Полный текст статьи
Печать

В настоящее время в России неуклонно растет количество детей страдающих нарушениями слуха, в том числе с сенсоневральной тугоухостью. Современный уровень развития диагностики позволяет с высокой точностью выявлять ранние нарушения слуха у детей, что позволяет своевременно начать лечебные и коррекционные мероприятия. На сегодняшний день самым эффективным методом раннего восстановления слуха у детей и их интеграция  в среду нормально слышащих людей является кохлеарная имплантация.

Кохлеарная имплантация – относительно новый и на данный момент единственный метод восстановления слуха у людей с сенсоневральной тугоухостью. Этот метод подразумевает, что ребенок, пройдя курс реабилитации, сможет полноценно включиться в речевую среду и понимать и использовать речь наравне с людьми с сохранным слухом [4, 312].

Нарушение слуха у детей раннего возраста без лечения замедляет процесс развития у ребенка, нарушая процессы мышления, памяти, внимания, речи и прочих психических процессов. Ребенок не может воспринимать звуки окружающего мира, речь взрослых, повторять звуки по подражанию, что приводит к недоразвитию всех компонентов речи.  При этом основной дефект приводит к развитию и соматических поражений. Дети с нарушением слуха зачастую соматически ослаблены и, как следствие, отстают от своих нормативно развивающихся сверстников в физическом, моторном и речевом развитии. Поэтому особое внимание необходимо уделять в коррекционном процессе такому направлению, как физическое воспитание, способствующее укреплению здоровья, развитию общей и мелкой моторики, формированию двигательных навыков, правильного диафрагмального дыхания. Особенно эффективно сочетание физических упражнений с произношением правильно подобранного речевого материала. Повышение физической подготовленности в процессе слухоречевой  и речедвигательной коррекции у детей с кохлеарными имплантами оптимизирует реабилитацию этих детей. Исходя из этого, очевидна важность и продуктивность взаимодействия учителя-логопеда и специалиста по адаптивной физической культуре в построении занятий с детьми дошкольного возраста, перенесших операцию по кохлеарной имплантации. Учитывая ведущий вид деятельности дошкольников – игровой,  можно говорить о том, что такие занятия будут способствовать проявлению интереса детей, что в свою очередь положительно скажется на результате[1].

Физическое воспитание – это не только комплекс упражнений по общему укреплению мышечной системы, но и возможность включить ребенка в речевую среду, ускорить пополнение словарного запаса ребенка, научить слушать и понимать окружающих, что является неотъемлемой частью речевого развития с точки зрения логопедического воздействия. Подбор средств, степени нагрузки, методов адаптивной физической культуры    проводится с учетом тяжести протекания основного заболевания, степени нарушения координационных движений, дыхательной, сердечно-сосудистой  и мышечной систем, способов восприятия информации, протекания сенситивных периодов. С целью коррекции соматических нарушений включают физические упражнения для развития равновесия, укрепления мышечно-связочного аппарата, дыхательные, корригирующие, на растягивание мышц  упражнения[6].

Нарушение чувства ритма у детей с нарушением слуха ведет к недостаточности понимания и воспроизведения интонационного компонента речи. Ребенок трудно различает эмоциональную окраску того или иного высказывания, поэтому и его собственная речь становится монотонной. Одновременные движения тела и  органов артикуляции помогают избавить речь ребенка с кохлеарнымимплантом от монотонности, которая характерна детям с нарушенным слухом, и улучшить темпо-ритмическую организацию речи. [2, с. 3.] Кроме того, занятия способствуют концентрации внимания воспитанию дисциплины детей во время коррекционной работы.

При проведении занятий следует учитывать специфические особенности проимплантированных детей и правильно подбирать упражнения и следить за подачей речевого материала. При работе с детьми с кохлеарными имплантами необходимо принять во внимание следующие требования:

—        Нужно избегать резких движений: поворотов, наклонов, прыжков с высоты, переворотов и кувырков, - что может привести к поломке речевого процессора.

—        Речь педагога должна быть спокойной и четкой, не слишком громкой.

—        Если кохлеарный имплант установлен на одном ухе, то такому ребенку трудно сразу найти источник звука, так как у него отсутствует билатеральный слух. Внимание на эту особенность нужно обратить, если ребенок перенес операцию не так давно и еще не научился ориентироваться в слуховом пространстве. В таком случае рекомендуется говорить со стороны проимплантированного уха. Однако после продолжительной реабилитации у ребенка формируется навык слуховой ориентации, и уже не учитывается, с какой стороны у ребенка установлен имплант, поэтому педагог может говорить с ребенком свободно без учета данной особенности.[1, с. 24]

Так как указанный метод восстановления слуха детей раннего возраста в настоящее время только начал развиваться и входить во врачебную и педагогическую практику, то существует совершенно небольшое количество методик по развитию речи у детей с кохлеарными имплантами. Данная категория детей является мало изученной и имеющей определенную специфику. Многие специалисты не имеют конкретных представлений о работе с проимплантированным ребенком.

Можно выделить несколько этапов в слухоречевой реабилитации ребенка:

  • Непосредственная настройка процессора;
  • Развитие слухового восприятия речевых и неречевых звуков окружающего мира;
  • Развитие навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
  • Овладение значением слов, фраз и предложений;
  • Развитие устной речи;
  • Развитие мышления, памяти, внимания;
  • Развитие крупной и мелкой моторики;
  • Развитие личностных качеств.

Однако хотелось бы отметить, что не все эти этапы должны проходить независимо друг от друга. Так, развитие мелкой и крупной моторики должно сопровождать все этапы слухоречевой реабилитации[4, 311].

Когда ребенок активно и ритмично двигается, улучшается работа лобной и височной долей головного мозга (моторные и сенсорные центры речи). К тому же, энергичные или плавные движения, как таковые, развивают у ребенка пространственно-временные представления, позволяют ребенку ощутить себя в окружающей среде, почувствовать вес и объем собственного тела. Развивая представления о пространстве, педагог обращает внимание на употребление в речи предлогов, что также является немаловажным аспектом логопедической работы. При одновременном педагогическом воздействии на речевую и двигательную сферы ребенка с кохлеарным имплантом, включенного в речевую среду, у него вырабатываются понятия основных видов движений. Поэтому важно отметить, что на таких занятиях ребенок может быстро усвоить глаголы действия (идти, бежать, стоять, лежать, сидеть и т.д.), соотнося их с самим действием и повторяя многократно[2].

Развитие речи ребенка с кохлеарными мплантом опирается на слух, зрение и осязание. Ребенок воспринимает речь и задания педагога на слух, подкрепляя зрительным примером (педагог показывает движение, которое ребенок должен повторить) и тактильными ощущениями (ощущениями при движениях тела одновременно с ритмом речи). Эти три составляющих развития устной речи ребенка могут одновременно сочетаться на занятиях, разработанных совместно педагогом по адаптивной физической культуре и учителем-логопедом.

Один из методов сочетания физических упражнений с произношением – это метод фонетической ритмики, который широко используется в реабилитационной работе с детьми после операции по кохлеарной имплантации. Сущность метода заключается в том, что движения тела, головы, рук, ног производятся с одновременным голосовым сопровождением: звуком, словом, предложением или целым стихотворным текстом. Этот метод включает в себя работу над  звуками речи, ее слитностью, ритмом, темпом и интонацией. Система двигательных упражнений в сочетании с произношением вслух  определенного речевого материала стимулирует формирование как правильного произношения, так и развития физиологического движения. Основой для занятий фонетической ритмикой являются звуки, слоги, слова, фразы, а позже и тексты, которые сопровождаются разнообразными движениями и которые подбираются педагогом в зависимости от уровня речевого развития и сформированности произносительных навыков. Речевой материал должен быть доступным, понятным нужным в общении.

Например, что касается произношения звуков, как основы красивой и чистой речи, то гласные сопровождаются длительными, плавными движениями, а согласные – быстрыми и резкими. Произношение слога «па» может сочетаться с выпрямлением согнутых в локтях рук, слог «пу» – с выбрасыванием вперед руки, сжатой в кулак. Шаги вперед сопровождаются произнесением слогов «татата», а подпрыгивания – слогами «тотото». Все делается и произносится ритмично, интенсивно. Также педагог может отхлопывать ритм, а дети в это время должны выполнять ранее изученные движения [5].

