В России, вплоть до 1986 г., злоупотребление наркотиками и заболеваемость наркоманией не были сколько-нибудь серьезной проблемой. Употребление наркотиков в немедицинских целях было локализовано, главным образом, в уголовной среде. Ряд препаратов, которые в настоящее время входят в список наркотиков, находились тогда в свободной аптечной продаже (такие, как кодеин, барбамил, ноксирон и др.), причем не были дефицитными. Ситуация стала принципиально меняться в 1986 г., когда среди подростков, в том числе учащихся, начало распространяться употребление одурманивающих веществ. Это явление совпало с развернувшейся государственной антиалкогольной компанией. В интервале с 1988 по 1992 г. рост наркомании в России замедлился, однако после 1992 г. он вновь принял высокие темпы. Можно утверждать, что употребление наркотиков стало массовым, развился мощный нелегальный наркобизнес, увеличился рост связанной с ним преступности [9].
В настоящее время все мировое сообщество с наркотизацией молодежной среды ведет борьбу с наркобизнесом, стараясь, прежде всего, ограничить доступность наркотиков. Производство, хранение и торговлю наркотиками во всех странах относят к уголовным преступлениям. В большинстве государств, в том числе и в России, имеются специальные подразделения по борьбе с наркобизнесом. Однако опыт показывает, что одними законами и запретами решить эту проблему нельзя, поскольку не учитывается следующее. Во-первых, пока на наркотики существует спрос, всегда находятся поставщики, предлагающие это зелье. Но если научить людей обходиться без одурманивающих средств, само по себе исчезнет и их потребление. Во-вторых, нельзя не учитывать, что наркотики не могут исчезнуть навсегда, так как они довольно широко используются в как обезболивающее средство и как препараты для лечения тяжелых психических заболеваний. Следовательно, нужно научить людей жить в мире, где есть наркотики, но не употреблять их. А для этого необходима всеобщая грамотность (своего рода «ликбез») в области наркологии [6].
Актуальность данной проблемы состоит в том, что за последнее время наблюдается резкий рост наркотизации среди молодежи и подростков. В ситуации наркогеноцида, постигшего нашу страну в конце XX в. и продолжающего прогрессировать в XXI веке, нашей стране необходима единая, комплексная общегосударственная антинаркотическая политика – не очередная кампания, а именно политика, направленная на снижение потребления, а также на принятие экстренных мер, ограничивающих до нулевой отметки круг потребителей наркотиков.
По мнению большинства специалистов в области наркологии, в отсутствии такой политики снижение спроса на наркотики может быть достигнуто в результате профилактических занятий, которые необходимо проводить в школах, средних и высших учебных заведениях, на различных предприятиях, в воинских подразделениях [6]. Главная опасность наркомании состоит в том, что ей, в основном, подвержен подростковый и юношеский возраст. Именно у подростков наблюдается повышенная эмоциональность, проявляющаяся в легкой возбудимости, импульсивности, страстности, частой смене настроений. Это та возрастная группа, которая отличается от остальных своеобразной психоэмоциональной неустойчивостью, агрессивностью, слабостью самоконтроля, резкостью в поведении. Подростки еще не научились глубоко проникать в смысл жизненных явлений и понимать их, а стремление к самостоятельным поступкам, суждениям у них уже ярко выражено, так как одним из психологических новообразований возраста является, именно, «чувство взрослости».
Отечественный исследователь И.С.Кон утверждает, что в подростковом возрасте особенно остро переживается чувство одиночества, этому способствует то, что отрочество представляет собой возраст двух противоположных устремлений [5]. С одной стороны, это стремление слиться с группой, обществом, миром, почувствовать себя их частицей; с другой стороны – боязнь потерять себя, свое «Я», свою только начинающую проявляться индивидуальность. Подростковый возраст – возраст кризиса, а, следовательно, особенно уязвимый. В этот период происходят значительные перемены в душевной организации взрослеющего человека. Педагоги и родители, поставленные в условия новой социально-стрессовой реальности, не в состоянии оказывать эффективное воспитательное воздействие на подростков и молодежь, поскольку сами не обладают необходимыми знаниями, навыками и современными социально – адаптивными стратегиями поведения. Это привело к тому, что выработка новых форм поведения у молодых людей происходит стихийно и бессистемно. Подростки не имеют определенных жизненных навыков, которые позволяли бы им самостоятельно справляться с воздействием хронических стрессовых ситуаций и вырабатывать здоровый и эффективный жизненный стиль без употребления наркотиков. Употребление данных веществ является одной из основных социальных опасностей всего мирового общества. В настоящее время все больше говорят о наркомании, как о болезни. Соответственно, под наркоманией понимается социально-обусловленная болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, вызывающим в малых дозах эйфорию, а в больших дозах – оглушение и наркотический сон, если рассматривать с медицинской точки зрения. Несомненно, эта тема привлекает специалистов из разных областей: медицины, психологии, педагогики, социологии и т.д.
