Полный текст статьи
Печать

  Стремительные изменения в общественной жизни вызвали изменения образовательной системы на всех уровнях. Современному обществу для реализации ФГОС требуются учителя иностранных языков, компетентные в лингвометодических и социокультурных вопросах, владеющие современными технологиями обучения, способные подготовить своих обучающихся к международному и межкультурному общению.

Для  понимания специфики педагогических умений учителя иностранного языка  были изучены работы основоположника современной методики иноязычного образования Е.Л. Пассова.  Он был одним из первых, кто задумался о профессиональном стандарте педагога. Им была разработана схема генезиса методического мастерства учителя (генезис - зарождение и последующий процесс развития), которая включает в себя понятие «методическая культура» (содержание образования) и три уровня профессионализма: уровень грамотности, уровень ремесла и уровень мастерства. Осваивая элементы методической культуры, учитель поднимается на соответствующие уровни своего профессионализма. Овладение методическими знаниями обеспечивает уровень грамотности. Овладев опытом осуществления приемов профессиональной деятельности, учитель поднимается до уровня ремесла. Переход на уровень мастерства возможен только после освоения такого элемента методической культуры, как творчество.

 В процессе работы передо мной встала проблема выбора технологии обучения, которая бы позволила создать условия развития коммуникативной компетенции учащихся и обеспечила активизацию процесса моего профессионального роста.

     Изучение теоретических положений современных педагогических технологий позволило выдвинуть гипотезу: если применять технологию коммуникативного обучения в системе, то это приведет к высокому уровню сформированности коммуникативной компетенции учащихся и генезису педагогического мастерства учителя. Заявленная технология предоставляет каждому ребенку возможности для изучения иностранных языков, которые максимально соответствуют  его индивидуальным интересам и склонностям, способностям и возможностям. А учитель в рамках применения этой технологии при подготовке и проведении уроков может совершенствовать свое методическое мастерство.

    Цель применения технологии коммуникативного обучения -  сформировать  языковые знания учащихся на коммуникативно-оптимальном  уровне.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач

ü  формировать языковые, интеллектуальные и креативные способности учащихся, которые в последующем позволят удовлетворять потребности в самостоятельном приобретении знаний;

ü  создавать условия для свободного развития личности в рамках активной совместной учебной деятельности.

 Новизна данного опыта заключается в следующем:

  • Язык рассматривается как социальный институт, который удовлетворяет потребность в  общении, помогает в социализации и приобщении индивида к культурным ценностям.
  • Новый подход к организации речевого материала (так называемая проблемная организация, в отличие от традиционной — тематической); новый подход позволяет организовать речевой материал, моделируя эвристические формы реального общения.
  • Методическое творчество, основанное на преобразовании и переносе приемов обучения в разные условия, т.е. продукция нового в обучении.

   Технология коммуникативного обучения, которая является сущностью всех интенсивных методов обучения иностранному языку, была разработана ведущими методистами российского образования – И.Л. Бим и Е.И.  Пассовым. Составляющими коммуникативно-ориентированного учебного процесса являются технологии развивающего, личностно-ориентированного и эвристического обучения: теория развития (В.Н. Барановский),  технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко), технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская), мотивация учения (В.Г. Асеев, А.К. Маркова), метод проектов (Е.И. Пассов),  метод проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов).

    Полученная теоретическая база позволила прийти к выводу, что коммуникативно-ориентированное обучение – это, прежде всего, наличие коммуникативной мотивации при условии общения с учетом всех личностных характеристик: природных способностей, умения осуществлять учебную и речевую деятельность, личного опыта, набора определенных чувств и эмоций, личных интересов и социального статуса  в классе. Эти особенности коммуникативно-ориентированного обучения были учтены при построении системы обучения иностранному языку, которая реализуется в рамках следующих подходов:

I. Деятельностный подход базируется на теории целенаправленной деятельности и теории речевой деятельности. Коммуникативное обучение иностранным языкам носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.

    Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам на уроках осуществляется через «деятельностные задания».   Эти задания  строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения. И в зависимости от этого они делятся на: коммуникативные игры, коммуникативные имитации, свободное общение. Деятельностные задания позволяют создать условия для речемыслительного творчества учащихся. Они нередко выполняются в условиях повышенной речевой и физической активности, оживления учащихся, поэтому здесь повышается важность методической организации процесса обучения.  Я  тщательно продумываю организацию коммуникативно-познавательной деятельности в виде строго определенной обучающей процедуры. Дети выполняют коммуникативно-ориентированные задания по  трехчастной форме. Практически любое задание может выполняться в 3 этапа: подготовительный, исполнительный, итоговый. Содержание данных этапов меняется в зависимости от того, какой вид работы используется на уроке: «основанный на тексте» или «основанный на задании». Работа, основанная на тексте, обычно выполняется по формуле «предъявление – практика – продукция». Работа, основанная на задании, включает «выполнение задания – вычленение нужного языкового материала – включение нового материала в речевую практику».

