Полный текст статьи
Печать

Современные психолого-педагогические представления об эффективном процессе обучения требуют организации этого процесса прежде всего как активного и самостоятельного изучения каждым слушателем данного учебного материала.

Поэтому преподавание следует рассматривать как помощь каждому слушателю в организации и рациональном и эффективном осуществлении активной, самостоятельной, сознательной, целенаправленной и результативной познавательной деятельности.

Центральной задачей преподавателя, для решения которой необходимы как глубокие педагогические, так и обширные научно-технические знания и умения, является подготовка высококачественного учебно-методического обеспечения процесса обучения. Объяснительно-иллюстративная деятельность преподавателя на любой форме учебных занятий, которая сама по себе есть искусство, является лишь дополнительным средством пояснения, углубления, развития, конкретизации того основного материала (описания основ теории, научных фактов, явлений, процессов, моделей и гипотез, а также типовых, наиболее рациональных и результативных способов, приемов, методов, составляющих содержание дисциплины), который в виде специальных пособий-руководств (по разделам дисциплины и видам учебной деятельности) подготавливается преподавателями для обеспечения самостоятельной учебной работы каждого слушателя в процессе изучения им данного учебного материала.

Очевидно, что эффективная познавательная деятельность возможна при условии, что обучающийся имеет доступ к высококачественным источникам учебной информации, владеет знаниями о рациональных приемах учения и соответствующими умениями организовать свою учебную работу, знает и умеет применять методы и средства самоконтроля и самоуправления в процессе учения, а также желает овладеть соответствующим учебным материалом в заданном объеме и в заданное время.

Таким образом, чтобы помочь обучающемуся наиболее рационально и эффективно организовать свою работу по овладению учебным материалом, преподаватель должен:

1)        возбудить интерес обучающихся к изучению данного предмета посредством раскрытия роли и значения конкретного учебного материала для формирования его профессиональной квалификации;

2)        отобрать, структурировать и изложить в объяснительно иллюстративной и инструктивно-проблемной форме учебный материал как в части основ теории, типовых способов деятельности, так и в части методов организации самоуправляемой и самоконтролируемой работы обучающихся. Эта специально для данного контингента обучающихся подготовленная информация должна полностью обеспечить целенаправленную познавательную деятельность каждого обучающегося как во время аудиторных занятий, так и во внеаудиторное время.

Следует заметить, что наличие только интереса со стороны обучающихся и даже высококачественного учебно-методического обеспечения само по себе еще не гарантирует успеха в обучении. Огромную роль играют тип и содержание самостоятельной учебной деятельности слушателем в учебном процессе. В этом смысле помощь преподавателя - это оперативное руководство и управление как содержанием, так и формой самостоятельной работы каждого слушателя над овладением запланированными знаниями и умениями, вовлечение личным примером в рациональную работу над материалом дисциплины, обучение не только предмету, но и методам эффективного и рационального познавательного труда.

Для решения задачи обеспечения высокого мотивационного настроя слушателя преподаватель прежде всего должен раскрыть (выявить, обосновать, классифицировать и наглядно предъявить) цели изучения данной дисциплины, показать необходимость, полезность, значимость овладения данным составом специальных знаний и умений для тех специалистов (слушателей), для которых организуется рассматриваемое обучение. Роль и значение специальных знаний и умений для данного контингента обучающихся могут быть показаны на плакатах, действующих макетах, с помощью кино- и телефрагментов, диафильмов, на демонстрационных стендах, объемных (голо- графических) картинах, на обобщающих схемах и т. п., которые должны способствовать созданию у слушателей целостного представления о назначении изучаемой дисциплины. Эти средства (в комплексе и по отдельности) должны постоянно использоваться на стадии введения, ознакомления, первоначального восприятия на всех видах аудиторных занятий, создавая определенную атмосферу, способствующую поддержанию у слушателями высокого познавательного интереса.

Заключительным элементом, составляющим понятие "помощь" преподавателя в самостоятельной работе слушателей, является подготовка и организация контрольно-корректирующих мероприятий. Поскольку эффективность и результативность процесса обучения проверяются по тем конечным результатам, которые достигаются обучающимися в учебном процессе, то знание каждым слушателем содержания, форм и сроков контрольных мероприятий, методов оценивания знаний и умений, меры ответственности и последствий за недоброкачественные результаты познавательной деятельности является важным стимулом для повышения и ответственности, и добросовестности слушателя в учебном процессе.

Итак, помощь преподавателя выражается в том, что он создает мотивационный настрой, подготавливает учебно-методическое обеспечение, осуществляет непосредственное руководство и управление самостоятельной работой каждого слушателя над учебным материалом, готовит и проводит контрольно-оценочные мероприятия.

Проведенный анализ процесса учения как самоуправляемой и самоконтролируемой познавательной. деятельности слушателей показывает, что эта деятельность, а следовательно, и процесс овладения знаниями в рамках данной дисциплины, может быть эффективной только при условии, что:

1)        на базе разнообразных средств наглядности и методов поднятия мотивации слушателей получают на уровне знакомства полную и адекватную информацию о содержании, назначении и методах овладения системой знаний и умений, которая составляет предмет данной дисциплины, а также убеждаются в том, что предлагаемая для изучения и овладения система знаний и умений имеет важное значение для их профессиональной квалификации;

2)        каждый слушатель обеспечивается индивидуальными учебно-методическими пособиями-руководствами, при помощи которых преподаватель осуществляет косвенное управление процессом овладения знаниями, вовлекая слушателем в адекватную самоуправляемую и самоконтролируемую познавательную деятельность над систематизированной и целенаправленно представленной учебной информацией, с гарантированным достижением запланированного результата;

3)        текущие успехи или неуспехи каждого слушателем в овладении знаниями и умениями в соответствии с поставленными в данной Дисциплине и принятыми слушателем целями, определяемые по результатам действий слушателя на контрольно-зачетных занятиях, показывающих действенность и прочность усвоенных им знаний, являются критериями и детерминантами для выработки последующих управляющих воздействий в системе управления (или самоуправления) обучением.

Как было показано выше, самостоятельное изучение, самостоятельная работа над учебным материалом являются главными в учебной деятельности каждого обучающегося. Поэтому так важно, чтобы и преподаватели, и каждый слушатель понимали сущность и значение самостоятельной работы в учебном процессе. В настоящее время часто наблюдается сведение самостоятельного изучения к выполнению (преимущественно во внеаудиторное время) некоторой системы заданий, ответам на вопросы и к конспектированию учебников и учебных пособий, которое, как правило, слушателями выполняется в виде механического переписывания (лишь бы представить выполненное задание).

В то же время незаслуженно забыты различные формы вовлечения слушателей в чтение, разбор, структурирование, реферирование учебных текстов в процессе аудиторных занятий. Нам представляется, что главной целью самостоятельного изучения является приобретение умений понять текст, вычленить и переосмыслить, постановки типовых проблем и рациональные образцы деятельности, составить на базе анализа учебных текстов предписания и алгоритмы для решения целевых задач, осмыслить и четко обрисовать в конспекте сущность теоретических построений, рассмотренных в тексте, и их место в системе профессиональных знаний.

Эти умения определяют эффективность и качество познавательной деятельности каждого слушателя, а сами эти умения формируются в адекватной учебной деятельности. Отсюда можно вывести требования к содержанию и формам тех учебно-методических пособий-руководств и адекватных методов их использования, которые являются продуктом деятельности преподавателя, направленной на организацию и обеспечение эффективной самостоятельной учебной работы каждого слушателя как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторное время.