В нашей работе данная проблема рассматривается в рамках производственной практики. В одном из колледжей г. Оренбурга нами был проведен анкетный опрос на тему «Отношение к наркотикам» (анкета создана психологической службой колледжа, приложение 1). Эмпирическую базу составили студенты колледжа в количестве 142 человек. Результаты представлены в таблицах. Каждая таблица соответствует вопросу анкеты. За основу нами взяты наиболее значимые данные.
Таблица 1 «Употребление наркотиков»
Употребление наркотиков |
% |
Необходимо |
1% |
Стыдно |
25% |
Модно |
6% |
Нельзя не при каких обстоятельствах |
68% |
Таблица 2 «Знакомые употребляющие НВ»
Есть ли знакомые, употребляющие наркотические вещества |
% |
2-3 человека |
32% |
Более 10 человек |
4% |
5-10 человек |
10% |
Ни одного |
54% |
Таблица 3 «Употребляли ли лично НВ»
Употребляли ли вы наркотические вещества |
% |
Никогда |
88% |
1-2 раза |
10% |
Иногда |
2% |
Таблица 4 «Потребление наркотиков, на ваш взгляд»
Потребление НВ, на ваш взгляд |
% |
Снимает стресс, поднимает настроение |
10% |
Деградирует человека |
24% |
Приводит к летальному исходу |
64% |
Позволяет открывать новое в себе |
2% |
Результаты анкетирования показали, что при всех негативных последствиях наркомании испытуемые пробовали НВ (наркотические вещества) – (12%); в 100% случаев – знают названия наркотиков; около 50% имеют знакомых, которые употребляют НВ. Студенты утвердительно ответили на вопросы, выделив такие ответы как, «наркотические вещества снимают стресс», «поднимают настроение», «открывают в себе что-то новое», таких ответов оказалось (12%). Но большинство испытуемых, все-таки считают, что употребление наркотиков ведет к деградации человека, и приближает его к летальному исходу (88%). Это может обуславливаться тем, что психологические особенности данного возрастного периода (склонность к подражательству, импульсивность, подчиняемость, повышенная внушаемость, возбудимость, перепады настроения, слабость воли и др.) ускоряют формирование желания употреблять наркотические средства.
На наш взгляд, полученные результаты свидетельствуют о том, что психологические особенности данного возрастного периода (склонность к подражательству, импульсивность, повышенная внушаемость, подчиняемость, возбудимость, перепады настроения, слабость воли и др.) ускоряют формирование желания употреблять наркотические средства. В связи с этим, мы предприняли попытку создания профилактической программы. Одной из таких эффективных форм профилактической работы являются методы активного социально-психологического обучения (МАСПО), в частности, социально – психологического тренинга. Нами разработана программа профилактического тренинга. План тренинга создан с учетом основных методических требований к работе с подростковой и юношеской аудиторией, рассчитан на 18 часов работы, соответственно, включает в себя 8 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Данная программа может повысить уровень информированности о проблемах, связанных с употреблением наркотических веществ, о последствиях употребления наркотиков и поможет сформировать у каждого участника собственную позицию по отношению к наркотикам.