Таблица 1

Основные свойства деятельностных заданий: 

Коммуникативные игры

Коммуникативные имитации

Свободное общение

игровой сюжет общения;

проблемная ситуация;

тема общения участников

игровая задача общения;

коммуникативная задача общения;

обсуждаемый вопрос;

конкурирующие           участники;

коммуникативные отношения;

межличностные отношения;

правила игры;

условия общения;

свободный обмен;

соревнование между участниками или командами;

борьба за мнение, решение, выбор поступка между участниками;

высказывание собственных точек зрения участниками;

 

сотрудничество внутри команды;

речевое взаимодействие;

поддержание темы разговора;

победитель соревнования;

разрешение проблемы.

 

исчерпание темы разговора.

   II. Гуманистический подход к обучению обеспечивает создание положительных условий для развития личности в деятельности:

  • учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;
  • каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;
  • использование языкового материала подчиняется задаче индивидуального речевого замысла и соответствует речемыслительным возможностям говорящего.

Таким образом, гуманистический подход предполагает, что взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке.

III. В условиях функционального подхода происходит формирование у школьников коммуникативной компетенции.  В данное понятие вложен смысл о том, что высказыванию присущи свои правила, которым подчиняются правила грамматики, и усвоение которых обеспечивает способность пользоваться языком в процессе коммуникации. Коммуникативная компетенция   включает в себя:

1)    лингвистическую компетенцию (готовность использовать иностранный язык как орудие речемыслительной деятельности),

2)     прагматическую компетенцию (готовность передавать коммуникативное содержание в ситуации общения),

3)    когнитивную компетенцию (готовность к коммуникативно-мыслительной деятельности),

4)     информативную компетенцию (владение содержательным предметом общения).

IV. Аутентичный подход подразумевает не только использование на уроке «взятого из жизни» учебного материала, но и создание методически целесообразных условий естественного общения. Для этого в учебных условиях обеспечивается «репетиция реального употребления языка»:

  • задания речевого взаимодействия выполняются в парах или малых группах.  

На практике применяются три основных вида речевого взаимодействия учащихся:

1)      сотрудничество участников в выработке единой идеи (возможно при решении разнообразных проблемных задач). Примером таких заданий может служить: «Альтернативное     письмо»     /прием «Snow  ball»/ -   составление  сюжетного  рассказа группой учащихся во главе с учителем.  Выбирается    тема,        кто-то начинает сюжет,   каждый альтернативно    продолжает     «цепную» линию рассказа.   Вклад   каждого учащегося в сюжет рассказа может  быть построен на основе предыдущей информации   или  может  стать началом  нового сюжетного поворота. Каждому участнику общения отводится 1 минута.

2)      комбинирование информации (если у каждого ученика имеются свои, отличающиеся от других факты и сведения, например, составление текста   по   «кусочкам»).

3)      передача информации от одного участника к другому (возможна в заданиях типа «Выполнение инструкции». Например, один ученик получает рисунок и дает устные инструкции второму ученику: «Нарисовать аналогичное изображение – домик, чашку, птицу и др.»).

  • проблемные речемыслительные задания основаны на: догадке,   нахождении сходств и различий,  ранжировании по порядку,  открытии,  интерпретации,  умозаключении,  суждении,  исключении лишнего,  причинно-следственном рассуждении и т.п. При развитии и совершенствовании навыков аудирования и чтения я использую следующие проблемные речемыслительные задания:

1. Прослушайте текст и определите, как говорящий знакомится со своим зарубежным сверстником (как высказывает свое мнение, пытается убедить слушателя совершить какой-нибудь поступок).

  1. Прослушайте текст (диалог) и скажите, о чём  говорящий хочет сообщить или спросить. Подтвердите ваше мнение цитатой из текста.
  2. Прослушайте краткое резюме и скажите, что не соответствует его содержанию.
  3. На основании прослушанного текста: составьте план текста; ответьте на вопросы; сделайте на английском языке краткое  устное (письменное) резюме прослушанного текста; сформулируйте основную идею прослушанного текста.

5. Выстраивание последовательности рассказа из его фрагментов, распределенных на карточках между учащимися.

6. Расположение предметов или понятий по принципу их важности или полезности в определенной ситуации.

7. Выявление сходств и различий в понятиях, изображениях, текстах.

8. Исключение лишнего предмета, мысли, текста.

9. Задания типа «перенос информации»: либо из текста в наглядное изображение, или из наглядного изображения в текст.

10. Осознанное подвергание сомнению тех или иных положений, мыслей, высказываний.

11. При прослушивании, чтении предложений догадывание по контексту о значении неизвестных слов в известной грамматической форме (или по словообразовательным элементам).

12. Записывание прозвучавших в тексте слов и  словосочетаний, относящихся к изучаемой теме.

  • ролевое общение, которое реализуется в ролевой игре,  позволяет формировать коммуникативные умения в специально отобранных «жизненных» ситуациях.   

         Ролевая игра - вид учебного общения, которое организуется в соответствии с

       сюжетом, распределенными ролями и межролевыми    отношениями.

