Полный текст статьи
Печать

В России в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению рождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Появление на свет ребенка с ОВЗ само по себе является травмирующим фактором для родителей [2, 6]. К этому добавляется то, что ребенок с ОВЗ требует неизмеримо больше сил и внимания от матери, дополнительного сопутствующего лечения и ухода, что сопровождается материальными, физическими затратами. Это осложняется тем, что в России в настоящее время нет единых повсеместных отлаженных механизмов реабилитации и абилитации детей с ОВЗ, что перекладывает ответственность за социализацию ребенка на плечи матери. В связи с этим, присутствует постоянная тревога о благополучии ребенка в социуме, о его будущем. Существенно снижается качество трудовой жизни, качество досуга и отдыха, социальные связи, социальная уверенность матери ребенка с ОВЗ по сравнению с качеством её жизни «до ребёнка». Зачастую меняются жизненные ценности, а «смысл жизни» начинает сводиться к реабилитации ребёнка, отмечают В.В. Ткачева и др. Это является источником дополнительного стресса, психологической и эмоциональной нагрузки для женщины, часто сопровождается осложнением партнерских взаимоотношений в семье. Некоторые исследования показывают, что из-за описанных  физических, эмоциональных и социальных нагрузок, обусловленных нарушениями развития у детей, матери страдают и переживают гораздо сильнее и острее, чем отцы [4]. Научная концепция психологии субъекта  позволяет изучить поведение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ с точки зрения их личностной активности. В случае с ребенком с ОВЗ, инициативность и целенаправленность родителей в помощи своему ребенку и эффективного взаимодействия с ним, осознанный выбор родителями способов взаимодействия с ребенком с ОВЗ и построения дальнейшей жизни в данных условиях, должно создавать условия для преодоления собственного субъективного неблагополучия. Однако исследования, касающиеся взаимосвязи личностной активности женщины, воспитывающей ребенка с ОВЗ и ее субъективного благополучия, немногочисленны, что обуславливает научную актуальность заявленной темы.

Для ребенка с ОВЗ снижение субъективного благополучия матери ведет к снижению качества воспитания, детско-родительских взаимоотношений с ребенком, снижению качества общего ухода матерью за ребенком, т.е. опосредованно негативно  влияет на развитие и социализацию ребенка с ОВЗ. изучение параметров личности, позволяющих  женщине  в длительном, «экстремальном»  стрессе, которым является рождение и воспитание ребенка с ОВЗ, сохранять субъективное благополучие и являться эффективным источником социализации ребенка с ОВЗ приобретает социальную актуальность, является социально важной задачей.

Значимость проблемы субъективного благополучия личности для удовлетворенности жизнью в целом и психического здоровья в частности, подтверждены в зарубежных и отечественных исследованиях (М. Аргайл, Н.М. Брэдбурн,  Е. Диннер, Е.П. Калитиевская, Г.Л. Пучкова, К. Риф, Р.М. Шамионов и др.). Под субъективным благополучием исследователи понимают результат позитивного функционирования, который выражается в  переживании удовлетворенности или неудовлетворенности от результатов собственной жизнедеятельности и соответствующих этому эмоциях [10]. Среди факторов, влияющих на субъективное благополучие, были выделены объективные (материальное положение, наличие работы, профессии и др.) и субъективные (особенности личности). Однако П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова акцентируют внимание на том, что основным  условием субъективного благополучия является направленность личности на позитивное функционирование – т.е. на проявление собственной активности для того, чтобы постоянно развиваться, двигаться вперед и достигать позитивных результатов. Если же такая активность отсутствует, - функционирование личности постепенно становится негативным, разрушающим себя и других. Применительно к нашей теме, можно предположить, что от того, насколько женщина, воспитывающая ребенка-инвалида, будет проявлять субъектность в различных сферах жизни (в профессиональной сфере, в семейных отношениях), будет зависеть ее субъективное благополучие. Так как проявление социальной активности помогает женщине справиться с трудностями воспитания ребенка-инвалида и чувствовать себя благополучной.

Экспериментальное исследование было проведено на базе диаконического центра города Оренбурга «Прикосновение», в марте - апреле 2016 года. Общее количество привлечённых к исследованию лиц составило 32 семьи. Из них 16 семей, воспитывающих детей с различными ограничениями здоровья и 16 семей, воспитывающих нормально развивающихся детей.

Нами выявлена и приведена характеристика связей субъективного благополучия женщин с субъектными качествами личности.Для выявления связей между показателями по методике ШСБ (шкала субъективного благополучия) и показателями, полученными по личностным методикам «Уровень субъективного контроля» (УСК) и «Выход из трудной жизненной ситуации» (ТЖС), использовался метод корреляционного анализа. Статистически значимые связи представлены в табл. 1.

Таблица 1

Значимые коэффициенты корреляции между показателями субъективного благополучия и значениями личностных методик

Показатели методики ШСБ

Шкалы УСК

ТЖС

Общая
интернальность (Ио)

Интернальность
достижений (Ид)

Интернальность
в области неудач (Ин)

Интернальность
в семейных
отношениях (Ис)

Интернальность
в производственных
отношениях (Ип)

Интернальность
в межличностных
отношениях (Им)

Интернальность
в отношении здоровья
и болезни (Из)

Напряженность и чувствительность

–0,18

0,11

–0,07

–0,22

–0,12

–0,11

0,09

0,27

Изменения настроения

–0,16

–0,01

–0,15

–0,08

–0,22

0,04

–0,30

0,31

Удовлетворенность повседневной деятельностью

–0,26

–0,49

–0,08

–0,40

–0,01

0,06

0,14

0,03

Общая оценка благополучия

–0,32

–0,15

–0,25

–0,31

–0,18

–0,01

–0,16

0,18

Из табл. 1 видно, что выявлено шесть статистически достоверных связей показателей субъективного благополучия с показателями субъективного контроля. Все коэффициенты корреляции отрицательные, но при их анализе следует учитывать разнонаправленность числовых показателей по методикам УСК и ШСБ. Поэтому все отрицательные корреляции интерпретируются следующим образом: с увеличением показателей УСК (т.е. чем больше проявляются качества интернальности) повышается уровень субъективного благополучия женщин.

Суммарный показатель оценки благополучия имеет 3 значимых корреляции с показателями: общая интернальность (r = –0,32), интернальность в семейных отношениях (r = –0,31) и интернальность в области неудач (r = –0,25). Это означает, что в целом можно говорить о зависимости субъективного благополучия от качеств интернальности, но в большей степени от интернальности в области неудач и в области семейных отношений.

Связи составляющих методики ШСБ интерпретируются следующим образом. Настроение женщины как показатель ее субъективного благополучия зависит от контроля за здоровьем, очевидно, в первую очередь здоровьем ребенка (r = –0,30). С показателем ШСБ «удовлетворенность повседневной жизнью» установлены следующие связи: с интернальностью в области достижений (r = –0,49), с показателем общей интернальности (r = –0,26) и интернальностью в семейных отношениях (r = –0,40). Итак, чем выше интернальность достижений, интернальность в семейных отношениях и интернальность в целом, тем выше уровень удовлетворенности женщин своей повседневной жизнью.

Выявлены две статистически достоверные корреляционные связи показателей ШСБ со способами выхода из трудных жизненных ситуаций: «изменения настроения» (r = 0,31) и «напряженность и чувствительность» (r = 0,27). Это означает, что настроение женщины, ее эмоциональная напряженность и чувствительность зависят от умения находить в себе силы и способы выхода из трудных жизненных ситуаций.

Таким образом, доказано, что субъектные качества личности матери, имеющей ребенка-инвалида, обусловливают ее субъективное благополучие. К таким качествам относятся: интернальность, т.е. умение и желание активно вмешиваться в происходящее в соответствии со своими планами и надеяться на собственные усилия, а не обстоятельства, а также умение находить в себе силы справляться с жизненными трудностями и не приходить в уныние.

Для сравнения субъектных качеств личности матерей с разным уровнем субъективного благополучия подсчитаны среднегрупповые показатели значений УСК и ТЖС в группах с низким, средним и средневысоким уровнями субъективного благополучия (табл. 2).

Динамика среднегрупповых значений в табл. 2 характеризует изменение показателей по методике УСК в сторону снижения, т.е. в сторону экстернальности от средневысокого уровня к низкому, и в сторону увеличения по методике ТЖС, что характеризует снижение адекватности поведения в трудных жизненных ситуациях.

 

Таблица 2

Средние значения УСК и ТЖС в группах женщин с разными

уровнями субъективного благополучия

Уровень
субъективного
благополучия

Шкалы УСК

Выход из трудной
жизненной ситуации

Общая
интернальность (Ио)

Интернальность
достижений (Ид)

Интернальность
в области неудач (Ин)

Интернальность
в семейных
отношениях (Ис)

Интернальность
в производственных
отношениях (Ип)

Интернальность
в межличностных
отношениях (Им)

Интернальность
в отношении здоровья
и болезни (Из)

Средневысокий

4,9

5,7

5,0

7,1

3,5

4,8

5,2

20,2

Средний

4,3

5,5

4,7

6,5

3,3

5,4

5,0

22,3

Низкий

4,3

5,2

4,7

6,1

3,3

4,6

5,0

25,7

 

Для выявления различий в группах женщин с разным уровнем субъективного благополучия по показателям этих личностных методик (УСК и ТЖС) применен статистический критерий (двухвыборочный t-критерий Стьюдента для независимых выборок). Результаты расчетов t-критерия приведены в табл. 3.

