В каждом виде спорта для спортсменов характерны свои специализированные психические процессы и качества, уровень развития которых влияет на спортивный результат. В спортивных походах возникают ситуации, вызывающие отрицательные эмоции и психологические срывы.
Реакция человека на внешний раздражитель, может быть, простой и сложной. Простая – это реакция, вызванная заранее обусловленным или ожидаемым фактором. Например, альпинист знает, что сверху ему сбрасывают веревку или другой какой-либо предмет, от которого нужно не только увернуться, но и удержать от дальнейшего падения. Внезапный срыв партнера требует сложной скоростной реакции. Скорость реакции проявляется в быстроте противодействия ожидаемому или неожидаемому событию с негативными, как правило, последствиями. Это может быть самозадержание при срыве, действия одного партнера при срыве другого.
Для развития скорости реакции необходимо:
- вырабатывать у альпинистов максимально быстрое и точное реагирование на предлагаемые различные раздражители-сигналы зрительные и звуковые, умение восстанавливать равновесие при неожиданном выведении из него действиями других участников;
- во время упражнения внезапно менять условия, на которые альпинист мгновенно должен реагировать быстрыми действиями, в том числе и силовыми;
- работать над ликвидацией скованности движений, напряженности, которые вызваны неправильной координацией движений или эмоциональным состоянием;
- обучать альпинистов контролировать свои реакции по времени и управлять их быстротой;
- создавать у альпинистов четкое представление о длительности реакции.
Восприятие в альпинизме особенно важны пространственно-временные факторы, без которых немыслим анализ движений и специализированные мышечно-двигательные восприятия. Это – чувство времени, которое определяется особенностями протекания физиологических и психических процессов в организме. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения создают предпосылки для удержания от несвоевременного движения. Альпинист должен обладать развитым чувством времени при пребывании в пространстве на одной точке опоры, при восстановлении равновесия, при срыве с самозадержанием. Основным упражнением в развитии чувства времени в пространстве могут служить упражнения на гимнастических снарядах, на учебных скальных участках и тренажерах. Хорошим средством служат подвижные и спортивные игры, бег с препятствиями и др.
Ориентирование в пространстве. Под этим следует понимать ориентирование в пространстве во время преодоления альпинистами участков пути разного характера и разной трудности. В этих условиях, например, на скалах, альпинист должен определить сложность пути, зрительно представлять окружающий рельеф местности, рассчитать возможности его использования, мысленно определить, в каком положении окажется тело при движении, какие точки опоры можно использовать. Ориентирование включает в себя целый ряд психических процессов, связанных с мышлением, чувством уверенности или страха, с активными действиями, предложениями и представлениями. Альпинисты, у которых недостаточно развито чувство ориентирования, часто ошибаются в выборе простого и безопасного пути.
Чувство положения тела связано с чувством ориентирования. В практике альпинизма встречаются технически сложные участки пути, когда тело принимает необычное положение. При преодолении скального рельефа можно оказаться в положении лежа, сидя, в наклоне, в висах, упорах и вниз головой. Эти положения часто оказываются исходными для перемещения тела в разных направлениях с активными последующими действиями, при которых положение тела меняется. Чувство положения тела в разных сложных условиях с применением тактико-технических действий нужно тренировать. Для этого используются гимнастические снаряды с упражнениями на изменение положениями тела, упражнения на брусьях, вертикальной и горизонтальной лестницах, на кольцах, шведской стенке, перекладине и др.
Чувство свободы движений одно из отличительных свойств мастерства альпиниста – умение излишне не напрягаться при длительных действиях в сложных условиях, держаться свободно и непринужденно. Свобода движений зависит от умения альпиниста расслабляться после моментов напряжения. Скованность всегда приводит к неточности движений, быстрой утомляемости и нарушению навыков. Основой развития чувства свободы движений является овладение координацией и правильными техническими действиями. Каждому альпинисту следует научиться контролировать свои движения, чередовать напряжение и расслабление отдельных групп мышц.
Внимание – это сосредоточенность или направленность на одном или нескольких объектах. Самые важные свойства внимания – интенсивность и устойчивость. Альпинист во время передвижения по любому рельефа должен быть предельно внимателен. Потеря внимательности может привести к несчастным случаям. Без обостренного внимания трудно воспринимать и перерабатывать информацию, продуктивно мыслить и контролировать свои действия. Поддержание высокого уровня внимания требует больших затрат нервной и физической энергий. Стойкость внимания определяется тем, что направленность психической деятельности не переключается на объекты, отвлекающие от решения основной задачи. Альпинисту очень трудно сосредоточить внимание на каком-нибудь определенном факторе, т.к. если не множество, то хотя бы несколько факторов, связанных друг с другом, действуют одновременно и выделить для сосредоточения внимания один невозможно. Например, при движении с партнером по сложному рельефу надо очень внимательно следить за своими техническими действиями, проявлять осторожность, чтобы не сбрасывать камни на идущего ниже, предвидеть ситуацию, обеспечивать самостраховку и быть готовым страховать товарища. В отдельных случаях, возможно, сосредоточить внимание на двух и более объектах. При страховке партнера, когда тот преодолевает сложный участок пути при попеременном движении, необходимо сосредоточить внимание на его действиях и своей страховке. Следует отметить, что все упражнения для развития скорости реакции одновременно улучшают внимание альпиниста, так как требуют распределения внимания на двух одновременных моментах: появление раздражителя и ответного действия. В практике альпинизма приходится постоянно переключать внимание, чтобы реагировать на изменение обстановки.
Тактико-техническое мышление – процесс обобщенного отражения действительности – протекает в сложной форме и характеризуется тесной связью с восприятием и представлением. Необходимым условием развития тактико-технического мышления являются наблюдательность, зрительная память и воображение. Мышление альпиниста, главным образом, формируется в процессе технической и тактической подготовки в условиях учебно-тренировочных занятий и походов.
Учитывая все выше изложенное, руководителям рекомендуется наиболее серьезно подходить к психологическому моделированию альпинистской группы – это залог успеха. Также по итогам психологического моделирования необходимо разработать маршрут и график движения похода, наиболее подходящие всем участникам группы. Управление психическим состоянием альпинистов основано на знаниях структуры психики человека.