Таблица 2

Виды и свойства ролевых игр

Вид ролевой игры

Свойства ролевой игры

Контролируемая ролевая игра.

 

Участники получают необходимые реплики.

Умеренно-контролируемая ролевая игра.

Учащиеся получают общее содержание сюжета и описание своих ролей.

Свободная ролевая игра.

 

Школьники получают обстоятельства общения.

Эпизодическая ролевая игра.

 

Разыгрывается отдельный эпизод.

 

Длительная ролевая игра.

В течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов.

Творческое ролевое общение требует развитых социальных умений, поэтому в уроки я часто включаю упражнения на развитие навыков общения:

  1. Line-up - учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенным признаком.
  2. Conflict - школьники учатся правильно реагировать на «эмоциональную фразу» партнера.
  3. Rounds - участники «круга» произносят каждый свое слово таким образом, чтобы образуемое предложение звучало так плавно, как если бы его произносил один человек.
  4. Strip-story- каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе».
  5. Smile - учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами.
  6. Merry-go-round - школьники образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами.
  7. Kindwords - учащиеся говорят друг другу приятные слова.
  8. Reflection - участники пытаются представить, что думают о них другие школьники.
  9. Contracts - участники подходят друг к другу и начинают беседу на определенную тему.
  10. 10.  Listening - учащиеся внимательно слушают партнера, кивая в знак согласия и выражая согласие с ним.

11. Concessions - участники учатся уступать друг другу в споре.

12. Respect - школьники говорят о своем уважении друг друга и подкрепляют свои слова примерами.

13. Rally - участники учат обращаться к аудитории, открывая митинг.

14. Politeness - школьники обращаются друг к другу с вежливыми фразами.

15. Gratitude - работая в парах, учащиеся выражают друг другу благодарность за оказанную ранее услугу, помощь, поддержку.    

ü  спонтанное общение на уроке возникает, когда учебная ситуация переходит в естественную.

V.Рефлексивный подход предполагает самоанализ учащимися своей деятельности и ее результатов. В зависимости от целей урока, содержания учебного материала, методов обучения, особенностей учащихся  мной используются разные  виды рефлексии: рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия содержания учебного материала, рефлексия деятельности.

Таблица 3

Виды рефлексии на уроке

I. Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния  

  • «Дерево творчества»
  • «Елочка»
  • Закончи предложение
  • Лесенка «Моё состояние»
  • Метод ранжирования
  • «Огонек общения»
  • Оценка успешности
  • Плюс-минус-интересно
  • Рефлексивные карточки
  • Рисуем настроение
  • Свободный микрофон
  • Скажи друг другу доброе слово
  • Цветотехника
  • Чудо-дерево
  • Прием «Букет настроения».
  • «Смайлики»

II. Приемы рефлексии содержания учебного материала

  • «Незаконченное предложение».
  • «Выбор афоризма или пословицы».
  • «Достижение цели».
  • «Синквейн» (пятистишие).
  • «Чемодан, мясорубка, корзина».         
  • «Лист обратной связи»
  • «Я не знал – теперь я знаю»
  • «Кирпичики»
  • «Лесенка затруднений».
  • «Шпаргалка»

 III. Приемы рефлексии деятельности

  • «Самооценка активности на каждом этапе урока».
  • «Работа с использованием алгоритма»
  • «Технологическая распаковка урока».
  • «Устное интервью»
  • «Рефлексивное эссе»

 

    Технология коммуникативного обучения предполагает использование реальных ситуаций общения для формирования ЗУН во  всех видах речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо).        

Обучение говорению организуется в рамках определенных проблем, возникающих в различных жизненных ситуациях: социально-бытовая, учебно-трудовая и социально-культурная.

Обучение чтению и аудированию  на уроках я стараюсь максимально приблизить к условиям реальной жизни, в которых учащимся могут понадобиться данные умения.

  Обучение  аудированию предполагает  научить школьников понимать основное содержание аутентичных текстов (прогноз погоды, объявления, радиопрограммы) и выделять для себя отдельную значимую информацию.

   Обучение письму в рамках данной технологии подразумевает научить учащихся писать письма, поздравительные открытки, делать краткие записи и др.

Применение коммуникативных способов обучения:

  • стимулирует перенос накопленных знаний обучающихся в коммуникативные  ситуации на изучаемом иностранном языке;
  •  дает возможность учащимся свободно излагать мысли на иностранном языке;
  • способствует расширению и обогащению активного и активизации пассивного словаря учеников;
  • обеспечивает умение рефлексировать и демонстрировать высокий уровень креативности.

 Все это обусловило:

v  высокие и стабильные результаты успеваемости и выполнения срезов по английскому языку;

v  высокие результаты участия школьников в олимпиадах и конкурсах;

v  высокий уровень мотивации  учеников.

Кроме того, апробация данной технологии позволяет учителю  активно осваивать элементы методической культуры и подниматься на более высокие уровни своего профессионализма.