Программа состоит из нескольких блоков, каждый из которых посвящен конкретной теме и включает в себя ряд упражнений. Блок занятий «Знакомство» направлен на ознакомление с аудиторией, основными правилами работы группы, создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Блок «Скажи наркотикам нет!» включает в себя работу по научению вариантам отказа от наркотических веществ, а также выработку навыков противостояния асоциальной группе. Блок «Жизнь без наркотиков. Приобщение к ЗОЖ», развивает мотивацию подростков и формирует здоровый жизненный стиль без употребления наркотических веществ. Заключительным этапом и подведением итогов тренинговой работы является ролевая игра «Тишина. Суд идет». Целью игры является пропаганда здорового образа жизни. Сценарий игры представляет собой модификацию судебного процесса, где ведущий просит всю группу принять участие в суде над зависимостью от наркотических веществ. На данном заключительном этапе работы группы происходит подкрепление знаний, полученных ранее, попытка еще раз осознать и прочувствовать значение приобщения к здоровому образу жизни.
Возможно, представленная нами программа, только очень небольшая часть, попытка включения в профилактическую деятельность. Но мы согласны с мнением специалистов, что в решении комплексной задачи профилактики наркомании среди подростков и юношества, значительную роль играют социально-психологические средства, включающие в себя формирование соответствующих ценностных ориентаций, здорового образа жизни, психотехнологий и воспитательных воздействий, направленных на формирование личностной устойчивости и саморегуляции подростков.
Тематический план работы
№ |
Тема |
Цель и задачи |
Количество занятий |
Форма работы |
1 |
«Знакомство» |
Знакомство с аудиторией, ознакомление с основными правилами работы группы, создание благоприятной эмоциональной атмосферы |
1 |
Упражнение «Моя визитка», Упражнение «Давайте знакомимся», Упражнение «Снежный ком», Упражнение «Мы похожи», «Мозговой штурм». |
2 |
«Портрет наркомана» |
Проводится опрос на отношение к наркотикам, составляется портрет человека употребляющего НВ. |
2 |
Игра «Ассоциации», Упражнение «Спорные утверждения», Упражнение «Попробуй», Упражнение «Портрет человека употребляющего НВ». |
3 |
«Скажи наркотикам нет!» |
Работа по научению вариантов отказа от НВ. Выработка навыков противостояния группе. |
2 |
Ролевая игра «Марионетки», Упражнение «Откажись», Упражнение «Вверх по радуге», Упражнение «скажи: НЕТ», Упражнение умение сказать «нет», Упражнение «Я забочусь о себе», упражнение «Зачем». |
4 |
Жизнь без наркотиков. Приобщение к «ЗОЖ» |
Мотивация подростков на формирование здорового жизненного стиля без употребления НВ. |
2 |
Упражнение «Поздравь соседа», Ролевая игра «Соблазнение», Упражнение «Табу», Упражнение «Твой выбор», Упражнение «Здоровье-богатство», Упражнение «Скульптура зависимости», Притча о бабочке. |
5 |
«Тишина. Суд идет» |
Ролевая игра. |
1 |
Игра «Тишина. Суд идет». |
Приложение 1
Уважаемые студенты!
Актуальность исследуемой проблемы сегодня не вызывает сомнений. Надеемся на честное и серьезное отношение. Обведите, пожалуйста, один из вариантов ответа в предложенной анкете.
1. Считаете ли вы, что употреблять наркотики:
А) стыдно
Б) модно
В) необходимо
Г) нельзя не при каких обстоятельствах
2. Сколько вы знаете названий наркотиков:
А) 1-2
Б) 5-10
В) более 10
Г) около 50
3. Есть ли у вас знакомые, употребляющие наркотические вещества:А) ни одного
Б) 2-3
В) 5-10
Г) более 10
4. Употребляли ли вы наркотические средства:А) никогда
Б) пробовал 1-2 раза
В) употребляю иногда
Г) регулярно
5. Известны ли вам случаи в употребления НВ в колледже:А) да
Б) нет
6. Считаете, что ответственность за употребление НВ человеком в возрасте 15-20 лет несут:А) сам человек
Б) родители
В) педагоги
Г) общество
7. Считаете, что употребление наркотиков:А) снимает стресс, поднимает настроение
Б) позволяет открыть новое в себе и в мире, расширяет круг общения
В) способствует деградации человека
Г) приближает летальный исход
8. Укажите пути решения проблемы наркомании: