Полный текст статьи
Печать
Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает
                                         силой и волей самого себя образовывать и знает способ
                                         и средства, как это осуществить.
                                                                                    Адольф Дистерверг 

        ХХI век объявлен ЮНЕСКО «веком образования». Знания, культура, воспитанность и интеллигентность должны стать приоритетными в жизни человечества. Система образования, являясь стратегически важной сферой человеческой деятельности, одним из социальных институтов, значимость которых будет неуклонно возрастать по мере продвижения общества по пути прогресса, ориентирована как социальное явление на формирование личности, на выполнение важнейших функций профессионализации, социализации и воспитания человека.

Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.

 Реализация ФГОС, ожидаемый переход  школьного образования на стандарты второго поколения означает отказ от традиционной модели формирования системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ и переход к компетентностным основаниям этой системы.

В настоящее время российское образование должно работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях, способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В связи с этим нужно говорить о принципиальном изменении роли и места образовательных систем в современном мире.

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат освоения ребенком социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития.  Или, другими словами, преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально - нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирование мировоззрения.

Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны.

Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – это не просто усвоить сумму знаний, сведений, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.

Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями:

- в процессе воспитания, просвещения и обучения как целенаправленных процессов;

- в ходе совместных актов поведения идет активное освоение социального опыта, так как ребенок не пассивно вбирает воздействие окружающей среды, а включаясь в совместную деятельность;

- в процессе спонтанного освоения социального опыта ребенок быстро приспосабливается к условиям жизни, к людям.

Социализация, как процесс становления личности, несет в себе широкие социальные влияния средств массовой информации, традиций региона, школы, семьи, а также спонтанные проявления – изменения оценок, взглядов, суждений.

Процесс социализации имеет личностный характер, он постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.

Выделяются основные факторы социализации [7]:
Мегафакторы (космос, планета, мир, Интренет), которые влияют на всех жителей планеты Земля.
Макрофакторы (страна, общество, государство) – влияют на социализацию больших групп людей, живущих в определённых странах.
Мезофакторы (мезо — средний, промежуточный) — условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);
Микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание — учебные, профессиональные, общественные и др.
Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. 

В целях осуществления социализации на уроках географии  детям предлагаются задания творческого характера: в 10 классе – рассчитать процент обеспеченности природными ресурсами каждого жителя Земли, России;  в 6 классе – характеристика природно-территориального комплекса своей местности, влияние антропогенного фактора на его развитие; в 8-9 классе в рамках регионального компонента комплексное изучение природы и экономики родного края,  плюсы и минусы антропогенного влияния на природу.

Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей  осуществляется  через знакомство с жизнью и деятельностью знаменитых людей города Кургана  и области. В 7-9 классах на уроках географии дети защищают мини-проекты «Знаменитые люди города Кургана и области».  Данная форма работы формирует у обучающихся инициативность, способствует выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда,  оказывает помощь в профессиональном самоопределении. С целью профориентации в 2013-2014 году для обучающихся 9- 11 классов  в рамках внеклассной работы по географии были организованы экскурсии на промышленные предприятия города Кургана:  Курганский автобусный завод, комбинат «Синтез», КМЗ и малые предприятия города.

Воспитанию самоконтроля поведения,  собственной инициативы и ответственности взрослеющего ребенка способствует выполнение обучающимися 11 классов обязательных лабораторных работ: «Анализ и оценка  этических  аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии», «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека», «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни». Данные работы выполняются детьми в форме эссе. В них раскрываются мысли детей как о проблемах современности,  так и о вопросах, интересующих человечество издревле.

Выполняя  лабораторные работы «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности», «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения» в виде проектов, дети учатся решать наиболее значимые  социальные проблемы.

Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Так, например, дети с удовольствием участвуют в разработке и осуществлении проектов, направленных на обустройство школьной территории. Они не только изучают состояние пришкольного участка, но и принимают активное участие в его благоустройстве: предлагают дизайнерские идеи, помогают школе семенами цветов и посадочным материалом. Благодаря этому наша школа неоднократно выигрывала конкурсы по благоустройству школьной территории.  Проект «Растения школы №22»  помог шестиклассникам нашей школы не только изучить многообразие комнатных растений, выращиваемых в классах, но и разработать рекомендации  по уходу за ними.

Обучающиеся нашей школы,  как и все жители города Кургана, хотят жить в чистом, красивом городе, поэтому их заинтересовала проблема утилизации мусора. Ребята с увлечением изучали состав мусорной корзины, рассчитывали количество выбрасываемого мусора, изучали способы его переработки. В процессе работы над данной темой они познакомились с главой Департамента природных ресурсов Курганской области, а также с его заместителем и взяли у них интервью. В итоге получилась научно-исследовательская работа. Приложением к этой работе стал буклет с информацией об утилизации мусора различного химического состава.

Ежегодно обучающиеся нашей школы посещают Просветский дендрарий, где изучают опыт предыдущих поколений по выращиванию деревьев редких видов.  Памятник природы регионального значения «Просветский дендрарий» — это уникальная коллекция, насчитывающая более 50 древесно-кустарниковых и 124 травянистых видов растений, является живым наследием опыта лесоводов 19 века и имеет большую научную, экологическую и культурно-эстетическую ценность.

В последнее время все большее значение приобретает воспитание толерантности по отношению к представителям разных национальностей, конфессий. В связи с этим  организуются дискуссии на уроках географии в 6-9 классах в рамках изучения темы «Население: национальный, этнический и религиозный состав России и Курганской области»3 и уроках биологии  при изучении темы «Человеческие расы» в 11 классе.  В рамках подготовки к Неделе науки обучающимися 9 класса был   подготовлен проект «Наша школьная страна», целью которого было изучение национального состава обучающихся и педагогического коллектива школы № 22, их вероисповедания, биометрических показателей  и отношения друг к другу. В результате работы над проектом ребята выяснили, что школа является многонациональной и многоконфессиональной  организацией, что в школе проводятся классные часы для сплочения и дружбы разных народов и оказывается помощь детям из многодетных и социально не защищенных семей. По итогам работы был выпущен буклет.

Обучающиеся 7 класса в форме проекта не только изучили проблему охраны редкого зверька – выхухоли русской,  но и рассказали о ней ребятам 4 класса. Четвероклассники с удовольствием рисовали листовки с призывом охранять «хохулю».

Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методам деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы; исполнителя этой роли воспитывают окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применим термин не «обучение», а «освоение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь.