На современном этапе развития общества в качестве основных факторов экономического роста и развития ученые называют: 1) институты, 2) инновации, 3) информационные (и другие) технологии, 4) интеллектуальный (человеческий) капитал [4].
На современном этапе цели инновационного развития стали доминирующими в государственной политике и экономике. Без инноваций сегодня не представляется ни экономический рост, ни развитие общества [8]. Бесспорно, конкурентоспособность любой страны на мировой арене зависит от эффективности механизмов стимулирования и активизации инновационной деятельности предприятий. Финансирование и поддержка компаний, занимающихся инновационной деятельностью в свою очередь зависит от достоверной и качественной статистической информации об инновационной деятельности, которой располагают органы федеральной и региональной власти [1].
Статистическое обследование малых предприятий осуществляется с помощью формы № 2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия», утвержденной Приказом Федеральной службы государственной статистики от 3 августа 2015 г. № 357 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий». Данная форма заполняется 1 раз в 2 года (за нечетные года).
Статистическое обследование крупных и средних предприятий осуществляется с помощью формы № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденной Приказом Федеральной службы государственной статистики от 24 сентября 2014 г. № 580 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий». Данная форма заполняется 1 раз в год.
В вышеуказанных актах под инновационной деятельностью понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности.
Кратко охарактеризуем различные типы инноваций (рис. 1.):
Источник: авторская разработка на основе Приказов Федеральной службы государственной статистики.
Рис. 1. Типология инноваций
Технологические инновации представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. Различают два типа технологических инноваций: продуктовые инновации и процессные инновации.
В промышленных производствах продуктовые инновации включают в себя разработку и внедрение в производство технологически новых и значительно технологически усовершенствованных продуктов.
Процессные инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов (производственные методы материально-технического снабжения, поставки товаров и услуг, а также во вспомогательных видах деятельности).
Под маркетинговыми инновациями подразумевается реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.
Организационные инновации – это реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей.
Под экологическими инновациями в данной форме понимают новые или значительно усовершенствованные товары, работы, услуги, производственные процессы, организационные или маркетинговые методы, способствующие повышению экологической безопасности, улучшению или предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.
Следует отметить, что инновации должны быть новыми для организации. Они не обязательно должны быть новыми для рынка. Не имеет также значения, разрабатывались инновации этой или другой организацией [10].
В научной литературе встречается мнение о низком качестве статистического обследования инновационной деятельности предприятий. Л.М Гохберг, Н.В. Ковалева, С.А. Шашнов отмечают, что в российской статистике не обеспечивается получение всех показателей и необходимо совершенствование методологии статистического обследования инноваций в соответствии с международными подходами [3].
Достигнутые результаты политики, направленной на стимулирование и активизацию инновационной деятельности представлены в таблице 1. Для наглядного сравнения в таблицу включены данные инновационной активности организаций в России (с 2010 г. по 2014 г.), результаты инновационной деятельности ряда стран ЕС, кандидатов в ЕС и др.
Таблица 1.
Удельный вес организаций, осуществляющих инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, процент
Страна |
Год |
Технологические, организационные, маркетинговые |
Технологические |
Организационные |
Маркетинговые |
|
Россия |
2010 |
9,5 |
7,9 |
3,2 |
2,2 |
|
2011 |
10,4 |
8,9 |
3,3 |
2,3 |
||
2012 |
10,3 |
9,1 |
3,0 |
1,9 |
||
2013 |
10,1 |
8,9 |
2,9 |
1,9 |
||
2014 |
9,9 |
8,8 |
2,8 |
1,7 |
||
|
|
Продуктовые, процессные, организационные, маркетинговые |
Продуктовые |
Процессные |
Организационные |
Маркетинговые |
Румыния |
2010-12 |
20,7 |
3,4 |
4,6 |
14,1 |
13,8 |
Польша |
2010-12 |
23,0 |
9,4 |
11,0 |
10,4 |
10,6 |
Болгария |
2010-12 |
27,4 |
10,8 |
9,3 |
12,4 |
14,2 |
Латвия |
2010-12 |
30,4 |
10,4 |
12,7 |
16,9 |
16,5 |
Венгрия |
2010-12 |
32,5 |
10,6 |
8,3 |
16,5 |
19,7 |
Швеция |
2010-12 |
55,9 |
31,5 |
23,9 |
25,3 |
30,4 |
Италия |
2010-12 |
56,1 |
29,1 |
30,4 |
33,5 |
31,0 |
Ирландия |
2010-12 |
58,7 |
27,8 |
25,9 |
21,8 |
35,7 |
Люксембург |
2010-12 |
66,1 |
30,3 |
32,8 |
46,8 |
32,4 |
Германия |
2010-12 |
66,9 |
35,8 |
25,5 |
32,2 |
34,4 |
Норвегия |
2010-12 |
44,7 |
19,1 |
11,9 |
21,7 |
23,2 |
Сербия |
2010-12 |
47,5 |
24,5 |
22,0 |
32,6 |
32,2 |
Турция |
2010-12 |
48,5 |
17,7 |
20,4 |
31,7 |
34,7 |
EU-28* |
2010-12 |
48,9 |
23,7 |
21,4 |
27,5 |
24,3 |
* Среднеевропейский показатель инновационной активности организаций
Источник: авторская разработка на основе данных Росстата и Евростата.
