самостоятельных действий в ведении группы по маршруту и в организации необходимой страховки. На таких восхождениях молодые альпинисты начинают выполнять положения тактического плана применительно к характеру и сложности маршрута.
В контрольном восхождении на категорию сложности «2Б» проверяются навыки, полученные в процессе обучения и предыдущих восхождений, и даются рекомендации для присвоения 3-го разряда по альпинизму. Это своеобразный экзамен для альпиниста, переходящего к более сложным восхождениям спортивного уровня подготовки.
После получение начальных навыков и «значка альпиниста» они совершают восхождения на категорию сложности «2А» и «2Б» в составе двух учебных групп.
Подготовка восхождений.Перед выходом в высокогорную зону всем учебным группам разъясняются цели предстоящего похода или восхождения, предполагаемые учебные вопросы и критерии оценки действий участников. Выходу предшествует организационное ознакомление с объектом восхождения, путями подхода к вершине. В этой беседе используются описания маршрута и иллюстративный материал. Важно приучить будущих разрядников самостоятельно пользоваться картотекой вершин района, фотографическими и другими материалами для подготовки и разработки учебного тактического плана всего похода.
Тщательность и своевременность организационной подготовки похода или восхождения во многом определяют его успех не только в тактическом плане. Они дают и высокий учебно-воспитательный эффект. Подготовка включает подбор бивачного, личного и общественного снаряжения, продуктов питания, средств освещения, распределение груза, медицинский осмотр и оформление необходимой документации, получение консультации у лиц, недавно прошедших этот маршрут. Во всем этом с равной долей ответственности должны участвовать и сами члены группы.
Восхождение.Независимо от категории сложности все восхождения начальной подготовки альпинистов носят учебный характер. Учитывая это, при составлении тактического плана учебного восхождения надо увеличивать время на его осуществление по сравнению с раскладкой спортивной группы. Планируется ранний выход с биваков, которые подтягиваются максимально близко к объекту восхождения. В целях экономии времени организуются разведочные выходы группы, составленной из стажеров и хорошо подготовленных участников, под руководством инструктора. Задачи разведки: проверка путей подходов, прокладывание следа, требуемая маркировка, оборудование мест массовой страховки. В учебных восхождениях решаются задачи связанные с освоение обстановки, ориентация на маршруте, первые навыки взаимодействия в связке, реагирование на изменение условий и замечания инструктора, способность исправлять ошибки, взаимоотношения с товарищами по группе и умение двигаться замыкающим в группе, особенно на спуске.
Поскольку учебная программа выполнения этих норм рассчитана, как правило, на два сезона подготовки в горах, для определения сроков и разграничения уровней подготовленности приняты определения «частичное выполнение норм» и «завершение выполнения норм», что соответствует первому и второму году обучения на этом этапе подготовки альпиниста.