В России в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению рождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Появление на свет ребенка с ОВЗ само по себе является травмирующим фактором для родителей [2, 6]. К этому добавляется то, что ребенок с ОВЗ требует неизмеримо больше сил и внимания от матери, дополнительного сопутствующего лечения и ухода, что сопровождается материальными, физическими затратами. Это осложняется тем, что в России в настоящее время нет единых повсеместных отлаженных механизмов реабилитации и абилитации детей с ОВЗ, что перекладывает ответственность за социализацию ребенка на плечи матери. В связи с этим, присутствует постоянная тревога о благополучии ребенка в социуме, о его будущем. Существенно снижается качество трудовой жизни, качество досуга и отдыха, социальные связи, социальная уверенность матери ребенка с ОВЗ по сравнению с качеством её жизни «до ребёнка». Зачастую меняются жизненные ценности, а «смысл жизни» начинает сводиться к реабилитации ребёнка, отмечают В.В. Ткачева и др. Это является источником дополнительного стресса, психологической и эмоциональной нагрузки для женщины, часто сопровождается осложнением партнерских взаимоотношений в семье. Некоторые исследования показывают, что из-за описанных физических, эмоциональных и социальных нагрузок, обусловленных нарушениями развития у детей, матери страдают и переживают гораздо сильнее и острее, чем отцы [4]. Научная концепция психологии субъекта позволяет изучить поведение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ с точки зрения их личностной активности. В случае с ребенком с ОВЗ, инициативность и целенаправленность родителей в помощи своему ребенку и эффективного взаимодействия с ним, осознанный выбор родителями способов взаимодействия с ребенком с ОВЗ и построения дальнейшей жизни в данных условиях, должно создавать условия для преодоления собственного субъективного неблагополучия. Однако исследования, касающиеся взаимосвязи личностной активности женщины, воспитывающей ребенка с ОВЗ и ее субъективного благополучия, немногочисленны, что обуславливает научную актуальность заявленной темы.
Для ребенка с ОВЗ снижение субъективного благополучия матери ведет к снижению качества воспитания, детско-родительских взаимоотношений с ребенком, снижению качества общего ухода матерью за ребенком, т.е. опосредованно негативно влияет на развитие и социализацию ребенка с ОВЗ. изучение параметров личности, позволяющих женщине в длительном, «экстремальном» стрессе, которым является рождение и воспитание ребенка с ОВЗ, сохранять субъективное благополучие и являться эффективным источником социализации ребенка с ОВЗ приобретает социальную актуальность, является социально важной задачей.
Значимость проблемы субъективного благополучия личности для удовлетворенности жизнью в целом и психического здоровья в частности, подтверждены в зарубежных и отечественных исследованиях (М. Аргайл, Н.М. Брэдбурн, Е. Диннер, Е.П. Калитиевская, Г.Л. Пучкова, К. Риф, Р.М. Шамионов и др.). Под субъективным благополучием исследователи понимают результат позитивного функционирования, который выражается в переживании удовлетворенности или неудовлетворенности от результатов собственной жизнедеятельности и соответствующих этому эмоциях [10]. Среди факторов, влияющих на субъективное благополучие, были выделены объективные (материальное положение, наличие работы, профессии и др.) и субъективные (особенности личности). Однако П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова акцентируют внимание на том, что основным условием субъективного благополучия является направленность личности на позитивное функционирование – т.е. на проявление собственной активности для того, чтобы постоянно развиваться, двигаться вперед и достигать позитивных результатов. Если же такая активность отсутствует, - функционирование личности постепенно становится негативным, разрушающим себя и других. Применительно к нашей теме, можно предположить, что от того, насколько женщина, воспитывающая ребенка-инвалида, будет проявлять субъектность в различных сферах жизни (в профессиональной сфере, в семейных отношениях), будет зависеть ее субъективное благополучие. Так как проявление социальной активности помогает женщине справиться с трудностями воспитания ребенка-инвалида и чувствовать себя благополучной.
Экспериментальное исследование было проведено на базе диаконического центра города Оренбурга «Прикосновение», в марте - апреле 2016 года. Общее количество привлечённых к исследованию лиц составило 32 семьи. Из них 16 семей, воспитывающих детей с различными ограничениями здоровья и 16 семей, воспитывающих нормально развивающихся детей.
Нами выявлена и приведена характеристика связей субъективного благополучия женщин с субъектными качествами личности.Для выявления связей между показателями по методике ШСБ (шкала субъективного благополучия) и показателями, полученными по личностным методикам «Уровень субъективного контроля» (УСК) и «Выход из трудной жизненной ситуации» (ТЖС), использовался метод корреляционного анализа. Статистически значимые связи представлены в табл. 1.
Таблица 1
Значимые коэффициенты корреляции между показателями субъективного благополучия и значениями личностных методик
Показатели методики ШСБ |
Шкалы УСК |
ТЖС |
||||||
Общая |
Интернальность |
Интернальность |
Интернальность |
Интернальность |
Интернальность |
Интернальность |
||
Напряженность и чувствительность |
–0,18 |
0,11 |
–0,07 |
–0,22 |
–0,12 |
–0,11 |
0,09 |
0,27 |
Изменения настроения |
–0,16 |
–0,01 |
–0,15 |
–0,08 |
–0,22 |
0,04 |
–0,30 |
0,31 |
Удовлетворенность повседневной деятельностью |
–0,26 |
–0,49 |
–0,08 |
–0,40 |
–0,01 |
0,06 |
0,14 |
0,03 |
Общая оценка благополучия |
–0,32 |
–0,15 |
–0,25 |
–0,31 |
–0,18 |
–0,01 |
–0,16 |
0,18 |
Из табл. 1 видно, что выявлено шесть статистически достоверных связей показателей субъективного благополучия с показателями субъективного контроля. Все коэффициенты корреляции отрицательные, но при их анализе следует учитывать разнонаправленность числовых показателей по методикам УСК и ШСБ. Поэтому все отрицательные корреляции интерпретируются следующим образом: с увеличением показателей УСК (т.е. чем больше проявляются качества интернальности) повышается уровень субъективного благополучия женщин.
Суммарный показатель оценки благополучия имеет 3 значимых корреляции с показателями: общая интернальность (r = –0,32), интернальность в семейных отношениях (r = –0,31) и интернальность в области неудач (r = –0,25). Это означает, что в целом можно говорить о зависимости субъективного благополучия от качеств интернальности, но в большей степени от интернальности в области неудач и в области семейных отношений.
Связи составляющих методики ШСБ интерпретируются следующим образом. Настроение женщины как показатель ее субъективного благополучия зависит от контроля за здоровьем, очевидно, в первую очередь здоровьем ребенка (r = –0,30). С показателем ШСБ «удовлетворенность повседневной жизнью» установлены следующие связи: с интернальностью в области достижений (r = –0,49), с показателем общей интернальности (r = –0,26) и интернальностью в семейных отношениях (r = –0,40). Итак, чем выше интернальность достижений, интернальность в семейных отношениях и интернальность в целом, тем выше уровень удовлетворенности женщин своей повседневной жизнью.
Выявлены две статистически достоверные корреляционные связи показателей ШСБ со способами выхода из трудных жизненных ситуаций: «изменения настроения» (r = 0,31) и «напряженность и чувствительность» (r = 0,27). Это означает, что настроение женщины, ее эмоциональная напряженность и чувствительность зависят от умения находить в себе силы и способы выхода из трудных жизненных ситуаций.
Таким образом, доказано, что субъектные качества личности матери, имеющей ребенка-инвалида, обусловливают ее субъективное благополучие. К таким качествам относятся: интернальность, т.е. умение и желание активно вмешиваться в происходящее в соответствии со своими планами и надеяться на собственные усилия, а не обстоятельства, а также умение находить в себе силы справляться с жизненными трудностями и не приходить в уныние.
Для сравнения субъектных качеств личности матерей с разным уровнем субъективного благополучия подсчитаны среднегрупповые показатели значений УСК и ТЖС в группах с низким, средним и средневысоким уровнями субъективного благополучия (табл. 2).
Динамика среднегрупповых значений в табл. 2 характеризует изменение показателей по методике УСК в сторону снижения, т.е. в сторону экстернальности от средневысокого уровня к низкому, и в сторону увеличения по методике ТЖС, что характеризует снижение адекватности поведения в трудных жизненных ситуациях.
Таблица 2
Средние значения УСК и ТЖС в группах женщин с разными
уровнями субъективного благополучия
Уровень |
Шкалы УСК |
Выход из трудной |
||||||
Общая |
Интернальность |
Интернальность |
Интернальность |
Интернальность |
Интернальность |
Интернальность |
||
Средневысокий |
4,9 |
5,7 |
5,0 |
7,1 |
3,5 |
4,8 |
5,2 |
20,2 |
Средний |
4,3 |
5,5 |
4,7 |
6,5 |
3,3 |
5,4 |
5,0 |
22,3 |
Низкий |
4,3 |
5,2 |
4,7 |
6,1 |
3,3 |
4,6 |
5,0 |
25,7 |
Для выявления различий в группах женщин с разным уровнем субъективного благополучия по показателям этих личностных методик (УСК и ТЖС) применен статистический критерий (двухвыборочный t-критерий Стьюдента для независимых выборок). Результаты расчетов t-критерия приведены в табл. 3.
Таблица 3
Достоверные различия между личностными показателями в группах женщин с разными уровнями субъективного благополучия
Показатели личностных методик |
t-критерий |
||
Низкий |
Низкий |
Средний |
|
Ио – шкала общей интернальности |
0,03 |
1,39 |
1,92** |
Ис – шкала интернальности в области семейных отношений |
1,11 |
2,62* |
1,71** |
Им – шкала интернальности в области межличностных отношений |
2,10* |
0,39 |
1,43 |
Выход из трудной жизненной ситуации (ТЖС) |
1,53 |
2,48* |
0,89 |
Примечание: * значения, соответствующие уровню значимости p ≤ 0,05; ** значения, соответствующие уровню значимости p ≤ 0,1.
Анализ достоверных различий и средних значений личностных качеств женщин из разных групп субъективного благополучия позволил сделать следующие выводы.
Женщины с низким уровнем субъективного благополучия характеризуются в целом более низкими показателями субъективного контроля. Они отличаются экстернальностью в области межличностных отношений и меньшей интернальностью в семейных отношениях, чем в других группах. По показателям методики ТЖС они характеризуются, в отличие от женщин с высоким уровнем субъективного благополучия, неумением адекватно реагировать на жизненные проблемы.
Женщины со средним уровнем субъективного благополучия обладают большим количеством интернальных качеств, чем в группе с низким уровнем субъективного благополучия. Для них характерна интернальность в семейных и межличностных отношениях. Меньше выражены у них и негативные реакции на сложные жизненные ситуации.
Группа женщин со средневысоким уровнем субъективного благополучия характеризуется более высоким общим показателем интернальности. Значения интернальности в этой группе выражены в области достижений, семейных отношений и в области здоровья. Они значимо отличаются более высокой интернальностью в области семейных отношений по сравнению с другими группами. Женщины с таким уровнем субъективного благополучия значительно меньше расстраиваются, у них меньше проявляются эмоциональные срывы при возникновении проблем.
Таким образом, подтверждено предположение о том, что субъектные качества личности матерей, имеющих ребенка-инвалида, служат фактором, обусловливающим уровень субъективного благополучия их личности.
1. Доказано, что у матерей, имеющих ребенка-инвалида, отсутствует высший уровень субъективного благополучия в связи с многочисленными стрессами. При этом субъективное благополучие таких матерей – вариабельный феномен, обусловленный определенными объективными и личностными факторами, отражающими их субъектную позицию.
Выявлены следующие взаимосвязи субъектных качеств личности матери, имеющей ребенка-инвалида, с особенностями ее субъективного благополучия. Качества интернальности связаны с субъективным благополучием, которое зависит от качеств интернальности, но в большей степени от интернальности в области неудач и в области семейных отношений. Выявлена специфика взаимосвязей в зависимости от составляющих субъективного благополучия женщин: чем выше интернальность достижений, интернальность в семейных отношениях и интернальность в целом, тем больше удовлетворенность женщин своей повседневной жизнью. Настроение женщины как показатель ее субъективного благополучия зависит от контроля за здоровьем.
Таким образом, уровень субъективного благополучия женщин, имеющих ребенка-инвалида, связан с субъектными качествами личности (интернальности / экстернальности и способами выхода из трудных жизненных ситуаций).
Женщины с низким уровнем субъективного благополучия характеризуются в целом низкими показателями субъективного контроля, они больше полагаются на случай или других людей. Они отличаются экстернальностью в области межличностных отношений и меньшей интернальностью в семейных отношениях. При этом женщины в трудных жизненных ситуациях часто срываются, расстраиваются, не выдерживают ударов судьбы и могут реагировать психологически неадекватно.
Женщины со средним уровнем субъективного благополучия характеризуются более выраженными субъектными качествами. Они обладают интернальными качествами в большей степени, чем женщины в группе с низким уровнем. Для них характерна интернальность в семейных, межличностных отношениях. Меньше выражены у них и негативные реакции на сложные жизненные ситуации.
Наиболее выражены субъектные качества в группе со средневысоким уровнем субъективного благополучия. Значения интернальности в группе с высоким уровнем выражены в области достижений, семейных отношений и в области здоровья. Им в меньшей степени (по сравнению с группами с низким и средним уровнем) характерны эмоциональные срывы, они меньше расстраиваются при возникновении проблем.