И.М. Бортник, В.Г. Зинов, В.А. Коцюбинский, А.В. Сорокина поддерживают гипотезу о недооценке инновационной деятельности на российских предприятиях в рамках текущих статистических наблюдений [1].
Круглов В.Н., Леонтьева Л.С., Орлова Л.Н., Тихомирова Н.В. в монографии «Опыт внедрения новых механизмов инновационного развития в регионах Российской Федерации», изданной в 2013 году приходят к выводу, что «проблема модернизации страны до сих пор зачастую рассматривается только на уровне создания инноваций. Между тем их пользователи – такие же инновационные фирмы, как и создающие» [6, с. 159]. Этот тезис позволяет взглянуть на проблему низкой инновационной активности под другим углом зрения – возможно предприятия, осуществляющие инновационную деятельность на этапе использования инноваций, не участвуют в статистическом обследовании.
Даже если и оставить в стороне вопрос достоверности статистической информации. Задача увеличения склонности организаций к использованию инноваций в своей деятельности остается актуальной. На рисунке 2 наглядно представлена инновационная активность предприятий различных стран на основе данных за 2012 год.
EU-28 – Среднеевропейский показатель инновационной активности организаций
Источник: авторская разработка на основе данных Росстата и Евростата.
Рис. 2. Инновационная активность организаций за 2012 год, процент
В чем же причина низкой инновационной активности российских предприятий?
О.Г. Голиченко в качестве причины называет низкий уровень развития рамочных условий и формирования входов инновационной деятельности, т.е. создания необходимых ресурсов для ее осуществления [2].
Коллектив авторов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Института статистических исследований и экономики знаний под научной редакцией Л.М. Гохберга связывают низкую инновационную активность не только с нестабильностью социально-экономических условий на местах, но и с недостаточной активностью региональных властей в реализации собственных подходов к инновационной политике и «встраиванию» в процессы стимулирования инноваций и модернизации, инициируемые федеральным центром [9].
В качестве критических проблем инновационного развития экономики России выступает малоэффективная система стимулов и мотивов инновационного поведения всех субъектов экономики и углубление их кооперации с сектором исследований и разработок с опорой на созданную и развивающуюся инновационную инфраструктуру, а так же формирование эффективных институтов инновационного развития.
Как отмечают С.А. Измалкова, С.С. Бахтина «ни частный сектор, ни государственный не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций» [5].
«Без осуществления мер, направленных на создание полноценной конкурентной среды и ограничение отраслевого и регионального монополизма, повышение заинтересованности предпринимательских кругов в инновациях вряд ли окажется возможным» [7, с. 59].
По мнению автора, на современном этапе развития экономики необходимо сконцентрировать внимание на исследованиях региональных инновационных систем, которые в совокупности и формируют инновационный потенциал национальной экономики в целом. Создание институтов, которые активизируют и в дальнейшем, будут стимулировать предприятия к созданию и/или внедрению инноваций, будет способствовать улучшению рамочных условий инновационной деятельности. Но при этом необходимо предусмотреть систему способствующую выявлению дефектов и пробелов в законодательстве.