Полный текст статьи
Печать

Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность сгладить имеющиеся недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка [1].

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

При нормальном речевом общении детей с окружающими речевые связи образуются путем подражания и упрочиваются путем рефлекторного повторения - физиологической эхолалии. Для того чтобы ребенок стал говорить, у него должны достигнуть определенного уровня развития как речедвигательный и слухо-речевой анализаторы, так и органы артикуляции. Это созревание анатомическое и функциональное, они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, что подчеркнуто в работах: И.А. Сикорского, А.Н. Гвоздева, Д.Б. Эльконина, ГЛ. Розенгард-Пупко, Н.И. Касаткина, С.Д. Мелешко, Р.В. Тонковой-Ямпольской, Р. Якобсона.

На основе многочисленных наблюдений и исследований выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Подобная взаимозависимость наблюдается в большей степени в дошкольном возрасте и ослабевает по мере сформированности коры головного мозга.

Кольцова М.М. отмечала, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. У детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило, наблюдается нарушение развития ручной моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. Они, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность [4].

Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие специалисты доказали, что  развитие мелкой моторики руки является главным стимулом развития центральной нервной системы. В рамках изобразительной деятельности детей обучают рисованию, лепке, аппликации. В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. Взаимосвязь общей и ручной моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П.Павлов, Л.А.Леонтьев, А.Р.Лурия.

Моторика (от лат. motor - приводящий в движение) - совокупность двигательных процессов и связанных с ними физиологических и психологических явлений [5].

Моторика - это двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей; совокупность двигательных возможностей (реакций, умений и навыков, сложных двигательных актов) человека, проявляющихся в общей моторике, мелкой моторике, кистей и пальцев рук, в артикуляционной моторике и т.д., включает в себя произвольные и непроизвольные движения [6].

Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Особенно важно обратить внимание на развитие и совершенствование моторики рук в первые годы жизни ребенка. Формирование речевых областей в головном мозге завершается, в основном, к двухлетнему возрасту, и совершенствование их продолжается еще в течение нескольких лет. Функции кистей рук и речи тесно взаимосвязаны. И ребенок с самого начала инстинктивно стремится это использовать, пытаясь манипулировать всеми попадающимися ему предметами именно с помощью рук.

Таким образом, ручная моторика – это совокупность двигательных возможностей выполнения  дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций.

Итак, развитие функций рук, выполнявших все более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Параллельно с этим, не без стимулирующего влияния активных движений рук, развилась и совершенствовалась и речевая функция человека. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

В онтогенезе ручная моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из одной руки в другую, затем ребенок уже может координировать движения своих рук, ручная моторика становится более совершенной. Ребенок может брать мелкие предметы, зажимать между большим и указательным пальцами. К двум годам он уже способен рисовать, держать карандаш и ложку. Постепенно моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук [3].

В теоретических источниках мы нашли определение, что такое именно отклонения речевого развития в раннем возрасте, а не его задержка. Это определение было сформулировано Е.В. Шереметьевой.

Отклонения в овладении речью (по Е.В. Шереметьевой) – это нарушения в формировании невербальных и вербальных средств коммуникации, обусловленные незрелостью психофизиологических, когнитивных компонентов речестановления и/или неадекватностью естественной речевой среды [7].

Отклонения речевого развития у детей раннего возраста проявляются в когнитивном, языковом, психофизиологическом компонентах развития речи, были рассмотрены типы отклонений по этиологическому принципу, с точки зрения клинических проявлений. Отклонения в развитии речи у детей вызваны рядом причин, связанных как психофизиологическими особенностями развития ребенка, а также и микросоциальными условиями жизни ребенка [7].

Для того чтобы изучить методы коррекции данной патологии необходимо было изучить методики обследования состояния ручной моторики у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития.

При обследовании ручной моторики использовались элементы  методик Г.А. Волковой, Н.А. Рычковой. Задания   для  обследования  ручной  моторики  были  взяты  из вышеупомянутых диагностических методик.  Обследование ручной моторики разделено на два блока:

- диагностика произвольной моторики пальцев рук;

 - диагностика навыка манипуляции с предметами.

На основании выбранных методик нами было проведено обследование состояния ручной моторики у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития. Исследование проводилось на базе МБДОУ «ДС №307 г. Челябинска». В нем принимали участие дети второй младшей группы в возрасте 2,2 - 2,5 года в количестве 10 человек.

