Полный текст статьи
Печать

Одной из важных задач коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста, имеющих отклонения в овладении речью является формирование фонематического восприятия. Изучению фонематического восприятия посвящено много специальных исследований таких ученых, как А.Н. Гвоздева, Н.Х. Швачкина, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, М.Е. Хватцева, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой и др.

В наше время отмечается тенденция к увеличению количества детей, имеющих проблемы в овладении речью, особенно это характерно для детей раннего возраста. Поскольку именно в раннем возрасте начинается развитие фонематических процессов и в целом формируется устная речь ребенка. Проблема способности к восприятию и различению звуков речи детьми раннего возраста приобретает особую актуальность.

А.Н. Гвоздев [1] в своих исследовательских трудах отмечал, что для полноценного усвоения ребенком звуковой стороны речи необходимо сформированное фонематическое восприятие, тем самым указав на роль фонематического восприятия в развитии речи. Р.Е. Левина отметила, что фонематическое развитие ребенка тесно связано со звукопроизносительным взаимодействием голосовых реакций, звуковых впечатлений, которые доставляются слухом [3].

Речь формируется постепенно в индивидуальном развитии ребенка.  Сформированность фонематических процессов играет особую роль в становлении и развитии речи. На основе фонематических процессов ребенок учится выделять речевые и неречевые звуки, понимать смысл слов, фраз, различать схожие слова по звучанию, но имеющие разное лексическое значение.

Термин «фонематическое восприятие» был введен Д.Б. Элькониным [2]. Он писал о том, что ребенка необходимо обучать фонематическому восприятию. Понятие «фонематическое восприятие», данное Д.Б. Элькониным, хорошо раскрыто в учебнике Л.С. Волковой и определяется как специальные умственные действия, направленные на дифференциацию фонем, а также на установление звуковой структуры слова.

В процессе онтогенеза фонематическое восприятие проходит определенные этапы развития. Проблеме развития фонематического восприятия в онтогенезе посвящены многие исследовательские работы, таких ученых как Р.Е. Левиной, Н.Х. Швачкина, А.Н. Корнева, А.И. Гвоздева и др.

Из исследований Р.Е. Левиной [4]  можно выделить несколько этапов становления фонематической системы языка ребенка в онтогенезе:

  1. Дофонетическая стадия: для данной стадии характерно полное отсутствие дифференциации фонем окружающей речи, а также у ребенка отмечается отсутствие активных речевых возможностей и понимания речи.
  2. Стадия начала овладения восприятия фонем: данная стадия характеризуется тем, что на ней начинают акустически различаться наиболее контрастные звуки речи, но пока не различаются фонемы, которые являются близкими по каким-либо дифференциальным признакам. Ребенок распознает слово по общему звуковому «облику» т.е. воспринимает его глобально,  опираясь на мелодико-интонационные характеристики.
  3. Стадия различения звуков в соответствие с фонематическими признаками: данная стадия характеризуется тем, что дети начинают различать правильное и неправильное произношение. Также отмечается, что неправильно произнесенное слово ребенком узнается.
  4. Стадия преобладания в восприятии правильных образов звучания фонем родного языка. Тем не менее, ребенок распознает неправильно произнесенное слово. На данной стадии развития фонематического восприятия, его сенсорные эталоны пока нестабильны.
  5. Завершающая стадия развития фонематического восприятия. Данная стадия характеризуется тем, что ребенок правильно слышит и говорит, а также он перестает узнавать отнесенность неправильно произнесенного слова.

До этого момента фонематическое восприятие при нормальном психоречевом развитии ребенка формируется спонтанно. Когда ребенок начинает обучаться в школе или же обучение начинается уже в детском саду, благодаря целенаправленному обучению ребенок переходит на следующую стадию развития фонематического восприятия.

6.  Данная стадия характеризуется тем, что ребенок начинает осознавать звуковую сторону слова и его частей, из которых слово состоит.

Если ребенок достигнет данной стадии развития фонематического восприятия, то в дальнейшем это поможет ему овладеть фонематическим анализом и синтезом.  

В рассмотренных работах отмечается, что к 4-5 годам при норме развития у ребенка уже сформировано фонематическое восприятие, и он на слух может различать все фонематические характеристики речи.

Анализируя научно-теоретическую и методическую литературу по теме исследования, мы нашли определение отклонения в овладении речью, которое было сформулировано Е.В. Шереметьевой.

Отклонения в овладении речью – это недоразвитие вербальных, интонационно-ритмических процессов в пределах языковой системы определенной стадии речестановления, обусловленное незрелостью фонематического восприятия и/или двигательных основ артикуляции и/или неадекватностью требований близких взрослых. (Е.В. Шереметьева)

Дети с отклонениями в овладении речью, как отмечает Е.В. Шереметьева, имеют нарушения во всех компонентах психоречевого развития: когнитивных, языковых и психофизиологических компонентах речи. В исследовательских работах Е.В. Шереметьевой дана типология отклонений в овладении речью.  Отклонения в овладении речью отличаются по этиологии, степени выраженности и по своим проявлениям.

По степени выраженности выделяется три типа отклонений в овладении речью:

  1. резко выраженные отклонения в овладении речью;
  2. выраженные отклонения в овладении речью;
  3. нерезко выраженные отклонения в овладении речью.

По этиологии и проявлениям выделяются следующие типы отклонений в овладении речью:

  1. отклонения в овладении речью, которые обусловлены недоразвитием психофизиологических компонентов речи;
  2. отклонения в овладении речью, которые обусловлены недоразвитием когнитивных компонентов речи.

При обследовании фонематического восприятия используется традиционный в логопедии прием дифференциации слов, которые близки по звучанию, но разные по смыслу.

Е.В. Шереметьева отмечает, что для раннего возраста данный прием имеет свою специфику:

  • дифференциация слов осуществляется с помощью изображений, которые предъявляются ребенку, так как он еще не говорит.
  • для дифференциации подбираются только те слова, которые доступны пониманию ребенка в соответствии с периодами онтогенеза фонематического восприятия (Швачкин Н.Х.)
  • предъявляемые изображения должны быть реалистичными [5];

Е.В. Шереметьева для оценки состояния фонематического восприятия детей раннего возраста предлагает обследование, которое проводится в следующих направлениях:

1. обследование фонематического восприятия с помощью изображений;

2.      обследование понимания инструкций взрослого;

Итак, в нашем исследовании мы будем опираться на методику Шереметьевой Е.В., так как она разработана для детей раннего возраста, и учитывает особенности онтогенеза фонематического восприятия. Данная методика позволит нам наиболее точно выявить состояние фонематического восприятия детей раннего возраста.

Исследование проводилось на базе МДОУ № 307 г. Челябинска. В нем принимали участие дети группы раннего возраста, от 2 до 3 лет в количестве 10 человек: из них 3 ребенка (Катрина Г., Яша К., Надя Р.) с нормой речевого развития, 5 детей (Арина А.,Александра П., Максим Р., Матвей П., Максим М.) с нерезко выраженными отклонениями в овладении речью, 2 ребенка (Игорь Г., Маргарита В.) с выраженными отклонениями в овладении речью.

Обследование проходило в три этапа. На первом этапе мы обследовали у детей раннего возраста с помощью метода дифференциации: наличие/ отсутствие гласных звуков, наличие/ отсутствие согласных звуков, сонорные-шумные, твердые-мягкие, сонорные, переднеязычные-заднеязычные, шипящие-свистящие, плавные- jот, лабиальные переднеязычные, лабиальные заднеязычные, переднеязычные, заднеязычные, звонкие и глухие согласные.

Так как дети еще не говорят, различение слов лучше осуществлять по предъявляемым их изображениям. Опираясь на ступени развития фонематического восприятия, мы подобрали такие слова, которые будут доступны для понимания ребенка. Также важно объяснить ребенку значение некоторых слов сложных слов (галка-галька, галка-гайка марка-майка). Предъявляемые изображения были реалистичными.

На основании результатов обследования, опишем состояние фонематического восприятия детей, принявших участие в обследовании. Мы объединили детей в группы на основе схожести состояния их фонематического восприятия.

В первую группу вошли те дети (Катрина Г., Яша К., Надя Р.- норма речевого развития), у которых  фонематическое восприятие соответствует норме.

Во вторую группу вошли дети (Матвей П., Максим М.- нерезко выраженные отклонения в овладении речью), у которых в процессе обследования было выявлено нарушение дифференциации соноров и наличие/отсутствие согласного звука, заднеязычных, звонких и глухих согласных звуков.

В третью группу вошли дети (Арина А.,Александра П., Максим Р.- нерезко выраженные отклонения в овладении речью), у которых в процессе обследования было выявлено нарушение дифференциации сонорных, шумных, переднеязычных, заднеязычных, плавных, jот звуков.

В четвертую группу детей вошли дети (Игорь Г., Маргарита В.- выраженные отклонения в овладении речью), у которых в процессе исследования был выявлен низкий уровень сформированности фонематического восприятия. Большинство предлагаемых слов и их изображений дети не дифференцировали.

В первую группу вошли дети (Катрина Г., Яков К., Надя Р.- норма речевого развития), которые в процессе чтения сказок, всегда дослушивали до конца, отвечали на вопросы, показывали главных героев. Во время чтения слушали внимательно, были сосредоточены. Также важно отметить, что Катрина пыталась сама рассказать знакомую ей сказку. Часто приносила книги и просила, чтобы почитали. Можно сделать вывод о том, что родители читают дома вместе с детьми сказки. Детям доступны  все три вида инструкций.

Во вторую группу вошли дети (Арина А., Максим Р., Саша П., Матвей П.- нерезко выраженные отклонения в овладении речью) которых объединяет то, что они с интересом слушали сказки, отвечали на вопросы, показывали героев сказки. Главное, на наш взгляд это то, что дети просили сами почитать им сказки. Матвей П.  эмоционально реагировал на какие-то моменты из сказки, иногда сам задавал вопросы, если видел что-то ему не знакомое на иллюстрации к сказке.  Можно сделать вывод о том, что родители активно дома читают сказки с детьми.  Они понимают одноступенчатую, двухступенчатую инструкции. Трехступенчатая инструкция не доступна.

В третью группу вошел один ребенок (Максим М. нерезко выраженные отклонения в овладении речью), потому что Максим единственный ребенок, из всех обследуемых, который в процессе обследования молчал. Во время чтения иногда отвлекался, но дослушивал до конца. На вопросы по содержанию сказки отвечал показом на картинке. Максиму доступна одноступенчатая и двухступенчатая инструкции.

В четвертую группу вошли дети (Игорь Г. и Рита В. выраженные отклонения в овладении речью), которые преимущественно слушали короткие сказки, отвечали на вопросы. Рита иногда отвлекалась и переключалась на другую деятельность. Игорь и Рита понимают одноступенчатую, двухступенчатую инструкции. Трехступенчатая инструкция пока не доступна. Также важно отметить, что Рита выполняет инструкции, только если она в спокойном состоянии, если же она находится в двигательном возбуждении,  она не будет реагировать на обращенную речь.

Третий этап заключался с установление соотношения сформированности фонематического восприятия и понимания обращенной речи. Дети также были разделены на группы.

В первую группу вошли дети (Катрина Г., Яков К., Надя Р.- норма речевого развития), у которых в процессе первого этапа обследования было выявлено, что фонематическое восприятие соответствует норме. Этим детям доступно понимание одноступенчатой, двухступенчатой и  трехступенчатой инструкции. Дети внимательно слушали сказки, отвечали на вопросы и показывали главных героев.

Во вторую группу вошли дети (Арина А., Александра П., Максим Р., Матвей П., Максим М.- нерезко выраженные отклонения в овладении речью). В процессе первого этапа обследования было выявлено, что фонематическое восприятие недостаточно сформировано. Дети с удовольствием слушали сказки, отвечали на вопросы, показывали главных героев, но им не доступно понимание трехступенчатой инструкции.

В третью группу вошли дети (Игорь Г., Рита В.- выраженные отклонения в овладении речью) у которых фонематическое восприятие сформировано на низком уровне. Соответственно это отразилось на понимании обращенной к ним речи. У детей отмечается неустойчивость произвольного внимания, им было сложно сконцентрироваться при чтении сказок и в условиях словесной инструкции. Детям пока доступно понимание одноступенчатой и двухступенчатой инструкций. 

Итак, прослеживается следующая закономерность, что дети, которые достаточно хорошо дифференцируют слова, лучше понимают обращенную речь, чем дети, которые с трудом справлялись с дифференциацией слов. Ранний возраст является сензитивным периодом в развитии фонематического восприятия. Поэтому очень важно своевременно заметить нарушения фонематического восприятия и начать коррекционную работу.