Помимо этого, особое внимание уделяется дыхательной системе ребенка. Как известно, у детей с кохлеарным имплантом на начальных этапах реабилитации нарушено речевое дыхание ввиду долгого отсутствия речи. Упражнения на развитие правильного физиологического дыхания способствуют развитию и правильного речевого диафрагмального дыхания. Такие упражнения могут сочетаться с движением рук вверх-вниз, поворотами туловища – влево-вправо, наклонами головы [2].

Занятия по фонематической ритмике проводятся ежедневно, их длительность варьируется от 15 до 25 минут. Педагогом составляется план занятий на неделю, в течение которой проводятся одни и те же упражнения, но речевой материал усложняется. При составлении плана необходимо учитывать произносительные трудности, то есть можно включать в занятие такой речевой материал, в котором есть только один звук, вызывающий трудности у детей, а остальные звуки произносятся ими верно. Нужно также помнить, что дети на занятиях должны иметь возможность свободно двигаться [3]

Если отсутствует возможность выделить фонетическую ритмику как отдельное занятие, логопед может включить ее элементы в свою работу, уделив ей 3-5 минут во время урока. Фонетическая ритмика предполагает также возможность музыкального сопровождения. На таких занятиях внимание уделяется нормализации речевого дыхания (силы и длительности вдоха и выдоха), развитию чувства ритма и моторной сферы. Ребенок с кохлеарным имплантом учится подражать движениям, поведению, речи взрослого, что положительно сказывается на его физическом и речевом развитии. О. В. Зонтова обращает внимание, что занятия фонетической ритмикой являются неотъемлемой частью реабилитационного процесса с проимплантированными детьми и играют важную роль в формировании правильного звукопроизношения, одновременно с развитием естественных движений. На первоначальных этапах занятий фонетической ритмикой вырабатываются умения ребенка подражать взрослому. Для развития подражательной способности рекомендуется использовать следующие упражнения, где ребенку нужно топать ногами и хлопать в ладоши. При этом педагог сначала показывает задание самостоятельно, затем произносит слова, сопровождая их действиями ребенка, например, берет его руки и хлопает в ладоши, проговаривая: «Хлоп-хлоп-хлоп». И только потом ребенка просят выполнить движения, слушая словесное подкрепление педагога[3].

Для развития темпо-ритмической организации речи целесообразно использовать сопровождение физических упражнений ребенка речевым материалом, представленным в стихотворной форме, что помогает сохранить ритм в речи и движениях. Двигательные упражнения совместно с одновременным проговариванием текстового сопровождения помогают научить ребенка координировать движения мышц тела и артикуляционного аппарата. К тому же, повторяя именно стихотворное сопровождение движений сопряженно с педагогом, ребенок с кохлеарным имплантом учится контролировать и регулировать на слух свою речь. Включаются в занятия и упражнения на развитие силы и высоты голоса, в которых ребенку нужно говорить громко или тихо. При этом педагог следит, чтобы громкая речь не переходила в крик, а тихая – в шепот. [1]

Обобщая, можно сказать, что упражнения по фонематической ритмике направлены на:

—        Развитие правильного речевого дыхания;

—        Нормализацию темпа, ритма и тембра речи;

—        Восприятие и воспроизведение различного речевого материала и ритма;

—        Физическое развитие и фонетическое восприятие [2, с. 3].

Хотелось бы отметить психологическую составляющую такой работы. Во время фронтальных занятий по фонетической ритмике в процессе взаимодействия ребенка не только с педагогом, но и с другими детьми затрагивается такой немаловажный аспект психолого-педагогической реабилитации детей с кохлеарным имплантом, как социализация. Ведь именно общение со сверстниками позволяет ребенку включиться в социальные отношения, научиться вести себя в группе ровесников и работать в коллективе.

Таким образом, отметим, что развитие речи совместно с физическими упражнениями благотворно влияет как на развитие речевых навыков, фонетического восприятия, слухового внимания и памяти, так и на общее здоровье ребенка с кохлеарным имплантом. Очевидна важность взаимодействия специалиста по физической культуре и учителя-логопеда. Именно благодаря комплексному подходу работа с детьми с кохлеарнымиимплантами по коррекции и реабилитации становится более продуктивной и эффективной.