При  подсчете результатов необходимо  было отметить: плавно ли, точно ли и одновременно ли выполняет задания ребенок и наблюдается ли напряженность,  скованность   движений;  нарушение  темпа  выполнения движения (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости; самостоятельность выполнения: полная, с помощью взрослого.

Также в ходе обследования при наблюдении за детьми мы отмечали сформированность навыков самообслуживания: использование ложки в процессе еды, раздевание и одевание одежды, а так же манипуляции в предметно-игровых действиях.

1  блок:  диагностика  произвольной  моторики  пальцев  рук.

Инструкция:  детям  были  предложены  следующие  задания,  которые выполнялись под счет:

 1 .Пальцы сжать в кулак — разжать (5—6 раз);

 2. Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5—6 раз);

 3. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой;

 4. Похлопать в ладоши;

 5. Загибать по очереди пальцы на правой, затем на левой руке;

 6.Переплести руки в замок;     

Общий подсчет результатов по 1 блоку:

Высокий уровень - 4 балла.

 Средний уровень - 3-2 балла.

 Низкий уровень - 1-0 баллов.

2 блок: диагностика навыка манипуляции с предметами.

Инструкция: детям были предложены следующие игры:

1.Отбросить мяч от груди, из-за головы двумя руками;

2.Бросить мяч взрослому двумя руками.

3.Нанизывание пирамидки.

Общий подсчет результатов по 2 блоку:

Высокий уровень - 4 балла.

Средний уровень - 3-2 балла.

 Низкий уровень -1-0 баллов.

После анализа полученных результатов мы выделили уровни развития  ручной  моторики у детей раннего возраста с отклонениями в развитии речи- высокий, средний и низкий.

Критерии отнесения ребенка к тому или иному уровню составлялся на основании суммирования балов за все задания.

К высокому уровню развития ручной моторики относятся дети, набравшие от 34 до 40 баллов по всем заданиям методики.

К среднему уровню развития ручной моторики относятся дети, набравшие от 29 до 33 баллов по всем заданиям из методики.

К низкому уровню развития ручной моторики относятся дети, набравшие от 28 до 25 баллов по всем заданиям методикам.

При обследовании детей  с отклонениями речевого развития по методике выявления особенностей развития ручной моторики показало, что из 100% детей экспериментальной группы 40 % - это дети с высоким уровнем.

При обследовании произвольной  моторики  пальцев  рук дети правильно выполняли пробы, движения четкие, темп быстрый, положение рук в пространстве неизменно.

При выполнении проб на диагностику манипуляций с предметами отмечалась четкость выполнения движений, активность при выполнении заданий, дети самостоятельно одевались, активно использовали предметы в игре.

Анализ полученных данных также позволил выявить у 20% детей  низкий уровень ручной моторки.

При выполнении проб дети не всегда могли удержать предложенные позы нужное количество времени, неправильно выполняли их, темп был резко замедлен, не всегда могли повторить серию движений с первого раза.

При выполнении проб на диагностику манипуляций с предметами отмечалось,  что четкость выполнения движений грубо нарушена, пониженный тонус, нарушалась последовательность при выполнении. При наблюдении было отмечено, что у  детей этой группы отмечалась  несформированность навыков самообслуживания.

Обследование детей раннего возраста с отклонениями речевого развития для выявления особенностей развития ручной моторики показало, что из 100% детей экспериментальной группы ­­40 % - это дети со средним уровнем.

При выполнении проб на диагностику  произвольной  моторики  пальцев рук со средним уровнем развития отмечалось повторение движений противоположной рукой, другими парами пальцев, замедление темпа выполнения. В целом, пробы были выполнены правильно.

При выполнении проб на диагностику навыка манипуляции с предметами со средним уровнем развития отмечались активные движения при броске мяча, дети свободно манипулировали предметами.

Таким образом, мы сделали вывод, что у детей с отклонениями речевого развития наблюдаются нарушения ручной моторики, которые проявляются:

  • в трудностях в переключаемости движений и удержании позы;
  • в снижении скорости выполнения движений;
  • в неточности выполнения движений;
  • в замедленном включении в движение;
  • в недостаточной координации.

По данным исследования детей можно отметить, что общая моторная сфера детей характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями.

Констатирующий этап исследования выявил следующие особенности ручной моторики у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития: трудности в переключаемости движений, в удержании позы; снижение скорости выполнения движений; выполнение точности движений; замедленном включении в движение; недостаточной координации.