Таблица 3

Достоверные различия между личностными показателями в группах женщин с разными уровнями субъективного благополучия

Показатели личностных методик
УСК и ТЖС

t-критерий

Низкий
и средний
уровни

Низкий
и высокий
уровни

Средний
и средневысокий
уровни

Ио – шкала общей интернальности

0,03

1,39

1,92**

Ис – шкала интернальности в области семейных отношений

1,11

2,62*

1,71**

Им – шкала интернальности в области межличностных отношений

2,10*

0,39

1,43

Выход из трудной жизненной ситуации (ТЖС)

1,53

2,48*

0,89

Примечание: * значения, соответствующие уровню значимости p ≤ 0,05; ** значения, соответствующие уровню значимости p ≤ 0,1.

 

Анализ достоверных различий и средних значений личностных качеств женщин из разных групп субъективного благополучия позволил сделать следующие выводы.

               Женщины с низким уровнем субъективного благополучия ха­рактеризуются в целом более низкими показателями субъективного контроля. Они отличаются экстернальностью в области межличностных отношений и меньшей интернальностью в семейных отношениях, чем в других группах. По показателям методики ТЖС они характеризуются, в отличие от женщин с высоким уровнем субъективного благополучия, неумением адекватно реагировать на жизненные проблемы.

               Женщины со средним уровнем субъективного благополучия обладают большим количеством интернальных качеств, чем в группе с низким уровнем субъективного благополучия. Для них характерна интернальность в семейных и межличностных отношениях. Меньше выражены у них и негативные реакции на сложные жизненные ситуации.

               Группа женщин со средневысоким уровнем субъективного благо­получия характеризуется более высоким общим показателем интер­нальности. Значения интернальности в этой группе выражены в области достижений, семейных отношений и в области здоровья. Они значимо отличаются более высокой интернальностью в области семейных отношений по сравнению с другими группами. Женщины с таким уровнем субъективного благополучия значительно меньше расстраиваются, у них меньше проявляются эмоциональные срывы при возникновении проблем.

Таким образом, подтверждено предположение о том, что субъектные качества личности матерей, имеющих ребенка-инвалида, служат фактором, обусловливающим уровень субъективного благополучия их личности.

1. Доказано, что у матерей, имеющих ребенка-инвалида, отсутствует высший уровень субъективного благополучия в связи с многочисленными стрессами. При этом субъективное благополучие таких матерей – вариабельный феномен, обусловленный определенными объективными и личностными факторами, отражающими их субъектную позицию.

 Выявлены следующие взаимосвязи субъектных качеств личности матери, имеющей ребенка-инвалида, с особенностями ее субъективного благополучия. Качества интернальности связаны с субъективным благополучием, которое зависит от качеств интернальности, но в большей степени от интернальности в области неудач и в области семейных отношений. Выявлена специфика взаимосвязей в зависимости от составляющих субъективного благополучия женщин: чем выше интернальность достижений, интернальность в семейных отношениях и интернальность в целом, тем больше удовлетворенность женщин своей повседневной жизнью. Настроение женщины как показатель ее субъективного благополучия зависит от контроля за здоровьем.

Таким образом, уровень субъективного благополучия женщин, имеющих ребенка-инвалида, связан с субъектными качествами личности (интернальности / экстернальности и способами выхода из трудных жизненных ситуаций).

Женщины с низким уровнем субъективного благополучия ха­рактеризуются в целом низкими показателями субъективного контроля, они больше полагаются на случай или других людей. Они отличаются экстернальностью в области межличностных отношений и меньшей интернальностью в семейных отношениях. При этом женщины в трудных жизненных ситуациях часто срываются, расстраиваются, не выдерживают ударов судьбы и могут реагировать психологически неадекватно.

            Женщины со средним уровнем субъективного благополучия характеризуются более выраженными субъектными качествами. Они обладают интернальными качествами в большей степени, чем женщины в группе с низким уровнем. Для них характерна интернальность в семейных, межличностных отношениях. Меньше выражены у них и негативные реакции на сложные жизненные ситуации.

Наиболее выражены субъектные качества в группе со средневысоким уровнем субъективного благополучия. Значения интернальности в группе с высоким уровнем выражены в области достижений, семейных отношений и в области здоровья. Им в меньшей степени (по сравнению с группами с низким и средним уровнем) характерны эмоциональные срывы, они меньше расстраиваются при возникновении проблем.